Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • С Mastercard сервис «Наличные с покупкой» появился в России
27.12.2018 Best-practice
С Mastercard сервис «Наличные с покупкой» появился в России

В сентябре 2018 года Mastercard первой на российском рынке начала внедрение сервиса снятия наличных на кассах торговых точек при оплате покупок картой



Сотрудничество с банком «Русский Стандарт» и торговой сетью METRO Cash&Carry позволило запустить пилотный проект в магазине «Фасоль» в Москве. В октябре Mastercard сообщила о планах по внедрению нового сервиса с Райффайзенбанком и торговой сетью БИЛЛА. В России новый сервис получил название «Наличные с покупкой».

О сервисе «наличные с покупкой»

Представьте, что вам по какой-то причине нужны наличные. Вместо того чтобы бежать в отделение банка или искать ближайший банкомат, теперь появилась возможность получить наличные непосредственно на кассе в торговых предприятиях.

Новое решение представляет собой удобный способ получения наличных денег без потери скорости обслуживания в магазинах. Держатель банковской карты Mastercard приобретает товар, за который планирует расплачиваться картой, и одновременно с этим запрашивает выдачу наличных. Важно подчеркнуть, что вторая часть операции без первой, то есть без какой-либо покупки, невозможна. Максимальная сумма снятия в рамках одной транзакции — 5000 рублей, при этом воспользоваться сервисом можно вне зависимости от суммы покупки. Торгово-сервисные предприятия (ТСП) не будут взимать дополнительную плату с держателей карт — введение комиссии возможно только со стороны банков, по картам которых производится операция.

Этот сервис работает уже в десятках стран по всему миру: США, Великобритании, Германии, Польше, Швеции, Канаде, Австралии и других. Одной из передовых стран в этом плане считается Великобритания, так как там можно снимать наличные даже на кассах самообслуживания. Также сервис очень востребован в Польше. Именно опыт польского рынка мы использовали для запуска проекта в нашей стране.

Основная идея заключается в том, чтобы у держателей карт было больше возможностей снять с карты деньги там, где им удобно, в любое время. Наш опыт в других странах показывает, что при доступности наличных люди не снимают сразу все деньги с карты. Зная, что получить нужную сумму можно практически в любой момент, держатели карт чувствуют себя более комфортно и уверенно, оставляя полученную зарплату на счете, и в результате начинают чаще использовать карту для оплаты повседневных покупок.

Подготовка к внедрению

Несколько лет назад многие банки в России заинтересовались этим решением, и в 2016 году представители банков из Ассоциации участников МастерКард обратились в Ассоциацию с просьбой оценить возможность внедрения этого сервиса в России. Именно Ассоциация участников МастерКард провела большую подготовительную работу для запуска. В частности, был сделан правовой анализ российского законодательства в отношении возможности выдачи наличных на кассах ТСП в статусе банковского платежного агента (БПА). Ассоциация исследовала вопросы гражданско-правового, регуляторного и налогового характера. Была разработана форма дополнительного соглашения к договорам эквайринга, которое позволяет торгово-сервисному предприятию действовать в качестве банковского платежного агента и выдавать наличные деньги держателям банковских карт, которые хотят воспользоваться сервисом «Наличные с покупкой». Для этого требуется и одобрение эмитента. В итоге была разработана инструкция по подготовке и регистрации контрольно-кассовой техники для ТСП, планирующих осуществлять выдачу наличных.

Также было получено подтверждение от Федеральной антимонопольной службы о правомерности данного сервиса с точки зрения антимонопольного законодательства, получены разъяснения Банка России об использовании специального счета при выполнении БПА функции по выдаче наличных физическим лицам.

Поскольку данный сервис никогда ранее не использовался в России, подготовительный этап потребовал много времени. В марте 2018 года мы направили своим клиентам анонс с правилами и технологическими инструкциями для настройки сервиса и приступили к работе над его внедрением.

«Пилоты»

Нашими первыми партнерами по проекту стали банк «Русский Стандарт» и сеть мелкооптовой торговли METRO Cash&Carry. На Петербургском международном экономическом форуме в мае мы подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало запуск первого в России сервиса снятия наличных одновременно с оплатой покупки банковской картой на кассах ТСП. Запускать проект решили во франшизе компании METRO — торговых точках «Фасоль».

«Фасоль» показалась нам идеальным вариантом. Это и единый бренд, и независимые магазины формата «у дома». Это управленческие решения свободных предпринимателей, а также экспертиза и опыт крупной оптовой сети METRO. Сейчас в сети «Фасоль» уже более 900 магазинов в более чем 20 регионах страны — есть куда расширяться!

Уже 5 сентября 2018 года мы запустили пилотный проект в Москве, в магазине «Фасоль». Во время запуска мы озвучили и русское название — «Наличные с покупкой», над которым тоже какое-то время пришлось поработать и провести ряд фокус-групп. Пока воспользоваться новым сервисом в магазине могут только держатели дебетовых и кредитных карт Mastercard банка «Русский Стандарт», это «пилот». Постепенно METRO предложит подключить сервис всем партнерам по франчайзинговой программе и появится больше банков, по картам которых доступен сервис.

В октябре к внедрению сервиса приступил Райффайзенбанк совместно с торговым предприятием БИЛЛА. БИЛЛА обладает широкой сетью супермаркетов с большим ассортиментом наиболее популярных и востребованных категорий товаров в различных ценовых сегментах. В партнерстве с БИЛЛА наш сервис действует уже в нескольких европейских странах и доказал свою привлекательность и востребованность.

Mastercard активно работает над расширением партнерской сети и подключением новых ритейлеров и банков — как эквайеров, так и эмитентов. Мы технически готовы и хотим, чтобы рано или поздно сервис стал доступен держателям карт Mastercard всех российских банков.

Преимущества и перспективы

Сервис «Наличные с покупкой» стимулирует развитие безналичной экономики и является актуальным решением для такой большой страны, как Россия, где есть много удаленных районов и населенных пунктов с недостаточно развитой сетью банкоматов.

Мы убеждены, что возможность снятия денежных средств в ТСП будет широко востребована и полезна всем сторонам процесса. Торговые точки смогут сэкономить на инкассации и привлечь новых покупателей. Банки получат дополнительные доходы от увеличения безналичных оборотов по картам и остаткам на счетах и уменьшат расходы, связанные с обслуживанием банкоматов.

Держатели карт смогут снимать наличные там, где им удобно, в любое время. Кроме того, для совершения данной операции воспользоваться можно будет не только пластиковыми картами, но и смартфонами (Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay). Даже с точки зрения экономии денежных средств сервис предлагает пользователям дополнительное преимущество — процесс происходит по такому же принципу, как снятие наличных через банкомат, но тарифы могут быть более выгодными.

Наши исследования подтверждают, что у сервиса «Наличные с покупкой» есть большой потенциал в России: он воспринимается как более быстрый, удобный и привлекательный способ снятия наличных, чем банкоматы. В странах, где сервис уже работает, множество клиентов специально совершают небольшие покупки, чтобы снять денежные средства. По данным опросов Mastercard, в России семь из десяти человек хотят воспользоваться этим сервисом. При этом самый высокий процент положительных ответов наблюдался среди жителей небольших городов, где у многих банков мало или совсем нет банкоматов. Кроме того, количество желающих значительно возрастает, если клиенты уверены в том, что их банк не будет взимать дополнительную комиссию при снятии наличных в магазине.

Наши партнеры в Райффайзенбанке провели свое исследование в социальных сетях. Среди 5,5 тыс. пользователей Facebook, ВКонтакте и Instagram 73% участников опроса ответили «Да» на вопрос «Представьте, что при оплате покупок в супермаркете у вас была бы возможность снять наличные с вашей карты прямо на кассе. Была бы вам интересна такая опция?». Нам кажется, что результаты этих исследований и открытое желание потребителей воспользоваться сервисом — это прямое руководство к действию.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм