Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Большая «цифра» для живых людей
24.04.2020 Аналитика

Большая «цифра» для живых людей

Первый масштабный онлайн бизнес-форум компании SAP состоялся 23 апреля 2020 года. Коронавирус провел стресс-тест, который пройден всеми по-разному. Об этом и говорили эксперты


Форум начался с приветствия генерального директора SAP CIS Андрея Филатова. По его словам, Россия пережила за последние десятилетия гораздо больше кризисов, нежели наши западные партнеры. Выработаны некие схемы, появился иммунитет. Но этот кризис не похож на предыдущие. Поэтому сейчас не время кичиться своим прошлым опытом, необходимо коллективно обсуждать проблемы и вырабатывать решения. Что, собственно, и последовало далее в ток-шоу «Пусть говорят, мы уже делаем».

Финансистам, наверное, ранее было не очень интересно слушать нефтяников, металлургов и других представителей реального сектора экономики, рассказывающих о тонкостях автоматизации. Их больше интересовали достижения соседей по рынку, так и норовящих откусить от банковского пирога: телекомов, интернет-гигантов и ретейлеров. Но сейчас все слушали друг друга. И дело не в киплинговском «водяном перемирии», а в цифровой трансформации, которая уже объединила всех в едином цифровом пространстве каналами связи и финансовыми транзакциями цифровых двойников. Банкиры стали получать больше доходов не от валютных и прочих спекуляций, а от кооперации с малым и средним бизнесом, стартапами и финтехом, а также от доступности финансовых сервисов и умения обычных людей во всех уголках России пользоваться смартфонами.

Этот тезис нашел подтверждение в выступлениях Аркадия Дворковича , председателя Фонда «Сколково», и Георгия Горшкова, первого заместителя президента — председателя правления, члена правления Почта Банка.

Георгий Горшков в начале 2000-х годов состоял в рабочей группе и консультировал правительство России от лица «крупного европейского провайдера» при разработке Закона «О кредитных историях», куратором которого был Аркадий Дворкович, занимавший пост заместителя министра экономического развития и торговли. К слову сказать, Дворкович же был в правительстве одним из ответственных за создание Банка на базе более чем 40 тыс. отделений Почты России, который позже получил название Почта Банк.

После кризиса 2014 года стало понятно, что пришло время, опираясь на достижения современных технологий, создать финансовую структуру, которая смогла бы взять на себя финансовое обслуживание более 40 млн сельских жителей, около 40 млн пенсионеров по всей стране, а также всех тех граждан страны, которые хотели бы иметь дело с надежным банком как по месту своего проживания, так и в онлайне.

Аркадий Дворкович вспомнил об инвестициях в цифровизацию услуг на этапе становления Почта Банка, отметив, что плоды они приносят как раз сейчас. Он подчеркнул, что это пример правильных инвестиций на перспективу три — пять лет и такие заделы потерять нельзя, чтобы сохранить конкурентоспособность и качество управления в среднесрочной перспективе.

Четыре года прошли не зря: стресс-тест, проходимый сегодня страной и ее финансовым сектором, показал, что опора на IT и доверительное взаимодействие с населением — правильный выбор. В качестве доказательства Георгий Горшков привел следующие цифры: «У Почта Банка сегодня около 20 тыс. отделений и 30 тыс. агентов, которые де-факто работают полностью автономно или дистанционно. Из 13 млн клиентов Почта Банка около половины используют мобильные приложения. С возникновением необходимости режима самоизоляции в некоторых регионах в 1,5 раза повысилось использование мобильного приложения пенсионерами, а молодежь на 20% чаще стала оплачивать коммунальные платежи с телефона».

Понятно, что банки заинтересованы демонстрировать самые яркие показатели, но за всеми этим цифрами стоят бизнес-модели и технологии, которым, собственно, и посвящен Форум SAP. Интересно, что Георгий Горшков помимо истории с кредитными бюро как основой современного цифрового розничного банкинга поделился планами внедрения другого, тоже исключительно цифрового решения. Речь шла о биометрии.

Банкиры стали получать больше доходов не от валютных и прочих спекуляций, а от кооперации с малым и средним бизнесом, стартапами и финтехом, а также от доступности финансовых сервисов и умения обычных людей пользоваться смартфонами

«Б.О» уже не раз писал об активном участии Почта Банка в Единой биометрической системе (ЕБС), повторяться не будем. Интересно, как собственная внутренняя биометрия позволяет повысить качество обслуживания физлиц. По словам Георгия Горшкова, Банк с момента своего основания использовал эту технологию для идентификации клиентов.

Какая польза от всего этого? «Только за последний год благодаря биометрической идентификации Банк смог предотвратить более тысячи потенциальных мошеннических действий со средствами клиентов. Еще один плюс — это удобство. Каждый раз, когда клиент заходит к нам в отделение или дистанционно в мобильное приложение, ему не нужно в очередной раз повторять оператору все свои персональные данные. Достаточно сравнить его изображение с биометрической фотографией. Банк сам узнает клиента, состояние по счетам и может предугадать, что будет востребовано этим клиентом. Поэтому это и безопасность, и удобство», — отметил Георгий Горшков.

Вольно или невольно этими словами была поднята тема безопасности. Аркадий Дворкович подтвердил, что ИБ находится в фокусе внимания Фонда «Сколково». Цифровой экономики не может быть без информационной безопасности. И, конечно, ее не может быть без новых бизнес-идей, без принятия населением цифровых инструментов и подготовки кадров. Об этом и о многом другом рассказали в своих выступлениях далее другие участники Форума.






Новости Новости Релизы