Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Традиционно в апреле, в канун дня рождения компании, «Диасофт» подводит итоги прошедшего года. Александр Глазков, управляющий директор, председатель совета директоров, рассказал «Б.О» о достижениях «Диасофт» в 2019 году и поделился видением дальнейшего развития бизнеса
— Александр, какими несомненными результатами отмечен 2019 год?
— После впечатляющих успехов 2018 года предстояло выяснить, в каком направлении и с какой скоростью двигаться дальше. Мы не остановились на достигнутом, не потеряли темпа, продолжили набирать обороты, добиваться новых результатов в развитии цифровой омниканальной платформы, работать над новыми проектами различного масштаба в партнерстве с ведущими российскими финансовыми институтами.
Путь освоения инноваций пройден, мы проверили себя, убедились в том, что все делаем правильно, и уже нет необходимости доказывать рынку, что цифровая омниканальная платформа «Диасофт» — это инновация, которая реально работает. Платформа, в создание которой на протяжении десятилетия вложено более миллиарда рублей, продолжает развиваться, и уже никто не сомневается, что для перехода в «цифру» нужны архитектурные решения нового поколения — двухскоростные цифровые платформы, включающие в себя быстро развивающийся фронт-офис и стабильно работающий бэк-офис. Фронты развиваются в двух направлениях — кредитные конвейеры (Loan Origination Systems, LOS) и операционное обслуживание (Branch Delivery Systems, BDS).
Проверено: фронты сегодня — главное конкурентное преимущество банковского бизнеса. Ключевая цель внедрения таких решений — обслуживание клиентов в цифровом омниканальном пространстве. В разных конфигурациях, с использованием разных элементов наша платформа уже работает на рынке, и мы получили колоссальный положительный опыт ее внедрения, который сегодня как никогда востребован.
Внедрение14 кредитных конвейеров подтверждает, что платформа «Диасофт» позволяет клиентам компании значительно повысить гибкость и эффективность бизнеса. Как и решения «Диасофт» в микросервисной архитектуре, созданные на новом стеке технологий, без которых в эпоху цифровизации не обойтись. Эти сверхнадежные высокопроизводительные решения поддерживают постоянные изменения в бизнесе, обеспечивают быстрый запуск новых продуктов и сервисов, высокое качество и скорость обслуживания клиентов.
— Известно, что крупные банки самостоятельно разрабатывают решения для трансформации бизнеса. Что особенного вы можете предложить своим клиентам?
— О цифровой трансформации бизнеса говорить начали не вчера. Но разговоры разговорами, а готовых решений на рынке не было, вендоры были не в состоянии ответить на вызовы рынка. Поэтому крупные банки вынуждены были заняться собственными разработками, бизнес ведь ждать не может. Однако практика показала, что самостоятельная разработка новых решений далеко не всегда себя оправдывает. Удовольствие это дорогое, и не каждая организация может себе его позволить.
Мало привлечь к разработке многочисленных, пусть даже самых талантливых разработчиков, нужны профессионалы в области архитектуры, аналитики, специалисты, хорошо разбирающиеся в бизнесе, продуктах и процессах, опытные менеджеры проектов, которые научились управлять командной работой. Нужны зрелые производственные процессы, соответствующая культура производства. Без таких практик, без таких «движков» управления проектами, которые сейчас в фокусе внимания, эффективности не добиться. На выработку этих составляющих успеха уходят годы. А у нас все это есть, ведь мы далеко не новички в создании готовых решений для бизнеса. Сегодня мы готовы помочь бизнесу на более высоком уровне, а бизнес готов такую помощь принять. И это объясняет наш рост.
— Какие преимущества уже оценили заказчики, которые откликнулись на инициативы вашей компании, на ее предложения о совместном производстве продуктов?
— Сегодня все ресурсы «Диасофт» задействованы в реализации большой идеи — поддержки наших заказчиков при переводе бизнеса в «цифру». Все аспекты нашей деятельности — прикладные решения для бизнеса, цифровая платформа, в основе которой свободно распространяемое программное обеспечение, новейшие технологии разработки и практики построения эффективного производства цифровых решений — объединены под новым брендом, Digital Q, где Q — символ качества и удобства сервисов для пользователей.
Ключевая идея бренда Digital Q состоит в том, что цифровая трансформация должна быть простой, управляться, что называется, одним пальцем, нажатием одной кнопки. Digital Q — это скорость, качество, эффективность и огромный потенциал развития цифрового бизнеса финансовых и государственных организаций.
Идя навстречу пожеланиям наших заказчиков, которые хотят производить продукты на своей территории, контролировать этот процесс, мы предложили модель совместной разработки решений. Одно из главных преимуществ компании — наша платформа, вокруг которой выстроены производство, проектные практики, опыт применения современных технологий, команды профессионалов. Опыт и наличие готовых функциональных блоков позволяют нам быстро построить решение для заказчика.
Типовые элементы уже написаны, к ним можно добавить свой код и получить именно то, что нужно конкретной финансовой организации в конкретной ситуации. Мы на собственном опыте, в реальных проектах выстроили стандарты и правила разработки. Фактически мы создали фабрику по выпуску продуктов. При этом работа этой фабрики автоматизирована до такой степени, что человеку остается просто проверять соответствие процессов метрикам.
Другое наше преимущество — экспертиза в использовании нового стека технологий для создания решений в микросервисной архитектуре. Мы изучили эту инновационную область, наработали компетенции, написали много микросервисов, отпилотировали их, получили реальный опыт внедрения и встали на путь модернизации всего, что уже сделано, в микросервисном стеке.
Важно понимать, что микросервисы — это независимые элементы, а бизнес мыслит процессными, продуктовыми категориями. Продукт — тот же процесс: им надо управлять, его надо развивать. Для объединения всех элементов этого процесса в каждый микросервис надо встроить легкий «движок». Чтобы эта парадигма заработала, предстоит еще очень много сделать. Сегодня заказчики уже знают, что решения наши просты в установке и обновлении, что их можно использовать как инструмент взаимодействия с неограниченным количеством внешних систем, интегрировать с любой IT-системой, а это очень удобно и экономически целесообразно.
— Одним из приоритетных направлений стратегии компании «Диасофт», разработанной в 2019 году, является развитие бизнес-модели «Производство как продукт». Значит ли это, что вендорная модель отходит на второй план?
— Бизнес-модель, которая стирает границы между заказчиком и разработчиком, сейчас востребована, потому что сегодня все очень быстро меняется. Производство — это не только DevOps, когда автоматизировано все, что можно автоматизировать. Мы анализируем код, проверяем его на производительность, на красоту. Вопрос в том, как сделать производство не только результативным, но и эффективным. Организация производства требует особого внимания к технологиям разработки, осознанного освоения новых методов управления, таких как Аgile, DevOps, выработки четких нормативов и критериев оценки трудозатрат. И, конечно, очень важно правильно организовать командную работу и мотивировать сотрудников на успех, а это сложнее, чем преобразования в технологиях.
Вендорная модель не отходит на второй план, наоборот, на мой взгляд, она снова становится актуальной, потому что в ней есть неоспоримая выгода: по сравнению с другими подходами к разработке решений вендор сделает в разы, а то и в десятки раз дешевле благодаря наличию зрелого кода и отлаженному эффективному производству.
Мы, в «Диасофт», считаем, что вендорная модель — это самая перспективная, правильная бизнес-модель взаимодействия заказчика и разработчика, которая сегодня работает по-другому, в новых практиках, на новых технологиях. Многие наши заказчики уже убедились в том, что результативность и, главное, эффективность производства с «Диасофт» значительно выше инхаус-разработки или аутстаффинга. Однако и собственные разработки банка имеют свою ценность. Мы нашли компромисс, который учитывает интересы всех сторон. По бизнес-модели «Производство как продукт» в прошлом году уже реализован ряд пилотных проектов. «Диасофт» встраивается в процесс трансформации банков, выясняет и формулирует вместе с ними их потребности, выделяет компетентные команды для совместной разработки необходимых заказчику решений, которые базируются на собственных платформах разработчика. Опыт, который мы получили в совместной работе с банками, доказал несомненную эффективность такого взаимодействия и показал высокий уровень компетенций специалистов «Диасофт».
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником