Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Удаленная идентификация — чаяния и реальность
06.12.2018 Аналитика

Удаленная идентификация — чаяния и реальность

В рамках V Практической конференции «IdTech-2018: идентификация и биометрия в финансовой отрасли, практика и перспективы», организованной и проведенной «Б.О», состоялась панельная дискуссия, посвященная биометрической идентификации, текущему положению дел и перспективам.


В дискуссии приняли участие: Павел Чеботарев, начальник управления по развитию инициатив в области финансовых технологий Совкомбанка; Ксения Андреева, руководитель отдела развития дебетовых карт, пакетов услуг и программ лояльности Райффайзенбанка; Артем Харченко, руководитель отдела предотвращения мошенничества Тинькофф Банка; Сандип Шарма, руководитель Центра развития электронных продуктов и сервисов для розничных клиентов Альфа-Банка; Елена Медведева, руководитель направления новых технологий интернет-кредитования Хоум Кредит банка; Марина Фролова, заместитель директора по операционной деятельности Росбанка; Андрей Шурыгин, руководитель дирекции биометрических технологий Почта Банка; Александр Сулимов, директор проектов корпоративного блока Сбербанка; Елена Ходюня, коммерческий директор дирекции «Расчеты» компании ЦФТ; Дмитрий Корэ, директор по работе с государственными заказчиками — начальник отдела по работе с ключевыми клиентами РТЛабс. . Модерировал обсуждение Эльман Мехтиев.

 

Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 


Нужна ли банкам биометрическая идентификация? Сколько клиентов уже сдали биометрические данные?


Павел Чеботарев, Совкомбанк Павел Чеботарев (Совкомбанк): Биометрическая идентификация нужна. Можно констатировать, что клиенты уже активно обращаются с вопросами по биометрической идентификации, но, к сожалению, пока 80–90% интересующихся — из числа наших же клиентов, желающих попробовать что-то новое. Сколько именно клиентов на сегодня сдали биометрию, сказать, к сожалению, не могу, пока это военная тайна.

Ксения Андреева, Райффайзенбанк Ксения Андреева (Райффайзенбанк): Стратегия у всех банков, по сути, одна — сделать жизнь клиента проще. В этом плане биометрия для нас — один из кусочков общего паззла, который позволит проще обслуживать клиентов, свободно работать в тех регионах, где нет точек физического присутствия Банка. Поэтому биометрия однозначно нужна, мы в нее очень верим. Что касается количества клиентов, сдавших биометрические данные, я не могу сказать, что есть значительный спрос, клиенты Банка не очень активны в этом отношении. Связано это отчасти с тем, что серьезной рекламной кампании по продвижению биометрии на рынке ни один банк не проводит. К тому же у нас на текущий момент работает только одно отделение в Москве, где мы обкатываем все процессы, смотрим, насколько это удобно для клиентов, насколько понятно. В целом, ситуация такова, что этот рынок только начинает формироваться, так что, думаю, спрос вырастет, но это произойдет позже.

Артем Харченко, Тинькофф Банк Артем Харченко (Тинькофф Банк): Биометрия нужна, потому что человеку не всегда удобно ходить в отделение. Желание получить кредит здесь и сейчас, не выходя из дома, — это нормально, и это главное, зачем нужна биометрия.

 

Сандип Шарма, Альфа-Банк Сандип Шарма (Альфа-Банк): Клиенту действительно важно получить свой продукт здесь и сейчас. Клиенты Альфа-Банка уже имеют возможность моментально получить кредит, дебетовую или кредитную карту. Биометрия и удаленная идентификация дают Банку возможность предоставить аналогичный сервис и новым клиентам. Количество сдавших биометрию на сегодня не измеряется тысячами, их достаточно мало. Это новаторы, которые хотят попробовать технологию и понять, как она работает.

Елена Медведева, Хоум Кредит банк Елена Медведева (Хоум Кредит банк): Правда жизни состоит в том, что сегодня использовать биометрию гражданам фактически негде. Но мы верим в биометрию, и абсолютно точно будем ее использовать. В целом, понятно, что это большой и сложный проект, нужно время на раскачку. У нас только 10% офисов сейчас работает с биометрией, но до конца этого года мы планируем запустить все. Дальнейшее — где и как мы будем эту технологию использовать — зависит от нас. В перспективе хотелось бы, чтобы к биометрии подключались и другие сервисы — например, из сферы государственных услуг. Что касается конкретных данных, то в разных каналах привлечения количество клиентов, которые обращаются в Банк впервые, разнится от 50 до 70%.

Марина Фролова, Росбанк Марина Фролова (Росбанк): Биометрия нужна, за ней будущее. Перед гражданами будут открываться все новые и новые возможности — как финансовые, так и нефинансовые — например, упрощение паспортного контроля при пересечении границы. Росбанк готов принимать и оказывать данный сервис гражданам в 61-м отделении, а до конца года подключим еще около 40, так что Банк выполнит все требования ЦБ. Если говорить о том, кто приходит в отделение сдавать биометрию, то пока это не те граждане, кому нужна некая банковская услуга в дальнейшем, а те, кому это просто интересно.

Андрей Шурыгин, Почта Банк Андрей Шурыгин (Почта Банк): Привлечение клиентов через удаленный канал — это, как известно, бизнес, в котором для каждого клиента своя стоимость привлечения. Единая биометрическая система — это просто еще один канал такого привлечения, и мы очень надеемся, что эта история будет иметь большое развитие, а канал станет одним из самых мощных и быстрых. Мы ожидаем, что с ростом популярности биометрической идентификации, количества клиентов, сдавших биометрию, будет происходить перемещение клиентов из упрощенной идентификации в полноценную. Ведь это дает существенно большие возможности по использованию платежных средств, получению кредитов, размещению депозитов. Напомню, что Почта Банк одним из первых подключился к сбору биометрии — более чем в 120 отделениях по всей стране предоставляется эта услуга. С июля заработал интернет-банк с услугами удаленной идентификации, открытия счета, есть действующее мобильное приложение с удаленной идентификацией через ЕБС. Больших потоков пока там нет, можно говорить о тысячах клиентов, но о десятках тысяч говорить рано.

Александр Сулимов, Сбербанк Александр Сулимов (Сбербанк): Лицевая биометрия, биометрия по венозному рисунку, голосовая идентификация для удаленных каналов, таких как контактный центр, — все это позволит реализовать три вещи: сокращение операционных расходов, эффективную борьбу с мошенничеством и повышение продаж, повышение клиентской удовлетворенности. Биометрическая идентификация, реализованная в контактном центре для розничных клиентов, удобна тем, что не нужно вспоминать кодовые слова, долго отвечать на вопросы сотрудников контактного центра, можно сразу получить консультацию.


Почему некоторые банки так и не приступили к сбору биометрических данных и даже рекомендуют АРБ обратиться к ЦБ с предложением отсрочки требований о нормативе в 20% отделений до завершения испытаний соответствующих облачных сервисов по идентификации и биометрии в компаниях ЦФТ и Ростелеком?


Елена Ходюня, ЦФТ Елена Ходюня (ЦФТ): Действительно, некоторые банки сегодня еще не принимают биометрические образцы, находятся как бы в подвешенном состоянии, ожидая, что Банк России даст отсрочку. Причин много — одни по каким-то причинам никак не могут зарегистрировать информационную систему в ЕБС и ЕСИА, у других ресурсов не хватает, потому что очень много процессов, требующих автоматизации к концу года. Компания ЦФТ технически уже готова, в том числе и в части облачных технологий. Продукты ЦФТ, относящиеся к биометрии, — это модуль регистрации в ЕБС и ЕСИА, модуль идентификации и модуль подписи. Модуль регистрации позволяет собирать биометрические данные, модуль идентификации — это такой адаптер, позволяющий общаться с клиентом, с банковской системой, с сайтом банка и с сервисами ЕСИА и ЕБС. Оба модуля поставляются, естественно, с API, то есть дают возможность подключиться к любой информационной системе банка. Все решения могут быть размещены в облаке ЦФТ, то есть процессы могут быть отданы на аутсорсинг.

Дмитрий Корэ Дмитрий Корэ: Закон был подписан 31 декабря 2017 года, вступил в силу с середины текущего года, так что времени у банков на подготовку, на мой взгляд, было достаточно. Причина отставания, скорее всего, — в инертности мышления. Я бы хотел сказать о другом: помимо использования биометрии для удаленного привлечения клиентов эта технология с успехом может использоваться и в других банковских процессах — обслуживание клиента операционистом в отделении, в системах ДБО, при организации доступа к сейфовым ячейкам. Именно такой подход мы начали реализовывать в Россельхозбанке.


Что банкам в связи с биометрией нужно менять в продуктовой линейке?


Артем Харченко, Тинькофф БанкАртем Харченко (Тинькофф Банк): Биометрия — это новый способ подписать договор и идентифицировать клиента, не более того. Поэтому в продуктовой линейке не надо ничего менять, надо просто понять, в какие продукты нужно встраивать процесс альтернативной идентификации. На самом деле биометрия нужна клиенту для его дальнейшей жизни в обществе, а в банк он приходит в первую очередь за выгодными для него продуктами — вкладом, кредитом, карточкой.

Павел Чеботарев, СовкомбанкПавел Чеботарев (Совкомбанк): Возможно, имеет смысл модифицировать линейку в контексте кредитования через удаленную идентификацию клиентов, задать новую градацию с небольшими лимитами, набрать статистику и посмотреть, как это будет работать, в том числе в плане фрода и антифрода. Если клиент перебрал кредитов, предусмотреть личную явку в отделение банка на очную идентификацию, в соответствии с требованиями ЦБ.

Андрей Шурыгин, Почта БанкАндрей Шурыгин (Почта Банк): Модификация продуктовой линейки под нужды биометрической системы вряд ли необходима. Это действительно просто новый способ подписания договора, и, по моему мнению, специализированных продуктов здесь быть не должно.

Сандип Шарма, Альфа-БанкСандип Шарма (Альфа-Банк): Модификация продуктовой линейки специально под биометрическую идентификацию не нужна. Актуальный тренд — сокращение и упрощение продуктовой линейки, выделение из нее флагманских продуктов. Именно с этой точки зрения должна работать и удаленная идентификация. У банка по-прежнему должна быть простая и понятная линейка продуктов, и она не должна зависеть от способа подписания договора. Гораздо важнее работать над последующим сервисом, чтобы клиент мог качественно, быстро, удобно оформить новый продукт.

Александр Сулимов, СбербанкАлександр Сулимов (Сбербанк): Необходимо подстраивать под биометрию существующие продукты, а не создавать под нее новые. Нужна полная синергия каналов обслуживания и продуктовой линейки. За счет этого достигается и удовлетворенность клиента, и прибыль для банка.

Марина Фролова, РосбанкМарина Фролова (Росбанк): Модификации линейки не требуется. Гражданам необходимы простые, понятные продукты. Биометрическая система — один из способов, который просто предоставляет более широкие возможности для экономичного получения услуг банка в любое время, независимо от режима работы офисов.


Нужно ли активно продвигать биометрию среди граждан?


Андрей Шурыгин, Почта БанкАндрей Шурыгин (Почта Банк): Хотелось бы видеть большее участие государства в продвижении сервиса биометрии, потому что банки продвигают его со своей позиции, как финансовые организации, а у государства должны быть свои интересы. Со стороны государства, по всей видимости, нужно пропагандировать цифровое будущее, рассказывать о том, какие государственные сервисы планируется сделать для граждан с использованием биометрии. Вместе с теми банкам тоже нужно популяризировать сбор биометрических данных, вести разъяснительную работу. Необходимо акцентировать внимание граждан на том, что со временем помимо банковских появятся и другие сервисы, возможно, возникнет связка между налоговыми и банковскими услугами. Тогда биометрия будет широко востребована, люди сами пойдут ее сдавать.

Марина Фролова, РосбанкМарина Фролова (Росбанк): Агрессивной рекламы не нужно, но повышать финансовую грамотность и пояснять смысл биометрии при обращении клиента в банк стоит. Ведь это открывает более широкие возможности гражданам, они смогут получить услуги и непосредственно в банке, и дома, причем в любое время.

Елена Медведева, Хоум Кредит банкЕлена Медведева (Хоум Кредит банк): Частному банку активно вкладываться в рекламу сбора биометрии неэффективно и дорого. Даже если какие-то продукты уже можно получить удаленно, это еще не полный спектр, и понятно, что у клиента не так много выбора, где он может это использовать. Безусловно, хотелось бы сильной поддержки со стороны государства, потому что проект действительно большой, важный.

Сандип Шарма, Альфа-БанкСандип Шарма (Альфа-Банк): Участие государства в продвижении биометрии однозначно необходимо, иначе банки будут осуществлять это очень долго.

 


КУПИТЬ ПОЛНУЮ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНФЕРЕНЦИИ






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ