Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
БИОГРАФИЯ
*Информация актуальна на
Продажи дорожных чеков в прошлом году в некоторых регионах России выросли в 5 раз. Путешественники используют чеки как альтернативу пластиковым картам, «оседлые» граждане — как способ сбережения валютных накоплений. Разумеется, очевидный успех дорожных чеков случился не сам собой. Его спланировали и осуществили два крупнейших игрока финансового рынка: Сбербанк России и компания American Express.
За последний год многие банки пополнили свою ИТ-структуру хранилищами баз данных. Хотя большинство специалистов соглашается, что это «пополнение» стало, скорее, вынужденным шагом, сделанным под нажимом ЦБ РФ из-за перехода на отчетность по МСФО, прогресс на этом рынке очевиден. Хранилища баз данных становятся основой для формирования в банке комплекса управленческих решений.
Эффективная оценка кредитоспособности частных лиц позволит банкам решить главную проблему потребительского кредитования — неизбежность высокой кредитной ставки. Повсеместное внедрение методики балльной скоринговой оценки позволяет составить о заемщике лишь приблизительное представление, потому банки и не рискуют снижать ставки. Банковской рознице нужны более тонкие и точные механизмы оценки. И рынок уже предлагает целый арсенал методик: нейронные сети, генетические алгоритмы, методы правдоподобных рассуждений и др.
Подавляющее большинство держателей карт по-прежнему используют их только для обналичивания зарплаты. Казалось бы, дизайнерские и технологические находки банкиров по обороту пластиковых денег пропадают втуне. Но некоторая, самая активная, часть клиентов уже почувствовала вкус к азартной игре, непременным атрибутом которой являются банковские карты: кредитные, предоплаченные, чиповые, магнитные, бесконтактные, моментальные, подарочные, коллекционные. Банкиры нащупывают страсти и насущные нужды клиентов — и уверены в победе в этой игре.
Рынок офисной климатотехники в России развивается гораздо медленнее, чем рынок бытовых кондиционеров. Работодатели, конечно, заботятся о сотрудниках, но стремятся обойтись при этом «малой кровью». А установка офисных климатических систем — это серьезный проект, затратный и требующий времени. В большинстве своем начальство считает, что проще поставить обычные сплиты и не мучиться выбором из многочисленных специализированных систем, которые предлагают разработчики офисной климатотехники. Да и лето в последнее время нежаркое.
Ритейл является сейчас одним из самых модных направлений в банковском бизнесе России. Олицетворение ритейла в самом банке — фронт-офис, ориентированный на работу с клиентами и на массовые продажи. Он может находиться как внутри самого банковского офиса, так и представлять собой географически весьма удаленную точку продаж. В то же время агрессивная и целенаправленная политика банков по расширению филиальной сети и стремительное наращивание «мест присутствия» в торговых сетях — пока, скорее, экстенсивный, а не интенсивный путь развития, поскольку уровень автоматизации фронт-офисов далек от совершенства.
Дороговизна кредитов для малого бизнеса объясняется высокими рисками и После технологической модернизации центральных офисов банки стали «оптимизировать» свои филиальные сети. Работы в этом смысле — непочатый край. В некоторых банках центральный офис и филиалы вообще работают на разнородном программном обеспечении, из-за чего бухгалтерам приходится сдавать рукописные отчеты. Унифицировать ПО во всех подразделениях — задача сегодняшнего дня. А часть банков уже готова перевести свои филиалы в режим on-line.
Активное развитие розничного направления банковского бизнеса вполне логично привело к его симбиозу с торговыми сетями и сферой услуг. Партнеры получили дополнительных клиентов и добились увеличения оборота. Но если раньше сети были готовы платить банкам за их присутствие в торговом зале, то теперь банки, особенно предлагающие «стандартный набор кредитов», больше заинтересованы в сотрудничестве и вынуждены за него приплачивать. А самыми перспективными партнерами банков на этом направлении становятся компании с обширной клиентской базой и точными клиентскими данными — сотовики.
В условиях активного развития банками розничного направления бизнеса хорошо отлаженный процессинг пластиковых карт становится на рынке очень сильным конкурентным преимуществом. Но в отличие от той же АБС, которая точно настраивается под нужды конкретного банка или, другими словами, «индивидуализируется», программное обеспечение работы с картами должно прежде всего максимально соответствовать стандартам международных пластиковых систем.
IT-стратегия банков, в каком бы виде она ни была сформулирована, должна в первую очередь ответить на вопрос: банк устанавливает информационную систему одного поставщика и разработчика или будет складывать мозаику из специализированных прикладных систем от разных производителей? У каждого пути есть свои преимущества, и совместить их достаточно сложно. Но банки пытаются.
За последние два года в России появилось сразу несколько отечественных систем денежных переводов. Банки не скрывают, что это очень прибыльный бизнес, и активно продвигают как собственные разработки, так и присоединяются к международным системам. Почта России, которая имеет явное «географическое» преимущество перед банками, значительно сократила сроки и стоимость перевода. В свою очередь международные системы в таких условиях вынуждены снижать расценки на переводы. Клиентам усиление конкуренции только на руку.
Интернет-банкинг становится все более модной услугой. Активно обсуждаются новые возможности, которые клиенты могут получать с помощью интернет-банкинга. И хотя полноценный интернет-банкинг на российском рынке предлагают всего несколько банков, тарифы высоковаты, а продуктовый ряд невелик, количество on-line клиентов банков растет в геометрической прогрессии.
В России бурно растет рынок программных продуктов, позволяющих управлять продажами, — CRM-систем. Банки являются важнейшим сегментом этого рынка, так как они отважились покорять розницу, не имея даже единой базы данных своих клиентов. CRM дают возможность формировать предложение целевым группам клиентов и спускать план продаж каждому сотруднику.
Новый уровень технологических решений в банках внедряется методом «кнута и пряника». С одной стороны, банки занялись автоматизацией собственных бэк-офисов, так как испытывают потребность оперировать самой свежей информацией о состоянии своих и клиентских портфелей. Только в этом случае кредитные организации могут эффективно работать и главное — зарабатывать на динамичном фондовом рынке, куда многие из них сейчас устремились. С другой стороны, модернизацию программного обеспечения для бэк-офисов стимулирует прессинг Центробанка.
Интернет-банкинг становится все более модной услугой. Лидеры банковского рынка если еще не имеют в собственных активах электронного банкинга, то намерены заняться его созданием в ближайшей перспективе. В погоне за модой банки часто не принимают в расчет, что интернет-банкинг — не просто передовая технология, для внедрения которой достаточно подключить еще один модуль к АБС, а целая система взаимодействия с клиентами в режиме on-line. И чтобы эта система была эффективной и приносила прибыль, нужно вложить немало сил и средств в ее наладку.
Еще в советские времена родилась поговорка, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Вот так и ноутбук для современного делового человека давно перестал быть игрушкой, превратившись в необходимый инструмент ведения бизнеса. В ноутбуках бизнес-класса разработчики реализуют самые современные технологии. Пожалуй, хороший ноутбук откажет своему хозяину разве что в приготовлении чашечки кофе. Но и эту проблему эксперты считают разрешимой
Зарплатные сервисы банков вступают в новую стадию развития. Времена, когда жалованье, перечисленное на карточку сотрудника, моментально обналичивалось в ближайшем банкомате, уходят в прошлое. Люди, которым когда-то поневоле пришлось завязать отношения с банком, теперь хотят стать полноценными клиентами: размещать свои средства на хороших условиях, пользоваться интернет-банкингом и другими достижениями банковской розницы. И банки начинают идти им навстречу. Преимущества и недостатки карточных зарплатных схем «Банковскому обозрению» комментирует вице-президент, партнер компании «ФБК» Сергей Ломизе.