Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
— Какие платежи наиболее часто оплачивают через терминалы компании?
— Какие платежи наиболее часто оплачивают через терминалы компании?
— Пользователи чаще всего оплачивают сотовую связь. Исторически именно с платежей за сотовую связь и начинался терминальный рынок. Сейчас доля таких платежей в обороте терминалов постепенно сокращается. В QIWI она составляет порядка 77%. Следующими по объему идут платежи в пользу розничных компаний — 7%, интернет-провайдеров — более 5%, банковские продукты — 4% и платежи в пользу электронных кошельков — чуть более 2%. Так выглядит пятерка лидеров.
— Каковы перспективы платежных терминалов в ближайшие годы? Могут ли они исчезнуть как класс?
— Нет, в ближайшие годы терминалы не исчезнут. Для многих россиян терминалы остаются единственным способом оплаты повседневных услуг, находящимся в зоне шаговой доступности. В России пока нет другого общедоступного платежного инструмента, предоставляющего такой широкий перечень услуг — во многих терминалах можно оплатить услуги более 2 тыс. провайдеров. Уровень проникновения Интернета и общая «продвинутость» плательщиков пока не позволяет всем желающим оплачивать услуги через электронные кошельки — по данным фонда «Общественное мнение» зимой 2010–2011 года в городах с населением от 100 тыс. и выше уровень проникновения Интернета составил 50%, в целом по России доля интернет-пользователей среди взрослого населения составила 43%.
Таким образом, терминалы, учитывая скорость развития альтернативных платежных каналов, будут актуальны для россиян в течение еще, как минимум, пяти лет. В дальнейшем, по нашим прогнозам, их число будет сокращаться, но окончательно они покинут арену платежных инструментов не скоро. Не зря ряд банков, в том числе и Сбербанк, в прошлом году приступили к установке собственных терминалов — это все еще удобный инструмент, не требующий больших вложений и затрат на обслуживание.
— Что изменилось для вашей компании после принятия 103-ФЗ?
— Одним из требований 103-ФЗ стала фискализация терминалов — это, пожалуй, самый важный пункт, который повлиял на ситуацию на рынке. В результате фискализации, агенты платежных систем должны были понести значительные финансовые затраты. Группа QIWI сделала все, чтобы их минимизировать. Была создана профильная компания, которая поставляла контрольно-кассовую технику для наших агентов по сниженной цене. Именно благодаря этому подавляющее большинство агентов осталось с нами. Однако в целом по рынку произошло перераспределение агентов: часть ушла под банки, часть была все-таки вынуждена продать свой терминальный бизнес, часть ушла под региональные платежные системы, которые не предъявляют жестких требований по соблюдению закона.