Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Северная казна»: как это было
01.01.2009

«Северная казна»: как это было

Пожалуй, одна из самых громких историй, связанных с региональными банками, произошла в Екатеринбурге. Председатель совета директоров банка «Северная казна» Владимир Фролов откровенно назвал произошедшее попыткой рейдерского захвата. Восстановим ход событий.


Опасный «кто-то»

В октябре на сайте банка «Северная казна» появилось обращение председателя совета директоров Владимира Фролова, сообщившего, что в период с 5 по 18 октября в отношении банка была предпринята дезинформационная атака. Среди каналов дезинформации он отметил спам-рассылки по ICQ и SMS-сообщения, форумы наиболее популярных городских порталов, личные переговоры и письма клиентам банка. Эти действия банк назвал частью четко спланированной и организованной акции по дискредитации банка «Северная казна» и других банков Свердловской области.

«Я считаю, что в России была проведена очень мощная PR-кампания против лидирующих крупных региональных банков, имевшая все признаки рейдерской атаки, — рассказывает «БО» Владимир Фролов. — В качестве примера могу привести Далькомбанк, Запсибкомбанк и Ханты-Мансийский банк, в Свердловской области атаковали нас и Уральский банк реконструкции и развития — это крупнейшие банки нашего региона. Знаю, что подобное происходило в Пензенской области и в Поволжье. Доходило вплоть до того, что группы людей ездили в машинах по городу и, как в дни выборов, из рупоров кричали «УБРиР и «Казна» рухнули!»

Председатель «Северной казны» считает, что он совершил ошибку, так как в преддверии атаки надолго уезжал в Москву, где его просили участвовать в разработке антикризисных действий для банковской сферы России. Занимаясь этими вопросами, он даже не подозревал, что атака может начаться на его банк.

Доходило до того, что группы людей ездили в машинах по городу и, как в дни выборов, из рупоров кричали «УБРиР и «Казна» рухнули!»

«Слухи были разогреты очень быстро и очень масштабно. Массированному информационному воздействию подверглись даже многие сотрудники банка — работники операционных залов и фронт-офисов, — говорит Владимир Фролов. — Когда стало ясно, что отток вкладов идет слишком интенсивно, мы приняли решение не допустить опустошения «Казны» и ввели некоторые ограничения. Параллельно началась работа по привлечению денежной помощи со стороны Центрального банка РФ и Сбербанка. Такая помощь нам была обещана. К этому моменту ко мне и членам правления, по звонку от одного из чиновников правительства Свердловской области, пришли так называемые покупатели — руководитель одного из региональных банков и еще один чиновник рангом пониже звонившего. Причем звонивший нам чиновник так и сказал: «Ребята, с получением помощи из Москвы возникли сложности, поэтому вам нужно принять и выслушать людей, которые к вам придут». А пришедшие покупатели были очень откровенны, они сказали: «Или вы продаете нам банк по той цене, которую мы укажем, или кредитов от Сбербанка не будет». Мы стали тянуть время и наконец получили сообщение, что деньги из Сбербанка пришли. Тогда мы поняли, что этот визит и получение денег от Сбербанка не были связаны. Мы со своей стороны сделали все возможное, чтобы затянуть эти переговоры, понять, кто реально стоит за всем этим. Самое интересное, что когда кредит от Сбербанка, несмотря на угрозы, все-таки поступил на счета «Северной казны», шантажисты просто молча удалились из нашего офиса, спешно прекратив все переговоры. А один из них впоследствии позвонил и сказал: «Простите, меня заставили». Я считаю, что мы поступили в тот момент правильно, пригласив нашего куратора из ФСБ — он был с нами постоянно, был погружен в процесс. Далее информация была передана в Московское УФСБ, в администрацию президента России и Центральный банк РФ».

Эту ситуацию в банке считают частью спланированной провокации: возбудить панику, спровоцировать вкладчиков и клиентов на вывод средств со счетов банков, а затем купить банк за бесценок. В этот раз ослабить и купить по дешевке банк не получилось. Владимир Фролов поясняет, почему считает подобные кампании фатальными для государства. По его мнению, дестабилизация региональных банков — это опасный социальный эксперимент.

«У нас на двоих с УБРиР больше полумиллиона вкладчиков и больше миллиона зарплатных карт, — горячо объясняет Владимир Фролов. — Мы не банковские киоски, мы на двоих управляем активами около двух миллиардов долларов. У каждого из нас несколько сотен банкоматов. И только представьте себе, что было бы, если бы это все перешло федеральным банкам? Я не знаю, как можно такое количество банкоматов без явных потерь развернуть в сторону федерального банка. Я считаю, что во время кризиса «лить бензин в костер» — это свинство по отношению к государству, к банковской системе».

Безусловно, эта дестабилизация обстановки сыграла крайне негативную роль для самих регионов. Не случайно информационные террористы направляют свои силы именно в крупнейшие промышленные регионы.

Метод быстрого реагирования

По данным банка «Северная казна», к кризису он готовился заранее, имел ликвидность, «в кубышке на кризис было 7 млрд рублей», и если бы не информационная атака, этих денег предположительно хватило бы на любую кризисную ситуацию. «Мы хотели забить панику деньгами, чтобы успокоить людей, но, наверное, в какой-то момент выбросили на рынок излишне много денег, — анализирует ситуацию руководство «Северной казны». — Самый большой отток средств был у нас по депозитам юридических лиц, хотя много паниковали и частные вкладчики. Пострадали мы еще и по той причине, что всегда старались быть максимально технологически продвинутым банком, а клиенты неожиданно для нас начали выводить деньги через интернет-банк».

Однако стабилизационный план был принят правлением банка в самые первые дни искусственно созданного ажиотажа вкладчиков. Были введены ограничения, необходимые для управления ликвидностью: сократили лимиты по выдаче средств по пластиковым картам до пяти тысяч рублей в сутки, изменили тарифы для юрлиц.

«Почему мы не выдавали вклады столь оперативно, как хотели наши клиенты? —объясняет сложную ситуацию Владимир Фролов. — Если люди приходят за своими деньгами одновременно, то ни один банк в мире не мог неожиданно выдать их всем. Мы ведь не говорили людям, чтобы они возвращали кредиты, это было бы абсурдом. Помогло довольно быстрой стабилизации ситуации в «Казне» и то, что был накоплен свой «денежный жирок». К примеру, банк имел на балансе торговый центр, который остался от не вернувшего кредит клиента. Если до этого банк не торопился решать его судьбу, то в разгар кризиса недвижимость продали и получили средства для поддержания ликвидности. Были организованы и другие сделки для клиентов, где банк смог получить комиссию — в общем, как вспоминают, крутились в тот момент как только могли.

В банке с благодарностью говорят о многих клиентах, компаниях, которые правильно прореагировали на сложившуюся ситуацию: многие присылали письма поддержки, одно из предприятий положило на депозит очень крупную сумму, да и те клиенты, которые просто остались, не вывели свои деньги — это уже большая поддержка.

Валютная выручка оборонных предприятий спасла «Северную казну» в период общего кризиса 98-го, поэтому оборонку банк кредитует и сегодня.

Владимир Фролов рассказывает, что выстоять помог и опыт работы в кризисных условиях 1998 и 2004 годов. Если бы не это, не уверены, что выжили... В 1998 году, когда начались массовый отток вкладов и девальвация рубля, «упало» все — и промышленность, и торговля, и сфера услуг. «Северная казна» тогда сумела получить «бонус», потому что кредитовала предприятия оборонной промышленности, работающие на экспорт. Валютная выручка этих предприятий спасла банк в период общего кризиса, поэтому оборонку банк кредитует и сегодня. Не обходит стороной сферы торговли, производства продуктов питания, малого и среднего бизнеса, на которых кризис отражается не так быстро. Банк считает своим преимуществом то, что никогда не был отраслевым или корпоративным, потому что считает такую стратегию очень рискованной.

Возможно, спасло банк и то, что в сложный период он постарался быть максимально открытым — о проблемах, которые многие банки сочли бы слишком «деликатными» или опасными, банк в тот момент не побоялся, по сути, кричать на каждом углу, отстаивая свою репутацию. Председатель совета директоров банка Владимир Фролов неоднократно обращался к вкладчикам и клиентам «Северной казны» с публичными заявлениями на тему атаки на банк.

Пересмотреть свое поведение пришлось и акционерам. Фролов рассказывает, что в какой-то момент пришлось переступить через себя, чтобы спасти банк и начать переговоры по продаже части акций и привлечению какого-либо серьезного инвестора. Правда, здесь изначально стояло ограничение: «приход нового инвестора означал бы серьезный шаг в развитии, вывод банка на новую ступень. А вести разговор с перекупщиками-шантажистами абсолютно не в интересах банка».

Собственные деньги акционеров решили направить на стабилизацию ситуации и создание благоприятного информационного фона вокруг банка. Сегодня на средства акционеров финансируется программа поддержки лояльных клиентов, еженедельно разыгрываются «Тойоты», турпутевки и квартира в Екатеринбурге. Основные акционеры уточнили, что готовы к более масштабным затратам в целях удержания клиентов. Владимир Родионов, акционер «Северной казны» и президент «Урал Авиа», объявил о намерении разместить валютную выручку, полученную в конце года от оборонных заказов, именно в «Северной казне».

О проблемах, которые многие сочли бы слишком «деликатными», банк не побоялся, по сути, кричать на каждом углу, отстаивая свою репутацию.

Цивилизующий кризис

И все же выстоять без помощи государства банк, пожалуй, смог бы только в относительно спокойных, пусть и кризисных условиях, но не в ситуации столь негативного информационного бума.

«Месяц государство не обращало на нас внимания, но затем, когда мы приступили к санации своего банка, мы получили господдержку, за которую очень благодарны, — рассказывает Владимир Фролов. — Нам подставило плечо государство, губернатор Свердловской области Эдуард Россель занял непримиримую позицию помощи нашему банку и помог с получением кредита в Сбербанке. Сам Сбербанк действовал также очень быстро и оперативно — с не всегда свойственной государственным учреждениям расторопностью».

Стабилизационные кредиты от Центрального банка и Сбербанка на сумму более 6 млрд рублей помогли значительно скорректировать ситуацию. Причем среди них есть кредиты с возвратом не через несколько недель, а через несколько месяцев. В «Северной казне» считают это знаком того, что государство рассматривает банк как перспективный: «Слабым банкам такие кредиты не дают, их просто присоединяют к другим банкам — как, например, произошло со Свердловским губернским банком».

Справка.БО

Банковская система Свердловской области представлена 24 кредитными организациями, помимо этого в регионе работают 103 филиала, из них 88 филиалов банков. По данным сайта ЦБ РФ, по состоянию на 01.01.2008 на долю местных банков приходилось 42% активов от всех банковских активов региона. Активная региональная экспансия федеральных банков, а также кризисные явления последнего времени, несколько изменили данную картину. По состоянию на 01.10.2008 доля местных банков снизилась до 37%. Для сравнения, в соседнем Пермском крае, также являющемся индустриально развитым регионом, по состоянию на 01.10.2008 работает восемь местных банков, и их доля в общей сумме активов составляет 13%.

10 ноября «Северной казне» удалось получить «длинные» деньги от Сбербанка, который принял решение о продлении сроков возврата предоставленного ранее банку стабилизационного кредита в размере 2,5 млрд рублей. «25 октября деньги были выделены сроком на 2 недели. Теперь кредитный договор Сбербанка РФ с «Северной казной» продлен на несколько месяцев», — выступил с официальным сообщением председатель правления «Северной казны» Андрей Волчик.

Пролонгацию кредита банк объясняет тем, что смог быстро стабилизировать работу после пика панического оттока вкладов. Полученные от Сбербанка средства пойдут на обслуживание текущих платежей предприятий-клиентов. Пролонгация кредита также позволит «Северной казне» направить свои внутренние ресурсы на восполнение кассовых разрывов, возникших в первой половине октября.

«Кризис делает банковскую систему более цивилизованной, — говорит Владимир Фролов. — Почему традиционно пассивы банков — это только вклады населения? Во всем мире государство размещает средства в своих банках, а почему наше государство раньше этого не делало? Сейчас они начали это делать, и это правильно. Эта трансформация, как мне кажется, даст возможность получить более надежную, современную и эффективную банковскую систему. Но, к сожалению, чтобы такую систему получить, всегда требуется кризис».

В середине ноября, спустя несколько недель после пика паники и оттока вкладов, ситуация в «Северной казне» входит в нормальное русло. Банк работает и считает, что угроза банкротства над ним не висит. Правоохранительные органы сейчас занимаются эпизодами произошедших в октябре событий. Еженедельно на расширенном рабочем совещании руководство банка и крупные акционеры анализируют результаты принятых мер и корректируют свои действия. После погашения паники и получения госсредств силы направили на возвращение к стандартным нормативам работы, таким как перечисление средств «день в день», снятие установленных ранее ограничений. Далее в стабилизационном плане — рассмотрение новых кредитных заявок, возвращение вкладчиков, ушедших на волне паники.

Владимир Фролов уверен, что когда ситуация уляжется, многие частные лица и компании вернутся в банк: «Они привыкли к нашему сервису, скорости, локальности принятия решений, технологиям высокого уровня. Одна из крупных торговых компаний региона, которая ушла от нас в разгар кризиса, рассказывала, что ей неудобно работать с федеральным банком, она привыкла к нашему интернет-сервису, так что нам есть на что надеяться».






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ