Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Законодательство о банкротстве в очередной раз подверглось существенной корректировке, в этот раз с целью повышения эффективности одного из ключевых инструментов — норм, регулирующих привлечение к ответственности контролирующих должника лиц
Указанные изменения в основном вступили в силу 30.07.2017, с момента официального опубликования Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ. Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, поданные после 01.07.2017, рассматриваются арбитражными судами уже по новым правилам
Указанный закон стал логическим продолжением корректирования норм о привлечении к ответственности контролирующих лиц должника. Начиная с изменений, введенных Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ, сформировался в достаточной степени регламентированный порядок, регулирующий вопрос ответственности менеджмента и бенефициаров компаний.
В Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) введена глава III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве». Несмотря на отсутствие в наименовании главы «контролирующих должника лиц», весь нормативный блок регулирует различные виды ответственности именно этой категории субъектов. В целом, законодатель более требовательно подошел к ответственности руководящих и иных лиц компаний, ввел новый инструментарий, позволяющий кредиторам защитить свой интерес, а также более ясно ответил на вопросы, возникающие в данной сфере в судебной практике.
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что перечень контролирующих лиц дополнен лицами, которые извлекают выгоду из незаконного и недобросовестного поведения тех, кто уполномочен выступать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ). Вопросы о том, кто может извлекать выгоду из незаконного и недобросовестного поведения уполномоченных лиц, каким образом устанавливается факт извлечения выгоды и иные конкретизирующие вопросы, Закон не разъясняет. Представляется, что данное пояснение было введено в противовес стремлению избежать привлечения к ответственности лиц, которые оказывали влияние на деятельность юридического лица, но прямо не поименованы Законом (например, лица, не являющиеся участниками обществ, но оказывающие влияние на принятие решений общих собраний посредством корпоративного договора).
Также законодатель прямо поименовал тех, кто в силу должностного положения может определять действия должника (пп. 3 п. 2 ст. 61.10 Закона): теперь главный бухгалтер и финансовый директор прямо названы в качестве субъектов, которые могут определять действия должника.
Кроме того, расширен период, в течение которого действия контролирующего лица требуют особой осмотрительности. Если ранее указанный период составлял три года до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то сейчас указанный период начинается за три года до момента появления у должника признаков банкротства (неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены).
Необходимо отметить, что помимо более требовательного подхода к вопросу привлечения контролирующих лиц к ответственности Закон ограничил щитом от презумпции контроля тех участников, кто владеет менее чем десятью процентами уставного капитала общества и получает обычный доход, связанный с владением ими (п. 6 ст. 61.10 Закона). Появились нормы, на основании которых суд может снизить размер ответственности или полностью освободить от нее: если лицо докажет, что осуществляло функции органа управления номинально и представит сведения, позволяющие установить фактическое контролирующее лицо, а также скрытое им имущество (п. 9 ст. 61.11 Закона).
В целом, виды ответственности контролирующих лиц законодатель разграничил так, как описанно ниже.
1. Субсидиарная ответственность по обязательствам должника контролирующих его лиц
1.1. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов (п. 61.11 Закона)
Основания привлечения к ответственности:
• причинение существенного вреда кредиторам в результате сделок;
• отсутствие или искажение данных бухгалтерского учета/отчетности;
• требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности превышают 50% общего размера требований кредиторов, включенных в реестр в результате правонарушения контролирующего лица;
• отсутствие или искажение документов, хранение которых является обязательным в силу прямого указания законодательства (нововведение);
• невнесение или искажение обязательных сведений в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ (нововведение).
Дополнен перечень оснований, за которые на лицо может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника. Теперь ответственность наступает не только за отсутствие необходимых документов бухгалтерского учета и отчетности, но и за все документы, хранение которых обязательно в силу законодательства (пп. 4 п. 2. ст. 61.11 Закона). Помимо расширения перечня документации контролирующие лица теперь несут ответственность также за несвоевременное внесение в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ сведений, обязательный характер внесения которых предусмотрен законодательством (пп. 5 п. 2 ст. 61.11 Закона). Ответственность за непредставление или искажение указанных сведений несет единоличный исполнительный орган юридического лица или лицо, в обязанности которого входит их внесение в реестры (п. 7 ст. 61.11 Закона).
Кроме того, Законом теперь предусмотрено, что контролирующие должника лица несут ответственность за вред, причиненный кредиторам, вне зависимости от оспаривания подозрительных и иных сделок должника (п. 3 ст. 61.11 Закона).
В качестве дополнительного основания представляется возможным обратить внимание на новое положение: даже если имущественной массы должника недостаточно для погашения требований кредиторов не по вине контролирующих лиц, контролирующее лицо будет нести субсидиарную ответственность, если после появления признаков неплатежеспособности оно существенно ухудшило финансовое положение должника (пп. 2 п. 12 ст. 61.11 Закона). Иными словами, контролирующие лица обязаны проявлять достаточные разумность и осмотрительность не только до появления признаков неплатежеспособности, но и после их появления.
1.2. Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 61.12 Закона)
В связи с неисполнением обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом введена новая обязанность лиц, уполномоченных на созыв собраний. Порядок совершения действий по подаче заявления установлен ст. 9 Закона. Если должник не обратился в арбитражный суд в течение месяца со дня возникновения обстоятельств, влекущих обязанность по подаче данного заявления (абз. 2–7 ст. 9 Закона), лица, уполномоченные на созыв общего собрания, обязаны в течение десяти календарных дней провести внеочередное собрание участников для принятия решения о подаче заявления. Собрание должно быть проведено в течение десяти календарных дней после направления требования о созыве (п. 3.1 ст. 9 Закона).
Размер требований, по которым контролирующие лица несут ответственность, дифференцирован. Размер требований за неподачу (несвоевременную подачу) заявления о признании должника банкротом, непроведение участниками общества собрания о принятии решения о подаче указанного заявления равен размеру обязательств, возникших после истечения месячного срока на подачу заявления, десятидневного срока для принятия решения на собрании и до возбуждения дела о банкротстве (п. 2 ст. 61.12 Закона). В остальных случаях (основания, по которым возникла невозможность полного погашения требований кредиторов: существенный вред, причиненный кредиторам; отсутствие и искажение данных бухгалтерского учета, отчетности и иные основания ст. 61.11 Закона) размер субсидиарной ответственности контролирующих лиц равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, заявленных после закрытия реестра, а также требований по текущим платежам (п. 11 ст. 61.11 Закона).
2. Возмещение убытков кредиторам (ст. 61.13 Закона)1
К возмещению убытков кредиторам (п. 2 ст. 61.13) привлекаются все лица, отвечающие признакам контролирующих должника лиц с учетом расширения указанного понятия.
Расширен перечень оснований для возмещения убытков кредиторам. Контролирующие должника лица теперь отвечают не только за нарушение требований Закона о банкротстве, но и в том случае, если своевременно не приняли мер по защите активов должника: не оспорили необоснованные требования кредиторов как после инициирования дела о банкротстве, так и до возбуждения дела о банкротстве (п. 2 и 3 ст. 61.13 Закона). Иными словами, законодатель обязал контролирующих лиц занимать активную позицию по оспариванию заявленных требований кредиторов до появления признаков неплатежеспособности.
Порядок подачи заявления о привлечении к ответственности контролирующих лиц
Законодатель однозначно установил, что подача заявления о привлечении контролирующих лиц к ответственности возможна в ходе любой процедуры банкротства (п. 1 и 2 ст. 61.14 Закона). Иными словами, подать заявление о привлечении лица к ответственности можно уже в процедуре наблюдения. Однако если на момент рассмотрения заявления (по основаниям ст. 61.11 Закона) невозможно определить размер субсидиарной ответственности, арбитражный суд приостанавливает рассмотрение заявления до окончания расчетов с кредиторами (п. 7 ст. 61.16 Закона). Конкретизация периода подачи заявления устранила сомнения относительно времени, когда кредиторы могут зафиксировать свои намерения перед судом. Срок давности по указанным требованиям: три года с момента, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу в связи с отсутствием средств на судебные расходы, возврата уполномоченному органу заявления о признании банкротом) и не позднее 10 лет со дня действий (бездействий), являющихся основаниями для привлечения к ответственности (п. 5 ст. 61.14 Закона).
Следует обратить внимание на положение законодательства, регулирующее привлечение контролирующих лиц к ответственности вне дела о банкротстве. По основанию ст. 61.11 Закона после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств на возмещение судебных расходов кредитор, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме, вправе подать в арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве, иск вне рамок дела о банкротстве (п. 1 и 2 ст. 61.19 Закона).
Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности
В ст. 61.17 Закона предусмотрены способы распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности. Законодатель закрепил три способа реализации указанных прав: 1) взыскание задолженности в рамках процедуры банкротства; 2) продажа требования по правилам ст. 139 Закона; 3) уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора. Тем самым расширено усмотрение кредитора на возможность распоряжения своими требованиями.
Обеспечительные меры
Весьма эффективной мерой защиты интересов кредиторов является прямое указание Закона на возможность подачи заявления о принятии обеспечительных мер в отношении контролирующего лица (абз. 2 п. 5 ст. 61.16 Закона). Суд по заявлению кредитора, который опасается за выведение контролирующим лицом имущества, вправе наложить арест на такое имущество.
Указанные нововведения и точные формулировки Закона позволят кредиторам более эффективным образом защитить свой интерес и снизят возможность выведения активов должника и контролирующих его лиц в преддверии банкротства.
1. П. 1 ст. 61.13 Закона регламентирует общее положение об убытках за нарушение Закона о банкротстве (конкретное основание возмещения убытков). Ввиду того, что п. 2 и 3 указанной статьи позволяют возместить убытки напрямую кредиторам, для удобства систематизации ст. 61.13 освещается с позиции интересов кредиторов.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)