Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • ГИС ЖКХ с заботой о людях?
03.11.2016 Отчеты конференций БО

ГИС ЖКХ с заботой о людях?

Как известно, 1 июля 2016 года введена в промышленную эксплуатацию ГИС ЖКХ — единая федеральная централизованная информационная система в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Система призвана упорядочить хаотичные информационные и финансовые потоки в сфере ЖКХ, сделать расчеты более прозрачными и удобными для потребителей, установить единые правила игры для компаний, участвующих в расчетах за коммунальные услуги. Этой теме 28 октября «Б.О» посвятил конференцию «ГИС ЖКХ: законодательство, технологии и возможности для банков» и собрал около 60 экспертов в этой области




К сожалению, информационная поддержка этого государственного мегапроекта сумасшедшей сложности оставляет желать лучшего. Гражданам не очень понятно, зачем все это нужно: тарифы на ЖКХ от него меньше не становятся. Хотя изначально разработчиками концепции было заявлено, что именно население станет главными бенефициарам: будет понятно, откуда берутся те или иные цифры, сведется к нулю вероятность мошенничества с использованием фальшивых платежных документов, станут возможны автоматическое информирование о начислениях и автоматическая же оплата с использованием, например, интернет-банкинга.

Однако в ресурсоснабжающих и сервисных организациях энтузиазма еще меньше. И дело вовсе не в «серых» схемах ведения бизнеса. Во-первых, это затраты на интеграцию с системой и проведение многочисленных обновлений программного обеспечения, неизбежных на начальном этапе работы ГИС. Во-вторых, некоторые положения закона разрешают плательщикам не производить оплату за поставленные услуги на основании того, что в системе не была выставлена «платежка». Зная об уровне мошенничества в «обычной» системе ЖКХ, они опасаются вала неплатежей в условиях, когда значительная часть сервис-провайдеров не подключены к ГИС, а ее функциональность и непрерывность деятельности ставятся пока под сомнение.

Единственные, кто на этом фоне излучают оптимизм, это — Минкомсвязи и банковское сообщество, точнее та его часть, которая уже научилась работать с другой крупной государственной системой: ГИС ГМП, позволяющей физическим и юридическим лицам получать информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу «единого окна». Кто не смог выехать за границу из-за неоплаченной парковки, наверняка знают о ней.

Административную ответственность решено перенести

С целью задать положительный настрой конференции модератор первой части конференции Андрей Федорец, генеральный директор компании iDSystems, предложил право первого доклада предоставить Василию Горбунову, директору департамента реализации законодательных инициатив Минкомсвязи России. Но свежие новости, с которых он начал доклад, в итоге и предопределили дискуссионный характер всей дальнейшей дискуссии, что, по мнению участников, позволило уйти от скучных и сухих докладов к живому общению авторитетных экспертов, чиновников и практикующих банкиров.

 

Василий Горбунов, директор департамента законодательных инициатив Минкомсвязи России

 

Итак, Василий Горбунов открыл конференцию с новости: «Вчера состоялось совещание у зампреда правительства Дмитрия Козака, на котором приняли решение перенести административную ответственность участников с 1 января на 1 июля 2017 года. Мы видим, что многие не успевают подключиться, в том числе банки, хотя у них дисциплина лучше, чем у остальных участников. При этом требования закона мы не меняем — все банки должны научиться к 1 января передавать информацию о платежах за услуги ЖКХ».

Кто виноват? Отчасти ресурсоснабжающие организации, 70% которых так пока и не смогли подключиться с ГИС. С банками все более менее в порядке. Еще лучше только с управляющих компаниями — у них этот показатель доходит до 98%. Но подключиться еще полбеды, нужно иметь ресурсы для дополнительной настройки программного обеспечения в ходе модернизации ГИС.

Второй главной проблемой представитель Минкомсвязи назвал расхождения с внесенными в систему данными об объектах жилого фонда с их реальным количеством и состоянием. Однако в этом есть и плюс: у государства появляется реально работающий инструмент для оценки и анализа того, что ранее находилось в «серой» зоне. Но для этого нужно добиться штатной работы ГИС ЖКХ. А полученная аналитика позволит выровнять тарифы в соответствии с реальными доходами граждан, позволит понять им источники цифр в платежках и получить все те блага, о которых говорилось выше. Один из поводов для снижения комиссий заключается в том, что разрушается «субъектная монополия», поскольку в ряде субъектов страны банки попросту не имеют доступа к бизнес-процессам, касающихся начислений и платежей в ЖКХ.

Что касается того, почему в системе достаточно много проблем с точки зрения IT, то одна из весомых причин заключается в том, что программное обеспечение пишется с нуля на базе открытого ПО. Это позволит сэкономить огромные суммы, которые ранее уходили в карманы западных вендоров: Microsoft, Oracleи т.д. ГИС ЖКХ — единственный в стране проект такого масштаба на отрытом ПО — поэтому ей необходимо время на стабилизацию, выявление локальных и системных ошибок. К концу года, как ожидается, этот этап будет завершен. Поэтому гражданам будет предоставлено право не оплачивать счета, если начисления нет в системе.

Наталья Невмержицкая, председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК), представлявшая часть ресурсоснабжающих компаний, достойно ответила на прозвучавшую критику. По ее словам, темпы доработки системы еще таковы, что проблем с интеграцией сейчас гораздо больше, чем достижений. Ей неизвестен никто из коллег (из электроснабжающих компаний), кто бы уже дошел до полной интеграции с ГИС. Мало того, в этой отрасли очень много прямых отношений. Больше только у «газовиков», которые включились в процесс интеграции всего месяц назад. Поэтому право гражданам не платить, если начисления нет в системе, в этой ситуации обернется валом неплатежей.

Что надо предпринять? «Сделайте из ГИС ЖКХ инструмент, привлекательный для рынка — и к вам все сами придут. Когда же вы пытаетесь сделать его обязательным и разрешаете не платить, если чего-то нет в платежке, то нам кажется это крайне неправильным подходом.  В наши отношения с потребителем вмешивается третья сторона, и мы не можем отвечать за действия оператора. Несите с нами солидарную ответственность и будьте готовы компенсировать нам ущерб, если в системе что-то нарушилось по вашей вине», — посоветовала Наталья Невмержицкая.

Максим Болышев, заместитель директора департамента ПО RS-Bank R-StyleSoftlab в своей презентации «Как ГИС ЖКХ изменит банковскую отрасль» попытался остудить накал страстей рассказом о тех выгодах, которые несет эта ГИС. И начал он с цифр, характеризующих объем рассматриваемого рынка, который оценивается рядом экспертов примерно в 3 трлн рублей и растет в связи с инфляцией и ростом тарифов на 10% в год. Эти деньги в 40% процентов случаев проходят наличными через отделения банков и Почты России (в пропорции три к одному). Умножаем на количество плательщиков, суммируем и получаем как колоссальные потери на содержание этих самых отделений, так и попусту потраченное время граждан на стояние во всех этих очередях.

Мировым трендом сейчас является перевод этих и других рутинных платежных операций в онлайн, в системы ДБО. Однако, если считать, что в выигрыше оказались все банки, то это не совсем правда, как оказалось в ходе панельной дискуссии, завершавшей первую сессию. Особенно никто не скрывал, что главным бенефициаром среди банков от внедрения ГИЖ ЖКХ оказался Сбербанк, и не по причине каких-то закулисных интриг, а из-за того что он самым активным образом в свое время подключился к интеграции к ГИС ГМП, на что потратил около трех лет. В итоге кредитная организация действительно научилась пользоваться всем функционалом и удобствами этой ГИС. Как результат, подключение к ГИС ЖКХ, на что отводилось три месяца, в Сбере не вызвало затруднений, что было отмечено регуляторами. Но в банковском сообществе существует некий осадок по поводу «более теплого» отношения к Сберебанку, что было выражено во фразе из зала: «Что делать, если за два часа банк не успевает внести все данные в ГИС? Вчера на совещании в Минкомсвязи было заявлено: Сбербанк сказал — мы можем, а кто не сможет — пусть уходит с рынка».

ГИС ГМП vs ГИС ЖКХ

В итоге модератор призвал не горячиться, а подождать, пока выйдут разъяснения Минкомсвязи и передал эстафету модератору второй сессии Тимуру Аитову, члену комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ. В панельной дискуссии под его руководством на все вопросы предстояло ответить Владиславу Конторовичу, управляющему директору блока технологий Сбербанка, Сергею Черноморову, председателю совета директоров системы HandyBank, Павлу Рево, вице-президенту банка Открытие и Карлу Сумманену, вице-президенту банка ВТБ.

 

Владислав Конторович, управляющий директор блока технологий Сбербанка

 

Естественно, что первый шквал вопросов был обращен к Владиславу Конторовичу, который в свою бытность заместителем председателя Банка России, курировал со стороны ЦБ  проект  ГИС ГМП. Он напомнил собравшимся, что все познается в сравнении, привел пример, когда ранее друг на друга наложились два проекта: ГИС ГМП и СМЭВ. Но тем не менее заинтересованные лица встречались и обсуждали проблемы. В итоге все получилось и все научились взаимодействовать с системой. Кроме того в ГИС ГМП ситуация принципиально иная, искажение информации в ней может иметь существенные юридические последствия для плательщиков. В обозримом будущем такие риски ГИС ЖКХ не несет.

 

Карл Сумманен, вице-президент банка ВТБ

 

Карл Сумманен предложил обезопасить транзакции и заодно решить проблему заполнения, например, введением электронных счетов на оплату. Ведь можно позаимствовать у иностранных коллег электронные инвойсы, когда ГИС ЖКХ выставляла бы потребителю счет на оплату прямо в его личном банковском кабинете онлайн, и ему оставалось бы всего лишь нажать на соответствующую кнопку.

Павел Рево уверен, что в случае с ГИС ЖКХ «плясать» нужно не от нужд государства, а от клиента и предложить ему омниканальный вариант работы: в любом канале взаимодействия с банком человеку должно быть удобно. И ему не надо знать обо всех тонкостях работы системы. Нужно создавать экосистемы на базе открытых API и работать над юзабилити интерфейсов.

Дискуссия выдалась весьма напряженной и жаркой. Прийти к единому знаменателю собравшимся прийти так и не удалось. Наверное, по этой причине даже после официального закрытия конференции многие еще долго не расходились.











Новости Релизы