Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Создание IT-инфраструктуры, позволяющей обеспечить бесперебойную работу всего банка, является для многих банков первоочередной задачей. В условиях растущей конкуренции выигрывает тот банк, который способен избежать «сбоев» в функционировании БД. О том, как решает эту проблему один из лидеров российского рынка розничного кредитования — Кредит Европа Банк, рассказал «БО» начальник Управления Инфраструктуры информационных технологий Департамента Информационных технологий ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» Михаил Касрадзе-Панасьян.
— В чем состоят особенности политики банка в части информационных технологий?
— Прежде всего в том, что Кредит Европа Банк, в отличие от многих национальных банков, очень серьезно подходит к проблеме информационного обеспечения своей деятельности. Не секрет, что многие российские финансово-кредитные структуры придерживаются в данном вопросе практики «латания дыр»: они вспоминают про важность IТ в последний момент, решая накопившиеся проблемы фактически в авральном режиме. Кредит Европа Банк придерживается принципиально иной позиции: у нас есть четкое видение развития своей IT-инфраструктуры, есть перспективный план, рассчитанный на несколько лет вперед. Кроме того, мы выбрали долгосрочного партнера — компанию «ТехноСерв А/С», так как сотрудничество с профессиональным интегратором позволяет решать многие вопросы в сжатые сроки и на должном уровне качества.
— И проект по созданию такой мощной IТ-инфраструктуры, о котором мы будем сейчас говорить, тоже стоял в перспективном плане банка?
— Конечно. Банк наращивает количество филиалов, увеличивает число своих розничных и корпоративных клиентов. Понятно, что все это было изначально заложено в стратегию его развития. Но такой рост бизнеса банка нуждается в адекватном росте его IT-инфраструктуры. При этом, повторюсь, руководство банка отлично понимает, что IT-инфраструктура должна заранее удовлетворять задачам бизнеса. Только банк, имеющий такую политику, способен обогнать конкурентов в борьбе за ритейловых клиентов. А чтобы банк мог полностью сосредоточиться на работе с клиентами, мы привлекаем профессионального интегратора, обеспечивающего развитие IT-инфраструктуры банка и обладающего компетентными и опытными специалистами.
— Расскажите тогда о преимуществах, которые получает банк, реализуя этот проект.
— В качестве основы мы выбрали систему хранения данных класса Hi-End — EMC Symmetrix DMX. Это оборудование высшего мирового уровня. До этого в Кредит Европа Банке была установлена система хранения ЕМС CLARiiON — оборудование, относяще- еся к классу mid-range. До определенного момента оно отвечало потребностям банка, в определенном смысле отвечает им и сейчас. Однако уже в недалеком будущем банк будет нуждаться в более совершенной системе. Система, которая будет установлена, обладает большими объемами и большей производительностью, на ней можно будет консолидировать все данные Кредит Европа Банка — причем не только основные, но и вспомогательные. Плюс к этому Symmetrix DMX 4 повысит надежность хранения данных — она обладает наивысшими параметрами в части надежности. Кроме того, Symmetrix DMX 4 позволит банку получать оперативную банковскую аналитику на основе актуальных данных.
— Вы сказали, что система Symmetrix DMX 4 обладает наивысшими параметрами надежности. Что это значит?
— Это значит, что в ее рамках риск выхода системы из строя из-за так называемого человеческого фактора фактически сведен к нулю. Все технологии, которые в нее заложены, рассчитаны не только на то, чтобы сохранить устойчивость оборудования, но и на то, чтобы не дать администратору вывести систему из равновесия. С нашей точки зрения, это — принципиально важный момент: хорошо известно, что большинство сбоев в работе информационных баз данных банков происходит как раз по вине администраторов. Об этом свидетельствует и опыт российских банков, и опыт деятельности крупных иностранных финансово-кредитных структур. В случае же с «ТехноСерв А/С» мы не только получаем надежную систему, но и твердо знаем: специалисты компании всегда готовы оперативно оказать помощь администраторам банка или даже взять на себя управление в критических ситуациях. И в этом одна из основных причин, по которой банк сделал выбор в сторону сотрудничества с интегратором.
Мнение
Андрей Ларшин, руководитель отдела по работе с международными банками «ТехноСерв А/С»: «Symmetrix DMX 4 — это, образно говоря, «параноидально» надежная система, рассчитанная на обеспечение самых высоких требований в части хранения и управления корпоративной информацией. Кроме того, это хорошо масштабируемое решение — заказчик получает возможность наращивания производительности по мере роста бизнеса банка».
— Но человеческий фактор — не единственная угроза для безопасности базы данных. Как будут устраняться или минимизироваться другие риски?
— В рамках установки системы планируется создание disaster recovery-решения — площадки, удаленной от главной информационной базы на несколько десятков километров. Она будет находиться в защищенном месте, там будет стоять аналогичное оборудование. В случае если главная база по каким-то причинам выйдет из строя, банк сразу же сможет получить резервную копию базы без потери самых последних данных. Таким образом, его работа не будет прерываться больше чем на два-три часа. А подобные прецеденты прерывания работы банков из-за выхода из строя баз данных на российском банковском рынке уже бывали. Данная перспективная задача стала одним из определяющих факторов выбора Symmetrix DMX, так как именно эта система обладает наиболее совершенным и отлаженным механизмом удаленной репликации.
— Какие, с вашей точки зрения, услуги может предложить банку интегратор, помимо разработки решения и поставки оборудования?
— В нашем случае речь действительно идет не просто о разработке решения. Помимо прочего мы получаем и консультационные услуги по проведению «миграции» — по переводу данных с существующего оборудования на новое. Эта задача является чрезвычайно сложной, так как информационная база у банка огромная, остановить ее работу даже на сравнительно короткое время нельзя — наша финансовая структура работает в режиме семь дней в неделю, двадцать четыре часа в день. Таким образом, миграцию данных придется проводить «вживую», в режиме реального времени. «ТехноСерв А/С» готов консультировать нас по техническим вопросам этого перевода, он разработает план миграции, выделит необходимые этапы и будет контролировать весь процесс в режиме online. С нашей точки зрения, это чрезвычайно ценно: опытный интегратор занимается всеми технологическими вопросами, а банк может сосредоточиться на основной деятельности.
— А были за время этого сотрудничества прецеденты, когда банк полностью «встал» из-за сбоя в работе базы данных?
— Нет. Был случай, когда из-за сбоя оборудования система работала не в полную мощность. Неполадка была устранена в течение шести часов, после чего система вошла в нормальный режим функционирования. Но даже тогда сбой не носил драматического характера, потому что система продолжала работать, просто не в полную силу.
— Но ключевым вопросом при покупке оборудования обычно становится соотношение цена — качество. Как ваш банк решает этот вопрос?
— Известно, что решения класса High-End являются достаточно дорогостоящими. Но это естественно, если учесть их возможности и преимущества. По моему глубокому убеждению, лучше заплатить высокую цену за качественное и эффективное решение, чем потом нести огромные финансовые и имиджевые потери в случае выхода IT-системы из строя.
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные