Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Владимир Рахтеенко (CUSTIS): За 20 лет банковский рынок изменился до неузнаваемости
10.06.2016 Интервью
Владимир Рахтеенко (CUSTIS): За 20 лет банковский рынок изменился до неузнаваемости

В июне этого года российская IT-компания CUSTIS отмечает свой 20-летний юбилей. О том, как за это время изменились финансовая отрасль и рынок банковской автоматизации, какие направления предстоит развивать банкам, стремящимся сохранить устойчивые позиции, и в какие IT-проекты сегодня готовы вкладываться финансовые организации, «Б.О» рассказал Владимир Рахтеенко, генеральный директор группы компаний CUSTIS



— Владимир, история вашей компании начиналась с проектов в финансовой сфере. Почему вы сделали ставку именно на развитие банковской автоматизации?

— Мы уже давно развиваем несколько отраслевых направлений бизнеса, но первые крупные заказы действительно пришлись на банковскую сферу, с которой мы и сейчас продолжаем активно работать. Отчасти это обусловлено историей развития компании (мы начинали свои разработки с учетных систем), отчасти — тем, что во второй половине 1990-х наряду с торговыми компаниями только банки были финансово устойчивы и готовы вкладываться в автоматизацию.

Два первых не слишком удачных проекта, над которыми мы, студенты Физтеха, работали в течение нескольких лет в начале 1990-х, научили нас не просто создавать «совершенные инженерные решения», а выявлять настоящие потребности рынка и оглядываться на действия конкурентов. Кроме того, полученный опыт создания промышленных систем и умение работать с высокоуровневыми моделями помогли нам спроектировать Учетную Машину — комплекс методических и технологичес­ких средств, позволяющий автоматизировать разные виды учета, работать с любыми планами счетов и интерпретировать первичные операции по заданным правилам. Для того времени это был передовой подход.

На базе этой технологии мы уже в 1996 году начали автоматизацию дилинга на валютном и фондовом рынках для Собинбанка, а затем, в 1997-1998 годах, автоматизировали сопровождение сделок и создали полноценную АБС для Липецккомбанка. Примерно с того же времени и до сих пор мы работаем с Банком России. Так банковское направление стало для нас одним из приоритетных.

— Какие из реализованных за 20 лет проектов для банков вы бы назвали самыми интересными и почему?

— Нам повезло: каких-то «проходных» проектов мы не делали — практически все были сложными, нестандартными, со своими «фишками». Например, работа с Липецккомбанком стала для нашей совсем еще маленькой тогда компании первым жестким вызовом по срокам: за год с небольшим мы написали систему дилинга, переписали АБС и за четыре месяца, к январю 1998 года, провели срочную смену плана счетов бухгалтерского учета.

Одним из самых серьезных и интересных наших проектов стало участие в разработке и внедрении «Главной бухгалтерской книги» в Газпромбанке в 2008 году. Проект осуществлялся в рамках масштабной программы модернизации информационной структуры банка. Эта система и сегодня исправно обеспечивает централизованное ведение всех видов учета в многофилиальной системе Газпромбанка, а кроме того, помогает гибко и оперативно реагировать на изменение регуляторных правил.

В том же 2008 году с нашим участием был разработан и выведен на рынок ряд антикризисных финансовых инструментов Банка России, в том числе кредиты без обеспечения, причем сделано это было буквально за считанные недели в острой фазе финансового кризиса. Через месяц программа перешла в фазу регламентного функционирования.

Все эти проекты были реализованы качественно и сданы в срок, причем самый жесткий, наши заказчики были довольны. На мой взгляд, это яркие примеры того, что для корпораций может и должен делать надежный и долгосрочный IT-партнер.

— Как за 20 лет изменились банковский рынок, потребности заказчиков и требования к IT-подрядчикам?

— Отрасль изменилась до неузнаваемости. Современные банки с харизмой, которые хотят отличаться от коллег по рынку, имеют свои инновационные подразделения, четко отделенные от эксплуатационных, они понимают ценность работы бизнес-технологов, используют современные методологии, открыты для различных форм кооперации с внешним ресурсом.

20 лет назад рынок еще не обладал ни проектной, ни технологической зрелостью: технологии употреблялись не всегда к месту, а проект с документацией был большой редкостью. Заказчики еще не знали возможностей и ограничений IT, и, хотя среди программистов было много ярких индивидуальностей, не было никакого порядка, выстроенных процессов и нормальной коллективной работы. Постепенно айтишники развивались и набирались опыта, в банках выделился фокус управления IT, и теперь такие требования стали гигиеническими.

Сегодня наиболее продвинутые клиенты требуют от IT-партнеров умения работать с архитектурой предприятия исходя из бизнес-целей компании, навыков совместного проектирования, способности преодолевать внутреннюю дезинтегрированность корпорации, то есть сегодня заказчики требуют от нас экспертизы и компетенций абсолютно другого уровня.

— Какие задачи и проблемы сегодня являются приоритетными для банковского сообщества? На какие IT-проекты банки сейчас готовы выделять бюджеты?

— Сегодня в банковской и других отраслях наблюдается активное развитие клиентских сервисов (как в корпоративном, так и в розничном сегментах), омниканальности и персонализации. Поэтому в банковской сфере будут востребованы технологии, позволяющие обеспечить качественную аналитику клиентских данных, управление рисками, максимальный комфорт клиента при взаимодействии с банком, — BI, Big Data, мобильные и облачные технологии, кросс-платформенность и т. д. В ряде этих направлений уже есть перспективные технологии, но еще нет обширной рыночной практики их применения, а значит, именно на этом поле в ближайшие годы банки могут вести конкурентные бои. Для нас это означает неизбежный переход к развитию фронтовых решений.

Кроме того, даже в крупных консервативных банках отчетливо прослеживается всплеск интереса к внедрению гибких проектных методологий и архитектурных подходов, позволяющих изменяться с нужной скоростью и оперативно выводить на рынок новые продукты, — Continuous Delivery, Web-scale IT и т.д. Мы также постоянно развиваемся в этом направлении и максимально гибко подходим к выбору проектных технологий, удобных для заказчика и соответствующих целям проекта.

— Кого вы считаете своим основным конкурентом?

— По генезису мы не продуктовая, а проектировочная компания, однако мы ищем компромиссы между двумя этими бизнес-моделями и стремимся к созданию малотиражных IT-решений, которые аккумулируют передовые отраслевые практики и в то же время могут быть глубоко кастомизированы под специфику конкретной компании.

Своими коллегами по рынку мы могли бы назвать разные компании — от финтех-стартапов, уже захватывающих отдельные отраслевые сегменты, до крупных консалтинговых компаний и выделенных центров корпоративного развития, таких как «Альфа-Лаб». Наше преимущество заключается в том, что мы берем на себя ответственность за весь цикл проведения изменений — от бизнес-концепции до ее воплощения в IT-материале с промышленным качеством.

Реклама