Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Повторение пройденного: рынок МФО сближается с банковским
12.07.2021 FinRetailАналитика
Повторение пройденного: рынок МФО сближается с банковским

Рынок микрофинансирования «дрейфует» в сторону долгосрочных займов и становится более схожим с рынком банковского потребительского кредитования, перенимая некоторые его особенности, в частности связанные с сопутствующими страховыми продуктами


Вынужденный «цифровой рывок» 2020 года ускорил переход взаимодействия финансовых компаний и их клиентов в онлайн-каналы. Три четверти PDL-займов (Pay Day Loans — займы «до зарплаты») в конце 2020 года выдавались онлайн, тогда как годом ранее этот показатель составлял 68%, отмечает в своем обзоре Банк России. По мере роста технологичности МФО и развития дистанционных каналов доля онлайн-займов будет продолжать расти. Так, в конце мая Банк России сообщил, что ряд МФО подключились к инфраструктуре «Цифрового профиля гражданина», который позволяет взаимодействовать с клиентами через портал госуслуг. Это даст МФО дополнительные возможности в сферах идентификации клиентов и оценки кредитного риска при выдаче онлайн- и офлайн-займов.

Несмотря на «коронавирусные» ограничения и временное закрытие прошлой весной большинства офисов МФО, портфель микрозаймов по итогам 2020 года увеличился на 18% год к году, до 249 млрд рублей, отмечает ЦБ. Общее количество заемщиков по действующим договорам микрозайма выросло на 9% год к году, до 12,4 млн

При этом качество портфеля остается на приемлемом уровне. Доля просроченной задолженности на 90 дней и более в совокупном портфеле МФО за год выросла с 28 до 28,9%. В течение 2020 года доля «просрочки» 90+ поднималась выше 30%, но во второй половине года, с восстановлением экономической активности, платежная дисциплина улучшилась. По данным исследования группы QIWI, многие МФО во время пандемии были вынуждены ужесточить требования к заемщикам и изменить свои скоринговые модели, вследствие чего выросло число отказов в микрозаймах. При этом до трети клиентов МФО впервые обратились за микрозаймами именно в пандемию.

Качество заемщиков микрофинансовых компаний постепенно повышается. В МФО приходит «банковский» клиент. Этому способствует изменение регуляторного ландшафта — с начала прошлого года начали действовать повышенные требования к сегменту PDL. Структура портфелей микрофинансовых компаний в прошлом году перераспределялась в сторону более «длинных» займов. По итогам года объем выданных займов в сегменте IL (Installments — потребительские займы на срок более 30 дней) составил 206 млрд рублей, тогда как годом ранее — 196 млрд. В ЦБ считают, что введенные регуляторные ограничения будут способствовать дальнейшему снижению выдач в сегменте PDL и переходу компаний в сегмент IL. Так бизнес-модели МФО постепенно сближаются с банковскими и перенимают типичные «болезни» этого сегмента.

Сегодня сложно представить себе оформление банковского кредита без одновременного приобретения страховой защиты. Как отмечает регулятор, именно страхование жизни и здоровья заемщиков стало драйвером всего страхового рынка в первом квартале 2021 года. Вслед за банками расширяют проникновение страхования в свои продукты и МФО. Тенденция позитивная, если бы не некоторые «перекосы» по линии партнерского взаимодействия со страховыми компаниями.

Как известно, банки-агенты обеспечивают львиную долю премий страховщиков. Комиссии посредников постоянно растут. По данным ЦБ, в первом квартале этого года банковская комиссия составляла в среднем 41% страховой премии, (+4,8 п.п. за год). На рынке микрофинансирования схожая ситуация. Как и банки, МФО зарабатывают на комиссиях за продажу страховых услуг. И хотя их доля в общем объеме страховых премий, полученных через посредников, пока не особо заметна, комиссии игроков этого рынка запредельно высоки — в некоторых случаях они превышают 95%.

 

 

Несмотря на высокие комиссии микрофинансовых компаний, страховщики нацелены на увеличение численности своих партнерских проектов в данном сегменте. По этой причине они порой готовы работать в убыток, пренебрегая оценкой экономической эффективности проекта. Такая практика более характерна для крупных компаний, которые идут на серьезный тарифный демпинг. Страховые компании средней руки в большинстве своем не готовы использовать подобные инструменты, в результате чего оказываются в неравных конкурентных условиях.

Ситуацию усугубляет, как ни странно, технологичность сегмента микрофинансирования, обуславливающая наличие дополнительных посредников. Многие МФО пользуются услугами IT-компаний, обеспечивающих организацию работы ПО, включая интеграцию страховых услуг. Зачастую эти внешние подрядчики являются агентами тех или иных страховщиков и лоббируют их интересы в целях организации сотрудничества с МФО. При этом подобные IT-компании могут дезинформировать своего клиента — МФО — в части особенностей оказываемых клиентам страховых услуг. Все это способствует доминированию на рынке микрофинансирования ряда страховых игроков.

Очевидно, что сложившаяся ситуация может привести к снижению качества страховых услуг, оказываемых в этом сегменте. Чтобы этого избежать, необходимы здоровая конкурентная среда и прозрачность формирования тарифов как для самих МФО, так и для их клиентов.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ