Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Российским банкам необходимо качественно улучшить организацию и управление своей деятельностью, уровень обслуживания клиентов, а также сформировать эффективные банковские продукты и услуги. Только тогда они смогут стать конкурентоспособными на мировой арене
Особую роль в качественном росте играют стандарты организации управления банковским бизнесом. Они учитывают лучший мировой опыт в области менеджмента, а также опираются на достижения отечественных банков. Разрабатываемые стандарты содержат прежде всего требования к конкретным бизнес-процессам и продуктам, на основании которых могут быть выработаны рекомендации по улучшению управления в банках.
То есть работа над стандартами — важная и необходимая деятельность для всего банковского сообщества, и к этой деятельности подключаются все больше и больше энтузиастов, практиков, ученых. Идея разработки и применения стандартов привлекает все больше банков. Одни выдвигают свои предложения, другие соизмеряют свои возможности. Процесс пошел. Вместе с тем общий темп и скорость распространения стандартов еще недостаточен. Есть ряд объективных и субъективных причин, сдерживающих работу в данном направлении.
Во-первых, российские банки находятся еще во многом на этапе экстенсивного развития, когда качество работы не всегда рассматривается первейшей целью деятельности. Зачастую на рынке действуют факторы временные, конъюнктурные, а также связанные с недобросовестной и несправедливой конкуренцией. Сильнейший пресс давит и со стороны регулятора, который в системе надзора предъявляет все новые и новые требования, отвлекает банки от их работы по качеству управления.
Но проблема состоит еще и в том, что разработкой стандартов занимаются специалисты отраслевого сообщества на добровольных, общественных началах. В эту работу еще не включена система банковского надзора, которая могла бы положительно оценить качество работы кредитных учреждений, применяющих в своей деятельности стандарты. Это серьезно повысило бы стимулы работы банков во внедрении лучших методов работы.
Все эти проблемы решаемы и преодолимы. Нужна настойчивая ежедневная работа по улучшению стандартов и их упрощению, что позволит применять рекомендации по управлению качеством в широком масштабе.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?