Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Развитие требований ФАТФ в области цифровых активов
25.11.2021 FinCorpFinRegulationFinSecurityАналитика

Развитие требований ФАТФ в области цифровых активов

Регуляторный подход ФАТФ разрабатывался и разрабатывается постепенно, с адаптацией к новым инструментам и новым рыночным условиям. Цель данной хронологии — способствовать развитию требований ФАТФ в рамках регулирования операций с цифровыми финансовыми активами


Февраль 2013 года

Опубликована Методология ФАТФ по оценке соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности системы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Methodology for assessing technical compliance with the FATF Recommendations and the effectiveness of AML/CFT systems).

В данной публикации ФАТФ впервые обновила подход к оценке эффективности комплаенс-среды в рамках проведения операций с цифровыми активами (virtual assets) и осуществления деятельности поставщика услуг в области цифровых активов (VASP, Virtual Asset Service Providers).

Отметим, что точные критерии по цифровым валютам и поставщикам услуг в области цифровых активов в документе представлены не были.

Июнь 2014 года

ФАТФ определила ключевую терминологию в области цифровых валют и потенциальные риски противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Июнь 2015 года

ФАФТ выпустила Руководство по риск-ориентированному подходу при операциях с цифровыми валютами (Guidance for a risk-based approach to virtual currencies), где дано определение платежных продуктов и услуг в области виртуальных валют, а также обозначены Рекомендации ФАТФ, распространяющиеся на организации, предоставляющих услуги по обмену цифровых валют.

Октябрь 2018 года

ФАТФ внесла изменения в Рекомендации с целью уточнить распространение на финансовую деятельность, связанную с виртуальными активами. Кроме того, в Глоссарий ФАТФ были включены два новых термина: «цифровые активы» и «поставщик услуг в области цифровых активов».

В Рекомендациях установлены требования, согласно которым поставщики услуг в области цифровых активов должны подлежать регулированию в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, лицензированию и регистрации, и на них должны распространяться эффективные системы комплаенс-контроля.

Июнь 2019 года

ФАФТ выпустила Руководство по риск-ориентированному подходу к цифровым активам и поставщикам услуг в области цифровых активов (FATF Guidance for a Risk-Based Approach to Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers), или так называемый Travel Rule.

Основная причина публикации данного документа — обеспокоенность ФАТФ ростом использования цифровых активов в преступных целях вследствие их анонимности. В Руководстве также подчеркивается, что помимо рисков криптовалюты обладают потенциалом по повышению эффективности платежей и при снижении транзакционных издержек.

Документ распространяется на поставщиков услуг в области цифровых активов, к которым относятся криптобиржи, хедж-фонды, провайдеры сервисов для совершения операций с криптовалютами. В соответствии с Руководством к провайдерам можно отнести и физических лиц, если они подпадают под определение поставщиков услуг в области цифровых валют: проводят транзакции с криптовалютами, являются P2P-трейдерами и так далее.

К основным новациям документа можно отнести следующие требования:

  • получение лицензии поставщиками услуг;
  • обмен между VASP-информацией о своих клиентах (имена, адреса, номера кошельков) при транзакциях между ними от 1000 долларов или 1000 евро;
  • возможность отслеживания операций, их заморозка и отказ от проведения;
  • одобрение от регулятора при изменении структуры собственности криптобизнеса.

Данные изменения должны были быть внедрены до июня 2020 года.

Была утверждена Пояснительная записка к Рекомендации 15 в целях разъяснения требований ФАТФ к применению в отношении виртуальных активов и поставщиков услуг в области цифровых активов. В частности, это касается применения риск-ориентированного подхода к деятельности и операциям, связанным с цифровыми активами, надзора или контроля за поставщиками услуг в области цифровых активов; их лицензирования или регистрации; предупредительных мер, в том числе надлежащей проверки клиентов, хранения записей и документов и направления сообщений о подозрительных операциях; санкций и других правоприменительных мер; международного сотрудничества.

Октябрь 2019 года

Страны Большой двадцатки направили ФАТФ пожелание рассмотреть риски отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при использовании стейблкоинов, в том числе глобальных стейблкоинов, которые могут быть использованы в обменных операциях и выступать средством платежа при трансграничных расчетах в большом объеме.

Июнь 2020 года

ФАФТ представила Доклад странам Большой двадцатки о так называемых стейблкоинах (FATF Report to G20 on So-Called Stablecoins), в котором впервые дала определение стейблкоинам, а также подтвердила, что стейблкоины подвержены тем же рискам, что и другие цифровые валюты. Особое внимание в Отчете уделяется глобальным (широкого распространения) стейблкоинам ввиду высокого риска которых FATF призывает внедрять централизированный подход к контролю за операциями с ними.

Июль 2020 года

ФАФТ опубликовала Отчет, содержащий результаты анализа имплементации странами обновлений Рекомендаций ФАТФ в части цифровых активов и поставщиков услуг в области цифровых активов (12-Month Review of Revised FATF Standards on Virtual Assets and VASPs).

В Отчете представлены результаты анализа по следующим направлениям:

  • статус внедрения юрисдикциями новых требований ФАТФ в локальные нормативные акты в части цифровых активов и деятельности поставщиков услуг в области цифровых активов;
  • статус внесения изменений в бизнес-процессы самими VASP в целях соблюдения требований ФАТФ, в том числе с использованием новейших решений и протоколов защиты данных;
  • анализ деятельности поставщиков услуг в области криптоактивов в целях выявления дополнительных рисков или их индикаторов для последующих изменений контрольной среды.

Так, по данным Отчета, только 32 страны имплементировали подход к поставщикам услуг в области цифровых активов, а пять стран запретили какую-либо деятельность VASP на своих территориях.

Март 2021 года

ФАТФ опубликовала проект обновленного Руководства по риск-ориентированному подходу к цифровым активам и поставщикам услуг в области цифровых активов (FATF Guidance for a Risk-Based Approach to Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers), которое должно вступить в силу в ноябре 2021 года после получения мнений участников рынка. Проект вносит обязательства для NFT (Non-Fungible Tokens, уникальных токенов) маркетплейсов, стейблкоинов и их поставщиков, децентрализированных криптоплатформ.

Июль 2021 года

Опубликован второй Отчет, содержащий результаты анализа имплементации странами обновлений Рекомендаций ФАТФ в части цифровых активов и поставщиков услуг в области цифровых активов (2nd 12-Month Review of Revised FATF Standards on Virtual Assets and VASPs).

Подход к анализу был такой же, как к Отчету, выпущенному годом ранее.

ФАТФ отметила, что, несмотря на существенный прогресс в адаптации требований в локальном законодательстве, темпы все же невысоки. Так, только 58 стран окончательно определили свою регуляторную базу по отношению к поставщикам услуг в области цифровых активов.

Октябрь 2021

ФАФТ представила обновленное Руководство по применению риск-ориентированного подхода при совершении операций с цифровыми активами и к деятельности поставщиков услуг в области цифровых активов. Были даны разъяснения в области применения риск-ориентированного подхода до момента выпуска стейблкоинов, а также при совершении peer-to-peer операций с ними с целью выявления риска ОД/ФТ.

Кроме этого, была определена применимость Руководства к невзаимозаменяемым токенам (цифровой криптографический сертификат, который подтверждает право на владение цифровым активом), DeFi (децентрализованным финансам), DApp (децентрализованным приложениям), возможности мультиподписи.

Рекомендация 16 была расширена понятиями транзакционных расходов и определением подхода к проведению процедур «Знай Своего клиента» и санкционному комплаенсу.

В Руководстве были также представлены дополнительные требования к поставщикам услуг в области цифровых активов.


С развитием цифровых активов подход ФАТФ, а затем и регуляторная база юрисдикций, претерпевают существенные изменения. Исчезает фрагментация регулирования, что способствует устранению лазеек для преступных действий. При активном диалоге с рынком формируется новый, динамичный подход, адаптирующийся под реалии той или иной страны.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ