Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В прошлом году в банке ВТБ24 реализован ряд важнейших инфраструктурных и технологических проектов. Кроме того, он стал первым банком в России, который перешел на принцип «один федеральный округ — один филиал банка». Что происходило с IT-инфраструктурой и как перенес глобальную «перетряску» центр обработки данных банка, рассказывает Олег Готовцев, вице-президент, директор департамента информационных технологий ВТБ24.
— За два прошедших года 40 прежних филиалов банка ВТБ24 были преобразованы в региональные операционные офисы, а в семи крупных городах РФ создано семь базовых филиалов. Какие изменения IT-инфраструктуры при этом происходили, как в целом менялся IT-ландшафт банка?
— Это был очень сложный и интересный проект. Решались одновременно задачи технические, технологические и организационные. С одной стороны, сокращалось большое количество серверного оборудования в региональных операционных офисах и базовых филиалах, с другой стороны, вычислительные мощности концентрировались на мощном сервере в центре обработки данных (ЦОД) головного офиса в Москве. Соответственно, расширялись и резервировались магистральные каналы связи. В результате функции сопровождения инфраструктуры и поддержки пользователей теперь централизованы в головном офисе.
Справка.БО
В планах ВТБ24 на 2010–2012 годы — изменение бизнес-модели: от модели продуктового банка, при которой главной задачей являлась продажа отдельных продуктов потребителям, к модели клиентского банка. В 2010 году ВТБ24 планирует открыть 50 новых офисов. Это потребует вложений объемом 1,7–1,8 млрд рублей. Порядка 2 млрд рублей будет инвестировано в увеличение (на 20%) и обновление сети банкоматов, еще 2,5–3 млрд рублей – в развитие IT-платформы и клиентских электронных сервисов. Об этом на февральской пресс-конференции сообщил президент–председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов.
К счастью, существовали облегчающие проект обстоятельства и вовремя принятые правильные решения. Во-первых, во всех филиалах стояла единая автоматизированная банковская система. Это большой плюс как с точки зрения конечных пользователей — им не приходилось переучиваться, так и с точки зрения IT — однажды сделанные программные доработки, связанные с преобразованием данных, были максимально утилизированы. Во-вторых, было принято решение, что все вновь открываемые точки сразу будут подключены к целевым базовым филиалам. Это серьезно сократило объем работ.
Первые осторожные шаги в направлении выбора аутсорсинга многие компании и банки делают уже сейчас.
В основном все изменения затронули обеспечивающие процессы, в частности, очень важную и трудоемкую для многофилиального розничного банка процедуру закрытия операционного дня. Несмотря на то что во всех 40 филиалах стояла одинаковая версия АБС, «творческие» люди всегда находили возможность построить что-то особенное в своем филиале, но эти решения не всегда были оптимальными. Нам пришлось проанализировать и «подчистить» все эти особенности и выстроить универсальную технологию. Сейчас она внедрена в семи базовых филиалах, что позволило сократить лишний рутинный труд и время выполнения технологических процедур.
— Расскажите, пожалуйста, как с этими изменениями справлялся ЦОД вашего банка? В вашем банке практикуется аутсорсинг услуг ЦОДов?
— Такие масштабные изменения не могут понравиться никакому ЦОДу, не важно, собственный он, как у нас, или аутсорсинговый. С изменениями справились наши специалисты, совместно с одним из партнеров банка спроектировавшие и реализовавшие плановое расширение существующего ЦОДа, который находится на окраине Москвы в промышленной зоне с хорошим электроснабжением и коммуникациями.
Аутсорсинг центра обработки данных — пока дорогое решение.
Что касается аутсорсинга ЦОДа, то мы рассматривали и такой вариант тоже, но решили его не использовать, это пока дорогое решение. Эффект от аутсорсинга безусловно есть, но лишь в том случае, когда нужно разместить всего несколько стоек с оборудованием или это нужно очень срочно на три-четыре месяца. К тому же, как правило, именно такие площади и предлагают в аренду.
Для крупного банка количество оборудования исчисляется сотнями стоек. А это строительство и серьезные инвестиции. Практически любая аутсорсинговая компания готова это делать, но под заказ. Поэтому сроки ввода серверных площадей будут, по меньшей мере, такие же, как при самостоятельном строительстве.
Должен отметить, что предлагаемые финансовые модели аутсорсинга в условиях нынешнего рынка пока еще явно заставляют делать выбор в пользу собственного ЦОДа, так как вложения в него окупаются за год-полтора. Рынок, конечно, не стоит на месте, первые осторожные шаги в направлении выбора аутсорсинга многие компании и банки уже делают сейчас. Вполне возможно, очень скоро это станет распространенной практикой и у нас.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка