Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Волонтер на страже финансового просвещения
31.07.2019 Аналитика

Волонтер на страже финансового просвещения

Андрей Паранич, директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического агентства «БизнесДром», о создании Ассоциации, отборе проектов по финансовой грамотности и взаимодействии с волонтерами финансового просвещения


Андрей Паранич, АРФГ. Фото: АРФГ Павел Самиев: Андрей, какие задачи стоят перед АРФГ и чем будет заниматься Ассоциация?

Андрей Паранич: Главная задача, которую ставит перед собой Ассоциация, — повышение уровня финансовой культуры через поддержку частных инициатив и проектов по финансовой грамотности, а также через развитие и координацию волонтерского движения. Наша главная глобальная цель — повышение финансовой культурыв лучшую сторону .

Павел Самиев: В каком виде будет происходить поддержка проектов, какие будут критерии отбора проектов?

Андрей Паранич: На первом этапе пройдет анализ тех проектов, которые уже созданы учредителями Ассоциации. У нас 19 учредителей, среди которых крупнейшие банки, общественные и коммерческие организации российского финансового рынка. Мы проанализируем, какие инициативы и проекты реализованы, оценим их качество. Внимательно изучим опыт Министерства финансов в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». На основе этого анализа мы установим критерии оценки — какие инициативы считать наиболее качественными и интересными. Также в ходе анализа мы поймем, в каких областях финансовых знаний есть недостаток качественных инициатив.

Павел Самиев: Какая будет территория отбора этих проектов? Вся страна или отдельные субъекты?

Мы планируем создать ядро наиболее активных волонтеров, которые будут мотором волонтерского движения в рамках Ассоциации

Андрей Паранич: Отбирать проекты мы будем по всей стране. Мы понимаем, что хороший проект может появиться в любом регионе.

Павел Самиев: Волонтер финансового просвещения — кто это? Можно ли дать портрет волонтера?

Андрей Паранич: В первую очередь это люди неравнодушные. Те люди, которые хотели бы добиться реальных положительных изменений в уровне финансовой культуры в нашей стране. Мы выделяем три группы таких волонтеров. Это так называемые серебряные волонтеры, люди пожилого возраста, которые до выхода на пенсию работали в финансовой организации. Они хотят делиться своими знаниями, «нести их в массы», рассказывать о том, как работают различные финансовые инструменты, на что надо обращать внимание, какие риски нужно учитывать, какие есть выгоды для потребителя различных финансовых продуктов. Конечно, у этих людей есть опыт. Но при этом мы должны обеспечить эту группу волонтеров актуальной информацией, потому что финансовые инструменты и рынки изменяются, и «серебряные волонтеры» должны вовремя получать информацию об этих изменениях. Вторая группа волонтеров — это студенты, которым очень интересна финансовая сфера и которые хотели бы в ней развиваться. Необязательно, чтобы они обучались на экономических специальностях, важно их желание разобраться в финансовых инструментах и делиться этими знаниями. Для таких волонтеров мы организуем полноценное и масштабное обучение по широкому кругу финансовых вопросов, что будет мотивировать их все глубже погружаться в тематику личных финансов. Те ребята, которые покажут себя наиболее активными, проведут наибольшее количество мероприятий по финансовой грамотности и сделают это с надлежащим качеством, смогут пройти стажировку в различных финансовых организациях. Это позволит им легче войти во взрослую жизнь, найти более интересную для них работу. Во время обучения они попробуют себя в разных направлениях и смогут понять, что именно в сфере финансов им наиболее интересно. Третья группа волонтеров — это сотрудники финансовых организаций. Они обладают необходимыми знаниями и готовы активно участвовать в повышении финансовой грамотности.

Цели и направления АРФГ

Цели деятельности

• Финансовая и организационная поддержка частных и общественных инициатив в области повышения финансовой грамотности населения России

• Масштабирование успешных инициатив по финансовой грамотности

• Координация и развитие волонтерского движения финансового просвещения

• Вовлечение новых участников в волонтерское движение финансового просвещения

• Осенью 2019 года запуск программ обучения волонтеров финансового просвещения

• Создание первого в России СМИ для финансовых волонтеров

Направления деятельности

• Отбор и анализ проектов по финансовой грамотности — от деловых игр, квестов и олимпиад до перфомансов и фестивалей

• Мониторинг реализации проектов финансового просвещения, разработка и корректировка методологии работы с проектами

• Организация и координация волонтерского движения

• Разработка и реализация стратегии продвижения АРФГ

• Взаимодействие со СМИ, предоставление экспертных комментариев и проведение аналитических исследований

Павел Самиев: Каким образом будет происходить обучение волонтеров, на чем будут основаны методики?

Андрей Паранич: Стартовый уровень обучения мы обеспечиваем через программу, которая разработана Банком России для отбора и первичной подготовки волонтеров. Это хорошая программа, она состоит из 12 модулей по разным аспектам личных финансов. В том числе там есть модуль, который нужен именно волонтеру для того, чтобы он понял, как вести волонтерскую деятельность. Прохождение программы обеспечит базовый уровень знаний, которыми должен обладать каждый волонтер финансового просвещения. При этом мы считаем, что, для того чтобы человек действительно мог считать себя специалистом, знаний нужно гораздо больше. Мы ведем разработку модульной программы, которая отчасти будет охватывать аспекты из программы Центробанка, но обеспечит более глубокие знания и будет основана на общении с реальными практиками финансового рынка. Эта программа будет предполагать возможность именно живого общения, а не только получения академических знаний. Можно будет задать вопросы профессионалу, узнать, на что нужно обращать внимание при использовании того или иного финансового инструмента. Когда волонтер будет общаться с «обычными» людьми, рассказывая им о различных аспектах личных финансов, ему будут задавать и достаточно каверзные вопросы, ответы на которые он сможет найти в общении с профессионалами в ходе обучения. Это будет «улица с двусторонним движением». С одной стороны, мы им что-то рассказали и волонтеры это изучили, ответили на тесты, подтвердили, что они действительно разобрались в конкретном модуле обучения, а ,с другой стороны, мы даем возможность получить ответы на вопросы, которые им задают люди в ходе их волонтерских мероприятий.

Павел Самиев: Предлагаю немного углубиться в конкретику. Какие именно направления, какие именно вопросы будут освещать волонтеры финансового просвещения?

Большое количество финансовых организаций смешивают понятия финансовой грамотности и маркетинга

Андрей Паранич: Мы делим волонтеров на три группы: волонтеры финансового просвещения, волонтеры финансового контроля и волонтеры-игротехники. Волонтеры финансового просвещения проводят мероприятия и рассказывают о различных финансовых инструментах. Это может быть личное финансовое планирование, вопросы личной финансовой безопасности и противодействия мошенничеству на финансовых рынках, вопросы сбережений и кредитования и многие другие вопросы личных финансов. Волонтеры финансового контроля — это люди, которые выявляют нарушения прав потребителей на финансовом рынке. Для того чтобы эта группа волонтеров чувствовала себя увереннее, им тоже нужны знания. Они должны понимать, что можно делать, а что нельзя, что разрешено законом и является добросовестным поведением финансовой организации, а что относится к недобросовестным практикам. Если человек в этом разбирается, то он сможет замечать нарушения прав потребителей. Волонтеры-игротехники — это те люди, которые проводят деловые игры по финансовой тематике, по личным финансам. Мы обучаем их не только различным финансовым аспектам, но и проведению деловых игр, раскрываем особенности каждой конкретной игры, помогаем составить чек-лист проведения игры.

Павел Самиев: Существует ли стартовая база у Ассоциации? Например, количество волонтеров, которое уже есть или в ближайшее время планируется подготовить?

Андрей Паранич: Да, стартуем не с нуля. Банк России уже обучил некоторое количество волонтеров финансового просвещения, и они будут включены в реестр волонтеров Ассоциации. Это около 3 тыс. человек. Кроме того, за несколько лет наработана достаточно хорошая база волонтеров в рамках Ассоциации «Сапфир», порядка 10 тыс. человек. Также есть активность по волонтерскому направлению среди учредителей Ассоциации. Это и ВСС (Всероссийский союз страховщиков), и Сбербанк, и другие организации, которые уже что-то делали в направлении развития волонтерского движения в финансовой сфере. Все эти люди будут направлены на обучение. Мы планируем создать ядро наиболее активных волонтеров, которые будут мотором волонтерского движения в рамках Ассоциации. Эти волонтеры-лидеры пройдут дополнительное обучение, их будет не менее 400 человек в течение года. Это будут те люди, которые проявили себя как активные участники, те, кто хотят организовывать мероприятия и хотят вести за собой других волонтеров. Требования к таким волонтерам будут намного выше, мы должны быть абсолютно уверены в качестве того, что они делают, поэтому они должны пройти гораздо более плотную программу обучения, чем волонтеры, которым просто интересно провести какое-то количество мероприятий.

Учредители АРФГ

• Банк России

• Московская биржа

• Альянс пенсионных фондов

• Ассоциация банков России

• Ассоциация «НП РТС»

• Ассоциация «САПФИР»

• Всероссийский союз страховщиков (ВСС)

• Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ)

• Национальный совет финансового рынка

• Национальная финансовая ассоциация

• СРО «МиР»

• Банк ВТБ

• КИВИ Банк

• КБ «Кубань Кредит»

• Российская национальная перестраховочная компания (РНПК)

• Сбербанк

• НПФ «Согласие»

• Тинькофф Банк

• КБ «Центр-инвест»

Павел Самиев: Как вы уже упомянули, в состав учредителей входит 19 участников. Какие компании, из каких сегментов могут стать соучредителями Ассоциации и почему лучше развивать финансовую грамотность в сотрудничестве с Ассоциацией, а не каждой компании в своем сегменте?

Андрей Паранич: Это может быть любой сегмент финансового рынка, любая организация, которая заинтересована в развитии финансовой грамотности. Доверие к общественной организации, в которую входят участники различных секторов финансового рынка, будет выше, чем к отдельным финансовым компаниям. Вопрос доверия к качеству передаваемой информации — один из ключевых, который мы должны решить при развитии направлений по повышению финансовой грамотности. Различных мероприятий по финансовой грамотности сейчас очень много, и зачастую люди не могут понять, кому из организаторов можно доверять, а кому нет. Также мы наблюдаем, что большое количество финансовых организаций смешивают понятия финансовой грамотности и маркетинга, подменяют одно другим. Человек, придя на какое-то занятие по финансовой грамотности, может вдруг оказаться в ситуации, когда ему продают финансовый продукт. Когда деятельность по повышению финансовой грамотности ведется в рамках Ассоциация, этого точно не произойдет. Мы обеспечиваем нейтральную подачу информации, рассказываем обо всех плюсах и минусах различных финансовых инструментов и тем самым формируем доверие к финансовому рынку в целом.

Павел Самиев: Через какие инструменты будет реализовано информирование волонтеров и населения об инициативах по финансовой грамотности? Упоминалось о том, что будет запущено электронное СМИ для волонтеров.

Андрей Паранич: Да, планируется создание электронного СМИ. Оно будет освещать лучшие практики и лучшие мероприятия, которые проводят волонтеры. На сайте Ассоциации будет организован каталог волонтеров. В этом каталоге можно будет подобрать и пригласить волонтеров для участия в различных мероприятиях. Также будет каталог частных инициатив, проектов и мероприятий, проводящихся по всей стране. Здесь же будут собраны методические пособия, которые могут быть использованы для организации мероприятий. Это будут самые разные форматы: материалы для проведения уроков финансовой грамотности, учебники, брошюры, деловые игры, видеоролики. Конечно, одного сайта будет недостаточно, поэтому планируются достаточно активное взаимодействие со средствами массовой информации, доведение до широкого круга людей, где и что посмотреть, изучить, где поделиться своими практиками.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ