Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банкир не хочет быть Золушкой на своем рынке
01.02.2006

Банкир не хочет быть Золушкой на своем рынке

Уже в 2007 году российские предприятия и граждане смогут свободно и напрямую обслуживаться в зарубежных банках, не нуждаясьв разрешении со стороны российских государственных органов. К тому же вопрос о разрешении деятельности филиалов иностранных банков в России является открытым — переговоры о вступлениив ВТО не завершены. Так или иначе, и без того хрупкие конкурентные преимущества и государственные преференции российских банков грозят испариться менее чем через год. В двенадцать ночи 31 декабря 2006 года карета превратится в тыкву, а лошади в мышей?


От либерализации выиграют клиенты банков и экономика в целом

Валютная либерализация: как российские банки становятся антиглобалистамиПервым этапом валютной либерализации следует считать снятие запрета на проведение трансграничных операций российскими компаниями и физлицами, которое прописано в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». Итоговые и окончательные положения этого закона начинают действовать с 1 января 2007 года. Отмена основных ограничений на проведение валютных и трансграничных операций российскими компаниями связана с планами вступления в ВТО — планируя дату вступления в ВТО задолго до 2006 года, Россия заранее внесла меры в законодательство, которые будут способствовать успеху на переговорах. Поэтому с 2007 года предприятия смогут напрямую работать с зарубежными банками, кредитоваться в зарубежных банках, проводить другие операции. Если на переговорах России о вступлении в ВТО в виде уступки США будет разрешена деятельность филиалов инобанков на российском рынке (на этом условии жестко настаивает американская сторона), доля российских банков на рынке снизится.

Более жесткие требования старого валютного законодательства объяснялись высоким оттоком средств из России. В последнее время отток сменился притоком капитала и валюты. Золотовалютные резервы Банка России выросли, но ЦБ РФ не может справиться с укреплением курса рубля к доллару и одновременно победить инфляцию.

Кроме того, в условиях экономического роста российским компаниям требуется все увеличивающийся объем кредитов. Из-за низкой капитализации и финансовых возможностей, из-за слабости российских банков, из-за отсутствия долгосрочных ресурсов в достаточном объеме банки не в состоянии обеспечить необходимый рост кредитов. Поэтому предприятиям имеет смысл обращаться в иностранные банки, что позволит им решить насущные проблемы (обновление основных фондов, инвестиционные вложения, кредитование под покупку активов, кредитование долгосрочных и крупномасштабных проектов) и, таким образом, повысить эффективность своей деятельности, создать новые рабочие места, увеличить зарплаты, заплатить больше налогов в бюджеты, способствовать стабильности и процветанию.

От наступления валютной либерализации, вступления России в ВТО и снятия запрета на деятельность филиалов иностранных банков в России выиграют клиенты банков — физлица и компании, российские производители экспортной продукции и бюджет, иностранные банки, а также российская валюта. Аргументы сторонников либерализации рынка звучат следующим образом.

Клиенты получат необходимые им банковские услуги. Качество услуг возрастет, а их стоимость уменьшится за счет роста конкуренции на рынке. В настоящее время запретительные меры, связанные с препятствиями для мошенников и нарушителей законов, распространяются на добросовестных клиентов, что препятствует развитию их бизнеса и проведению необходимых им финансовых операций.

Россия вступит в ВТО, и российские товары и предприятия перестанут испытывать дискриминационные меры на иностранных рынках. Рост выручки экспортеров будет означать рост поступлений налогов в бюджет, создание новых рабочих мест и т.д.

Иностранные банки облегчат себе доступ на российский рынок, что позволит им привлекать дополнительных клиентов, наращивать рыночные позиции и получать дополнительный доход.

В результате отмены обязательной продажи валютной выручки за рубли снизится давление экспортных поступлений на рубль. Банк России будет выпускать на рынок меньше рублей, что позволит эффективнее регулировать рублевую массу в обращении с целью достижения ориентиров по инфляции.

Против валютной либерализации — чиновники, банки и госбезопасность

В числе пострадавших от валютной либерализации и либерализации финансовых рынков окажутся российские банки и их акционеры, чиновники Правительства, Банка России и др., жертвы мошеннических действий и недобросовестных клиентов, проводящих операции без контроля государства, государство как акционер крупных банков. Обычно, когда кто-то выступает против допуска иностранных банков на российский рынок, указывают на несколько причин.

По сравнению с иностранными банками российские банки слабее, меньше и находятся в менее выгодных условиях. У них пока ограничен доступ к долгосрочным и недорогим ресурсам; их низкая капитализация не позволяет им динамично развиваться, увеличивая активы. Вклады в российских банках фактически выступают в нестабильных обстоятельствах как средства «до востребования». Издержки на исполнение требований регулятора превышают аналогичные показатели для зарубежных банков, количество нормативов, отчетности и жесткие, зачастую противоречивые требования ЦБ РФ препятствуют быстрому развитию.

Выходит, что российские банки оказываются перманентно не готовыми к конкуренции с иностранными. Когда еще в середине 1990-х годов обсуждалась возможность доступа иностранцев на наш рынок, российские участники требовали адаптационного периода для того, чтобы в тепличных условиях расти, укреплять свои позиции и готовиться к приходу конкурентов. Теперь, через десять лет, они приводят те же аргументы: мы не готовы, мы слабее, нам трудно, мы маленькие, нас вытеснят с рынка. Создается впечатление, что такое положение будет длиться вечно. Рассуждая объективно, российские банки действительно по конкурентоспособности в целом проигрывают западным, хотя многие из них, особенно лидеры, уже способны выдерживать конкуренцию. На любом рынке вести атаку на позиции лидеров, особенно начиная с нуля, очень сложно.

Говоря о нежелании допускать иностранных участников на рынок, госчиновники обычно высказывают такие аргументы: финансовая система страны должна оставаться независимой, должен осуществляться контроль национального Центробанка за действиями всех кредитных организаций, филиалы иностранных банков могут вести противоправную деятельность, которой будет трудно препятствовать, поскольку они станут неподотчетны российским властям. Как правило, за рассуждениями российских чиновников скрываются и другие мотивы, по которым им невыгодно присутствие иностранцев. Если рассматривать решения госорганов через призму мотивации, то можно заметить, что необходимость в тотальном регулировании банков возникает не в целях защиты вкладчиков или борьбы за чистоту рынка, а по причине принципиальной возможности менять правила игры по своему усмотрению — влиять на действия банков, ставить российские банки в условия, когда они вынуждены исполнять невыгодные для них решения или уклоняться от исполнения законов, подкупая чиновников. Таким образом, контроль является не средством безопасности, но средством удержания власти, с которой представители государства никогда и нигде не желали расставаться добровольно.

Российские банки поставлены в трудные условия: с одной стороны, им приходится нести издержки на исполнение требований властей, с другой стороны, над ними висит постоянная угроза прихода иностранцев, для которых эти требования не будут столь обязательными. Таким образом, дополнительно у них появляются издержки, связанные с лоббированием и отстаиванием в органах госвласти протекционистской политики в отношении российского рынка (поскольку с приходом иностранных участников они будут являться основными пострадавшими). Все эти затраты в целом негативно отражаются на рентабельности и прозрачности бизнеса, в итоге делая банковский сектор менее конкурентоспособным. Замкнутый круг, из которого невозможно вырваться.

Зачастую, говоря о необходимости ограничить присутствие иностранцев на российском рынке, приводятся соображения государственной безопасности. Неподконтрольные российскому правительству филиалы кредитных учреждений якобы могут осуществлять финансирование терроризма, экстремистских организаций, служить каналами для отмывания денег и перевода капиталов за рубеж. Не совсем ясно, почему присутствие иностранцев на банковском рынке представляет такую угрозу: все эти явления, и в больших объемах, уже присутствуют на рынке. И более того, соображение об изначально недобросовестном поведении банков противоречит как нормам права (презумпции невиновности и добросовестности), так и обыкновенной экономической выгоде. Считая всех поголовно участников рынка недобросовестными, мы будем препятствовать 90% тех, которые на самом деле не замышляли ничего противозаконного.

Ущерб акционеров от ослабления их позиций на рынке не столь очевиден. Для акционеров банков, которыми являются крупные промышленно-инвестиционные холдинги, работа с иностранными банками зачастую приносит ощутимые выгоды: дешевые и долгосрочные ресурсы в больших объемах, обслуживание в России и за рубежом, пониженные риски обслуживания в банках с высокими международными кредитными рейтингами. Поэтому сейчас многие акционеры не только не чувствуют себя пострадавшими, но и видят возможность извлечь двойную выгоду: получить доступ к нужным услугам в иностранных банках, за рубежом, и реализовать по выгодным ценам российские банковские активы (как непрофильные для деятельности холдингов) иностранным покупателям.

Госбанки сильны, а остальным государство не защитник

Прогноз развития ситуации на ближайшие годы предполагает увеличение доли и роли иностранного бизнеса на российском рынке — это реалии экспортоориентированной сырьевой экономики, в которой производство несырьевых конкурентоспособных товаров постепенно переходит в руки иностранных владельцев. Макроэкономические условия (наличие в России основных симптомов так называемой «голландской болезни») таковы, что при существующей политике регулирования бизнеса, при существующем курсе национальной валюты, при нынешнем уровне коррупции и неэффективности государственного регулирования развитие несырьевого бизнеса в России невыгодно отечественным бизнесменам. Более того, этот бизнес не может конкурировать с зарубежным. Банковский сектор не является исключением: финансовые услуги, в отличие от нефти или газа, предполагают другие механизмы конкуренции и принципиально другие требования к лидерам рынка. Высокая технологичность, опыт, диверсификация деятельности, долгосрочность стратегии, консервативность, контроль над рисками, стабильная клиентская база — это параметры, по которым большинство российских банков пока проигрывают иностранцам. Да они и сами не скрывают этого, чего уж греха таить.

Поэтому большинство крупных российских корпораций уже сейчас сотрудничает с иностранными банками (трансграничное банковское обслуживание). А высокая концентрация российской экономики приводит к тому, что по сути уже около половины кредитных ресурсов, привлеченных российскими компаниями, являются кредитами из-за рубежа. За крупными корпорациями будет постепенно тянуться и средний бизнес, поскольку иностранные банки правильно замечают: как только предприятие дорастает до определенного уровня в развитии, оно почти автоматически становится клиентом западного банка. С наступлением валютной либерализации и /или приходом зарубежных банков на российский рынок тенденция перетока клиентов в иностранные банки усилится.

Вступление России в ВТО уже сейчас зависит от исхода переговоров с двумя-тремя странами. Российские министры по-прежнему заявляют о намерении добиться вступления в эту организацию в 2006 году. Ключевым вопросом переговоров становится открытие российского финансового рынка для иностранцев. Выгоды от вступления в ВТО для сырьевых экспортеров, сферы ВПК и прочих предприятий, за которыми в основном стоят государственные чиновники, весьма весомы. Позиции госбанков на российском рынке достаточно прочны, более того, госбанки начинают экспансию на рынки ближнего зарубежья. В таких условиях российская сторона принципиально может пойти на уступки по поводу финансовых рынков, в том числе такие, на которые идет, например, Казахстан. Для банков, которые все-таки надеются на жесткую позицию государства, это неутешительно.

Влияние Центробанка на рынок ограничится

Валютная либерализация сегодня уже не приведет к таким катастрофическим последствиям, как, например, в 1990-е годы. Высокие золотовалютные резервы Центрального Банка, наличие Стабилизационного фонда, высокие цены на товары сырьевого экспорта — все это оказывает мощную поддержку российской экономике и денежно-кредитной сфере.

Принципиально важно, что валютное регулирование не является условием или препятствием для перетока капиталов за рубеж. Движение капиталов определяется внутренним инвестиционным климатом, правовой ситуацией и емкостью экономики. В условиях, когда перемещение валюты за рубеж было осложнено, Россия, тем не менее, испытывала гигантский отток капитала. Сейчас, когда начала действовать гораздо более либеральная политика, статистика свидетельствует, что сальдо по капитальным операциям меняется — наряду с вывозом капитала присутствуют не менее значительные инвестиции в Россию.

Российский банковский рынок не будет полностью захвачен иностранными участниками. Во-первых, на нем по-прежнему будут доминировать государственные банки. Во-вторых, на нем, безусловно, останутся отечественные лидеры (в розничном кредитовании, в секторе работы с малым бизнесом, в ритейле), которые сейчас работают с хорошей рентабельностью, привлекают выгодные кредиты из-за рубежа, готовятся выйти с IPO на фондовые рынки. Опыта Восточной Европы, которым обычно пугают противники либерализации, в России не повторится.

А вот влияние Банка России на рынок ограничится, да и сами представители ЦБ РФ это понимают. Выступая недавно перед журналистами, Андрей Козлов заявил, что трудный для российских банков период «отбора», «отсева», «зачисток» и «репрессий» подходит к концу и наступает эра стабильности. Крупнейшие банки практически без проблем взаимодействуют с Центробанком, и вероятность возникновения претензий к ним после их вступления в ССВ, раскрытия конечных бенефициаров, выхода на западные рынки и повышения прозрачности снижается. Аналогично снижается и возможность критического воздействия со стороны ЦБ РФ на зарубежные банки и их дочерние структуры в России. Вероятно, эра «довлеющего» регулирования банковского рынка стала близиться к концу с момента, когда началась либерализация рынка.

Казахские банки не боятся иностранных филиалов и ВТО

Имея некий конфликт (российские — иностранные банки, государство — иностранные банки), нужно предлагать решение. На наш взгляд, решение «Запретить!», активно предлагаемое сейчас, является неправильным. Оно деконструктивно по своей природе. Правильным было бы понять, почему российские банки станут проигрывать иностранным и будут находиться с ними в неравных условиях, и создать условия для равной и справедливой конкуренции. Правильно будет наладить надзор и контроль для предотвращения деятельности недобросовестных участников рынка, которые будут обходить запреты российского законодательства, пользуясь статусом нерезидентов.

Любопытно взглянуть, как эта проблема решается на рынке соседнего с нами Казахстана.

Казахстан не будет оспаривать в ходе переговорного процесса по вступлению в ВТО условие, при котором должен быть снят запрет на деятельность банков-нерезидентов или их филиалов на территории республики. Об этом 21 декабря на пресс-конференции в Алма-Ате сообщил председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций (АФН) Болат Жамишев.

Глава АФН подчеркнул, что небольшая емкость казахстанского рынка не привлекает крупные иностранные банки. Кроме того, по мнению Б. Жамишева, отечественные банки достаточно сильны, чтобы конкурировать с иностранными.

Вместе с тем глава АФН отметил, что государственный регулятор будет настаивать на введении ряда ограничений для филиалов банков-нерезидентов. «Мы хотели бы установить некие ограничения, которые обеспечивали бы возможность равной конкуренции», — сказал Б. Жамишев. В частности, АФН намерено установить определенный лимит по активам для банков, которые будут иметь право открывать филиалы в Казахстане. «Эта планка будет достаточно высокой», — отметил он.

Кроме того, предполагается, что для филиалов иностранных банков станет обязательным открывать в Нацбанке РК депозит, «размер которого будет пропорционален активам, которыми будет располагать этот филиал».

Данные меры, по мнению Б. Жамишева, позволят уравнять иностранные и отечественные банки в требованиях по капитализации, которые отечественные банки выполнять обязаны, а банки-нерезиденты — нет.

Б. Жамишев отметил, что запрашиваемый Казахстаном переходный период при вступлении в ВТО также позволит банковской системе Казахстана подготовиться к конкуренции с иностранными банками.

Таким образом, Казахстану удалось довольно четко проанализировать и подойти к решению проблемы, а именно:

  • принципиально разрешить деятельность филиалов иностранных банков на территории республики;
  • отменить ограничения и квотирование деятельности дочерних банков;
  • разрешить деятельность филиалов иностранных банков при условии, что их деятельность по размерам и масштабу будет соответствовать определению «филиал», поскольку иначе банку будет выгоднее действовать в форме филиала;
  • разрешить деятельность филиалов при условии, что эти филиалы будут выполнять требования по достаточности капитала, установленные для национальных банков, обеспечивая и формализуя понятие «равенство конкурентных условий для всех»;
  • принять, что адаптация национальных банков к конкуренции с иностранными займет ограниченный период времени.
Противники либерализации обречены

Российский банковский сектор развивается менее активно, чем в Казахстане или Украине. Об этом, в частности, свидетельствуют данные отчета, распространенного международным рейтинговым агентством Standard&Poor;’s. Согласно этому отчету, в последние пять лет кредиты банков России отечественной экономике в общем объеме ВВП выросли всего на 10%, в то время как в Казахстане — на 16%, а в Украине — на 26%. Поэтому очевидно, что нормальное решение проблемы открытости банковского рынка предполагает устранение излишних и основных барьеров для участников рынка, в первую очередь для российских банков. Опросы аудиторов показывают: основным фактором риска, препятствующим нормальной работе банков, является «чрезмерное регулирование» их деятельности Банком России и другими госорганами (КФМ, ФСФР, Правительство, МНС и правоохранительные органы).

Вместо тотального запрета на конкуренцию следует провести унификацию правил и требований надзора и регулирования для устранения «естественных» преимуществ иностранных банков, получаемых в результате того, что надзор за ними осуществляет не ЦБ РФ, а центральный банк в стране нахождения иностранного банка. Следует уходить от чересчур частой смены правил и нормативов, под которые банкам приходится подстраиваться в экстренном порядке.

Регулятор должен создать комфортные условия для эффективного стратегического партнерства российских и иностранных собственников банков. В его силах наладить эффективный надзор за российскими и иностранными банками без ущерба от такого надзора для добросовестных участников банковского рынка. Факты недобросовестности отдельных банков не должны вредить нормально работающим организациям.

Приоритет следует отдать рыночным механизмам регулирования банковского сектора (нормативы обязательных резервов, рефинансирование и учетная ставка, валютные и др. операции Банка России), а не административным (обязательная репатриация продажи валюты, запрет на осуществление деятельности, надзор и отчетность и др.).

И, наконец, необходимо признать, что влияние объективных экономических процессов на банковский сектор происходит независимо от воли государства. Попытки запретить действия, коммерческий эффект от которых бесспорен, обречены, а все существующие подобные запреты рано или поздно будут обойдены или изначально не действуют. 2007 год приближается, и либерализация финансового рынка неизбежна. Банки, до последнего сопротивляющиеся и не верящие в эту неизбежность, пострадают больше других. Искусственные барьеры на пути конкуренции и защита «отечественного производителя» приведут лишь к отсрочке кризиса, но не к его предотвращению.

Что такое валютная либерализация

19 июня 2005 года начали действовать положения Федерального закона № 173 ФЗ от 10.12.2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц-резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации. В соответствии с Законом резиденты (физические лица — индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением кредитных организаций и валютных бирж, открывают банковские счета в иностранных банках после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.

Юридические лица-резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с действующим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, критерии которых установлены в Законе. Но необходимо принять во внимание тот факт, что в пункте 1 Указания № 1577 У Банк России установил требование о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады) в иностранных банках в размере 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок

15 календарных дней со дня осуществления валютной операции. Данные ограничения установлены Банком России в рамках полномочий, предоставленных ему частью 3 статьи 12 Федерального закона № 173 ФЗ от 10.12.2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» и могут действовать до 01.01.2007 года. Период до этой даты понимается законодателем как период адаптации финансовой системы России к либеральным правилам валютного регулирования.

К ограничениям операций относятся: требование о резервировании части суммы проводимой валютной операции, установление режима счета, требование об открытии счета в уполномоченном банке, требование предварительной регистрации для открытия счета в зарубежном банке. Срок применения Правительством РФ и Центробанком указанных ограничений завершается 1 января 2007 года.

С 1 января 2007 года норма об уведомительном порядке открытия и закрытия счетов будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств. Будет отменена обязательность осуществления валютных операций через специальный счет, обязательность резервирования, установленная статьями 7—8 Закона, Правительство и

ЦБ РФ лишатся полномочий по осуществлению валютного регулирования операций, связанных с движением капитала, между резидентами и нерезидентами.

Банк России также сообщает, что с 1 января 2007 года предполагается отменить обязательную продажу валюты. То есть с 2007 года отменяется последнее ограничение — обязательная репатриация валютной выручки.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173 ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Предусмотрены очень незначительные исключения из этого правила. Получается, что при расчете с резидентом РФ со счета, открытого за рубежом, платеж должен совершаться в рублях. С другой стороны, можно разложить операцию по расчетам в валюте следующим образом:

  • конвертация валюта-рубли;
  • перевод средств на рублевый счет получателя-резидента;
  • повторная конвертация в валюту.

Технически при расчетах в одном банке эти операции можно не облагать комиссиями, либо держать в зарубежном банке отдельный счет для рублевых операций с резидентами, либо все комиссии за указанную операцию возлагать на счет плательщика/получателя при выборе валютной формы расчетов. В любом случае, с учетом всех изменений, запрет на проведение валютных расчетов между резидентами через зарубежные банки по сути не будет иметь смысла.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ