Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Большой брат» для филиалов
01.02.2005

«Большой брат» для филиалов

Дороговизна кредитов для малого бизнеса объясняется высокими рисками и После технологической модернизации центральных офисов банки стали «оптимизировать» свои филиальные сети. Работы в этом смысле — непочатый край. В некоторых банках центральный офис и филиалы вообще работают на разнородном программном обеспечении, из-за чего бухгалтерам приходится сдавать рукописные отчеты. Унифицировать ПО во всех подразделениях — задача сегодняшнего дня. А часть банков уже готова перевести свои филиалы в режим on-line.


Центр и филиал говорят на разных языках

Более привычна для российских многофилиальных банков off-line связь. В таком случае каждый филиал банка имеет собственную АБС и хранилище. Периодически происходит так называемая выгрузка данных в центральный офис. В большинстве банков при закрытии опердня каждый филиал пересылает в центральный банк первичные данные, то есть сведения о клиентах, о движениях по счетам и т.п. Весь остальной массив документов выгружается с гораздо меньшей периодичностью — раз в неделю, раз в месяц. И разработка регламентов по времени и каналам выгрузки данных с филиалов — отдельная задача ИТ-департамента или консалтинговых фирм.

Одна из проблем, с которой может столкнуться ИТ-департамент при налаживании связи между центральным офисом и филиалом, — их работа на разнородном ПО. Такая ситуация часто возникает при поглощении одного банка другим. В результате — у центрального офиса и отдельно взятого филиала могут быть АБС или отдельные компоненты информсистемы банка от разных производителей. Соответственно, формат данных также может быть разным, и прямая синхронизация между филиалом и центром будет невозможна. В таком случае ИТ-департамент вынужден прописывать специальные протоколы для «перевода» данных, поступающих из регионов, в «удобоваримый» для центра вид.

Впрочем, ситуация, когда в отдельно взятом филиале принимали решение поставить у себя ритейловый модуль от другого производителя, нежели в центральном офисе, сейчас встречается очень редко. Но как уверяют специалисты, еще пару лет назад это было вполне привычной практикой. Доходило до того, что бухгалтеры некоторых филиалов были вынуждены писать отчеты вручную, поскольку формат отчетности местной АБС не совпадал с форматом отчетности АБС головного банка. Одним из самых последовательных банков по унификации ПО в филиалах стал Альфа-Банк. Сейчас, как заверил «БО» заместитель директора дирекции по информационным технологиям Альфа-Банка Андрей Соколов, ПО в филиалах банка «абсолютно идентично».

Обновление и связь

Еще одна традиционная проблема при ИТ-поддержке филиальной сети, работающей в off-line режиме, — обновление программного обеспечения. Учитывая, насколько многокомпонентной и сложной является ИТ-структура современного банка, обновление необходимо производить постоянно. И обеспечить своевременную и правильную установку каждого нового патча или версии в каждом филиале бывает довольно сложно. Для этих целей, а также для налаживания обмена данными между филиалами и центром некоторые производители создают специализированные модули в составе АБС. Например, компания Центр финансовых технологий (ЦФТ) ввела такой модуль в своем ЦФТ-Банке. Как рассказал «БО» директор по работе с клиентами компании ЦФТ Андрей Фомичев, этот модуль предназначен в основном для работы с филиалами в on-line режиме. Если у филиалов нет постоянной связи с центром, то устанавливается копия центральной АБС и налаживается безоператорный режим обмена данными. В качестве связки может выступать и отдельное специализированное ПО. Так, компания «БСС» предлагает специальный комплекс, построенный по принципу «банк-клиент». В качестве клиента соответственно выступает филиал. По мнению экспертов компании «ОТР», этот комплекс обладает очень мощным транспортным уровнем, то есть позволяет обмениваться очень большими объемами информации и передавать ее по разным каналам, в том числе по спутниковой связи. Последнее придает системе дополнительную надежность и позволяет каждому филиалу выбирать канал в зависимости от той инфрастуктуры, которой он располагает. Еще одно преимущество – возможность обновлять и саму систему из центрального офиса.

Впрочем, пока для этих целей банки используют собственноручно созданные программы. По словам Андрея Соколова, в Альфа-Банке на базе Lotus Notes была создана собственная автоматизированная система приема заявок из филиалов по доработке ПО. Эта же система позволяет контролировать ход установки обновленных версий ПО и автоматически сообщать об этом в головной банк. В основе системы — клиентсерверная технология, которая в отличие от традиционной файловой позволяет хранить основной массив информации на сервере, а «клиенту», в данном случае филиалу, передавать только самое необходимое и «оболочку».

Время on-line

Но за последние три года российские банки осознали преимущества работы филиальной сети в on-line режиме. Во-первых, только on-line позволяет реализовывать крупномасштабные проекты, в первую очередь в сфере ритейла. Так, по информации «БО», в конце прошлого года Внешторгбанк разработал проект единого кредитного центра для своей филиальной сети. Поскольку кредитные бюро в России развиваются весьма медленными темпами, отдельные банки, и ВТБ — одна из «первых ласточек», задумываются о собственных кредитных центрах. В таких единых хранилищах собираются данные по клиентам, которые уже прибегали к услугам банка в области кредитования и при этом пользовались разными филиалами. Здесь же хранятся «черные» списки злостных неплательщиков и тех клиентов, которым уже было отказано в кредитовании в другом филиале этого же банка. При реализации подобных проектов клиент может обращаться в любые территориальные подразделения банка (принцип «AnyBanking»).

Во-вторых, работа в on-line режиме позволяет более оперативно распределять финансовые ресурсы между филиалами. Более того, головной офис имеет возможность подтверждать или отклонять любую операцию филиала (вплоть до проводки документов). И, соответственно, полностью контролировать деятельность филиала. Так, при превышении определенных лимитов система либо запретит операцию, которая приводит к превышению лимита, либо при помощи систем удаленного доступа проинформирует головную контору о таком превышении.

Помимо этого снимается проблема сбора консолидированной отчетности. Головной офис самостоятельно формирует как консолидированную отчетность, так и отчетность в разрезе филиалов. Таким образом сокращаются сроки подготовки обязательной сводной отчетности и гарантируется ее корректность. Если обычно на подготовку сводной отчетности уходит несколько дней, то при налаживании постоянной связи с филиалами этот процесс занимает всего несколько часов. В общем и целом управление региональными структурами значительно упрощается.

В-третьих, on-line взаимодействие с филиалами позволяет экономить расходы на ИТ. Ведь если каждый филиал имеет собственную АБС, хранилище данных и т.п., то необходимо насыщать его ИТ-специалистами, которые будут осуществлять на профессиональном уровне техническую поддержку системы. Сокращается и штат ИТ-департамента в головном офисе, поскольку нет необходимости в большом количестве сотрудников, поддерживающих связь с регионами.

В-четвертых, единое администрирование базы данных, которая физически находится на одной площадке, сводит к минимуму проблемы несанкционированного низкоуровневого доступа.

Где тонко, там и рвется

Самое же «тонкое» место on-line взаимодействия с филиалами — каналы связи. У ИТ-специалистов есть даже специальный термин — «тонкие каналы». В большинстве российских регионов уровень инфрастуктуры еще не так высок, и поэтому банки довольно часто опасаются «вешать» филиалы в on-line режим. Обрыв связи с одним филиалом грозит не только срывом работы с клиентами в этом конкретном регионе, но и зависанием всей системы. Поэтому производители ПО предлагают свои способы увеличить надежность связи с филиалами. Как было уже упомянуто выше, компания «БСС» предлагает возможность использовать в любой момент альтернативный канал. ЦФТ в рамках своей единой АБС для головного банка и филиальной сети предлагает устанавливать в филиалах специализированные офф-лайновые модули, которые позволяют обслуживать клиентов в случае внезапного отсутствия связи с головным банком. Работа здесь осуществляется в режиме периодических соединений с центром. В любом случае для обеспечения надежности связи и защиты сведений о клиентах филиалы банков имеют специальные выделенные каналы. Это может быть собственная сеть банка либо канал интернет-провайдера.

Использование тонких каналов требует от банков обращать особое внимание на информационную безопасность передаваемых сведений, поскольку одним из наиболее «популярных» способов вмешательства злоумышленников в работу банковских сетей являются попытки перехвата информации при ее передаче по открытым каналам (например, через сеть интернет), а также взломы наиболее уязвимых точек сопряжения банковских систем с публичными сетями передачи данных.

Для решения такого рода проблем поставщики банковского оборудования и разработчики ПО предлагают различного рода продукты. Это могут быть межсетевые экраны, виртуальные частные сети и т.п. В последнее время появились и продукты, которые сочетают в себе эти возможности. Например, компания Check Point Software Technologies, один из крупнейших международных поставщиков программных средств информационной безопасности, разработала принципиально новые программно-аппаратные комплексы Check Point, в основу которых положена запатентованная технология Stateful Inspection. Технология позволяет объединить основные возможности межсетевых экранов по разграничению доступа, фильтрации и маршрутизации сетевого трафика, аутентификации и трансляции сетевых адресов NAT (Network Address Translation) со средствами построения виртуальных частных сетей (VPN), оптимизированными для работы в одном простом устройстве.

Для обслуживания on-line ориентированных филиалов могут применяться технологии резервирования информации в отдельных узлах сети. Так, в качестве составного элемента комплексного решения «Филиал банка будущего» корпорация Cisco Systems разработала технологию IP Content Acceleration. Она позволяет банкам транспортировать большие объемы информации по IP-сети без задержек или простоев. При использовании этой технологии информация, к которой сотрудники филиала обращаются достаточно часто (например, данные о продукции), или большие файлы данных (например, предназначенные для трансляции видеофайлы) размещаются и доставляются не из единого удаленного центра обработки данных, то есть не из головного банка, а из нескольких местоположений, географически близких к соответствующим филиалам.

Ритейл как движущая сила

Специалисты расходятся в своих оценках того, филиальные сети скольких банков в России построены на on-line принципе. Эксперты из компании «ОТР» полагают, что пока подобная практика не слишком распространена. Андрей Фомичев (ЦФТ) заявил «БО», что сейчас многие российские банки либо наладили on-line связь со своими филиалами, либо намерены сделать это в ближайшее время. По всей видимости, большая часть банков использует этот подход ограниченно. По словам того же Андрея Фомичева, корпорация «УралСиб» перевела на интерактивный режим работы 30% своих банковских филиалов, последовав примеру Сбербанка России. Главный банк страны переводит на on-line связь наиболее продвинутые с технологической точки зрения филиалы, с остальными обмен информацией производится, как правило, раз в сутки.

Несколько другой подход демонстрирует Альфа-Банк. Здесь на интерактивный уровень выведено несколько модулей, непосредственно связанных не с клиентскими операциями, а с отчетностью и аналитикой, в первую очередь — бюджетирование. Впрочем, как говорит Андрей Соколов, в этом году банк намерен наладить постоянную полномасштабную on-line связь со своим питерским филиалом. Это позволит запустить в Санкт-Петербурге ритейловый проект «Альфа Банк Экспресс». Но «острой необходимости» переводить на такой режим филиалы в других регионах, по мнению А. Соколова, нет. И судя по всему, повторимся, именно ритейловые проекты станут главной движущей силой перевода филиальных сетей в on-line режим.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ