Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Выбор вслепую, или как предприниматели выбирают банк
09.12.2022 FinCorpFinRetailАналитика

Выбор вслепую, или как предприниматели выбирают банк

Ежегодно в России открывается свыше 1 млн новых малых и средних предприятий. Если раньше за внимание потребителей банки конкурировали тарифами, то теперь, как показал опрос, конкуренция начинается задолго до открытия расчетного счета


По данным ФНС, за 10 месяцев 2022 года зарегистрировалось 900 тыс. ИП и ООО, всего на 1 ноября в реестре 3,7 млн индивидуальных предпринимателей и 2,5 млн обществ с ограниченной ответственностью, и каждый предприниматель сталкивался со сложностью выбора банка для обслуживания. Для того чтобы понять, как собственники бизнеса принимают решение о выборе банка, был проведен опрос среди 100 предпринимателей различных возрастов, отраслей и уровней дохода.

Среди опрошенных наибольшее количество предпринимателей в качестве основного банка для обслуживания выбрали Тинькофф Банк (46%), Сбер (31%), на третьем месте по популярности прием платежей неофициально (5%).

После открытия бизнеса менеджеры крупнейших банков начинают кампанию по привлечению клиента, однако результаты проведенного опроса показывают, что условия обслуживаниявторостепенный фактор выбора для половины проголосовавших. Потребители могут даже не читать условия договора, так как уже обслуживаются в банке как физические лица и доверяют ему. Это факт в пользу текущего вектора развития финансовых организаций в сторону клиентоцентричности и повышения клиентского опыта — потребители ценят качество услуг и уже заранее доверяют качеству услуг для бизнеса.

С точки зрения психологии этот факт объясняется двумя главными факторами. Во-первых, это способность мозга мыслить привычками, шаблонами. При позитивном опыте взаимодействия создается цепочка «Банк N = качество». Во-вторых, выбор банка для бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей, погружает в неопределенность — сложно заранее узнать, каким будет качество обслуживания, а поскольку для мозга состояние неизвестности небезопасно, выбор получается в пользу проверенных банков.

 

Остальные причины выбора связаны с функциональностью сервисов и опций, которые предлагают банки: на втором месте по популярности удобство оформления ООО или ИП (33%). Если банк на этапе оформления бизнеса упрощает жизнь предпринимателю и избавляет его от заполнения бумаг, посещения госорганов, привозит договор и бизнес-карту (и все это вне зависимости от уровня оборота), то есть ожидания, что обслуживание будет на высоком уровне.

Фактор, который выбрала треть опрошенных, — прием платежей по ссылке, отчасти это связано с тем, что 47% проголосовавших в той или иной мере занимаются онлайн-услугами (консалтинг, обучение, копирайтинг, фото-видео и другие). Возможность оформления рассрочек выбрали 23% опрошенных, и на пятом месте оказался фактор условий по снятию наличных без комиссии (20%).

С наложением санкций и сложностью проведения и получения международных переводов возрос спрос на сервисы, решающие эти задачи. Так, 18% опрошенных пользуются сервисом Prodamus, еще 8%сервисами криптовалюты.

Два заключительных вопроса были связаны с проблемами предпринимателей. Из сотен проблем в числе наиболее важных на данный момент оказались вопросы масштабирования, привлечения клиентов (45%), делегирования, тайм-менеджмента, расфокуса (15%), на третьем месте (также 15%) — внешние причины, на которые как будто не повлиять. В их числе блокировка социальных сетей, ситуация в стране, работа государственных органов, давление регуляторов, санкции, проблемы с платежами за рубеж, уход производителей оборудования из РФ, снижение спроса и покупательской способности населения. Единицы банков помогают предпринимателям решать эти задачи, хотя ресурсы и возможности для этого есть.

Интересно: только 10% ответили, что для решения проблем нужны знания и инструменты, 35% опрошенных понимают, что для решения обозначенных выше проблем важно работать с мышлением. Для предпринимателей и экспертов наиболее эффективная связка для решения этих запросов — коучинг и консалтинг. Консалтинг показывает стороны для усиления со стороны бизнеса, коучинг помогает предпринимателям работать с собственными установками.

Коучинг помогает при масштабировании: создание новых способов действий, тестирование гипотез и анализ, вопросы делегирования, тайм-менеджмента — анализ эффективности, работа с контролем, помогает увидеть возможности в меняющихся условиях, научиться гибкости. В итоге в коучинге удается «предсказать» результат на основе мыслей, изменить за счет этого будущее, сэкономить время и средства на неудачные попытки.

Для развития бизнеса, масштабирования и перехода на новый уровень важно менять не жизнь, а способ мышления создателя бизнеса. С коучами работают также крупнейшие банки, как Сбер, ВТБ, ПСБ, ведущие компании — «ВымпелКом», Московская биржа, «Северсталь», СИБУР, чтобы усилить компетенции топ-менеджеров, выстроить качественное командное управление и как результат увеличить прибыль организаций.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ