Финансовая сфера

Банковское обозрение


16.02.2021 FinRetailАналитика
Заехали за триллион

Совокупный портфель автокредитов в России в коронакризисном 2020 году превысил 1 трлн рублей, при этом выдача упала на 5,9%. Кредиты стали длиннее, но заемщики по-прежнему дисциплинированно платят каждый месяц. Что происходило на рынке автокредитов в 2020 году и чего ждут от 2021 года участники рынка?



В 2020 году Россия стала одной из лучших по продаже автомобилей на крупнейших автомобильных рынках мира, а в Европе вышла на четвертое место, по данным экспертов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). При этом в 2020 году российский рынок сократился на 9,1%, или на 161 тыс. проданных новых автомобилей по сравнению с 2019-м. Всего было продано 1,6 млн автомобилей. В Европе и США падение было более впечатляющим (около 17–20% в зависимости от страны). При этом традиционно самые «хлебные» для автокредитов в России предновогодние месяцы показали результаты хуже, чем ждали участники рынка.

Одновременно совокупный портфель автокредитов в России в 2020 году вырос на 8,2%, почти до 1,1 трлн рублей, подсчитали в аналитической компании Frank RG. Аналитики отмечают, что в апреле, во время самоизоляции, автокредиты пострадали больше всего: дилерские центры приостановили работу, и выдачи автокредитов по сравнению с мартом «рухнули» на 80%, до 14,6 млрд рублей. Вместе со снятием ограничений в мае потребители начали реализовывать отложенный спрос, но к августу он иссяк. 

Важную роль здесь сыграл дефицит самых ходовых моделей, традиционно пользующихся спросом у заемщиков. Да и весь рынок продаж новых легковых автомобилей, по подсчетам аналитического агентства «Автостат», в 2020 году снизился на 8,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 1,461 млн единиц (в 2019-м — 1,593 млн штук).

В 2020 году банки выдали автокредитов на 5,9% меньше, чем в 2019-м, подсчитали эксперты...