Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Госбанк, Война и Деньги
06.05.2020 FinStyleАналитика

Госбанк, Война и Деньги

«Государственный банк СССР в трудных условиях военного времени обеспечил кредитно-расчетное и кассовое обслуживание народного хозяйства. За время войны Госбанк СССР мобилизовал крупные денежные ресурсы, направив их на кредитование растущего военного хозяйства, бесперебойно осуществлял все расчеты между хозорганами и кассовое исполнение государственного бюджета». Я.И. Голев, Председатель Правления Госбанка в 1945–1948 годах


Вклад Госбанка в Великую Победу

В Советское время Государственный банк СССР — как тогда назывался Банк России — являлся единым кредитным, расчетным, кассовым и эмиссионным центром страны. Он выпускал деньги в обращение и был той централизованной системой, по которой в стране осуществлялось движение денег. От его работы во многом зависело функционирование государства.

В предвоенные годы роль Государственного банка СССР в системе экономических органов управления страной возросла. После того как в январе 1938 года Госбанк СССР был выведен из состава Наркомата финансов, в ведении которого находился с 1921 года, и подчинен непосредственно правительству, Банк получил большую самостоятельность.

С этого времени активизировалась его работа по финансированию народного хозяйства. В нем были созданы отраслевые управления по кредитованию промышленности. Укреплялось взаимодействие Госбанка СССР с отраслями, непосредственно связанными с обороной страны. Отраслевые кредитные управления Госбанка СССР, по существу, были дублерами Управления кредитования оборонной промышленности, на обслуживании которого находились наркоматы, специализирующиеся на производстве продукции оборонного значения.

Перед войной руководство Госбанка СССР приняло меры на случай возможного внезапного нападения потенциального противника.

  1. Была расширена сеть полевых учреждений Госбанка СССР, осуществляющих банковское обслуживание войск (особенно в приграничных районах).
  2. На удалении от Москвы были построены и оборудованы хранилища денежных знаков и ценностей, туда были завезены резервные суммы денег.
  3. В Подмосковье на случай эвакуации банковских работников были подготовлены служебные и жилые помещения; разработан комплект документов, необходимых для работы в условиях эвакуации.
  4. Были существенно увеличены кредитные вложения под государственные резервы, значительную часть которых составляли военная продукция, снаряжение и продовольствие.

В начале войны Госбанк СССР осуществил ряд организационных мер, обеспечивших бесперебойное обслуживание министерств и ведомств, выведенных из Москвы. Дополнительно был учрежден институт уполномоченных Госбанка СССР с небольшим составом специалистов, которые оперативно решали вопросы кредитования, финансирования, расчетов. Они следили за финансовым положением перемещенных предприятий, оказывали помощь в постановке финансовой работы, учета и отчетности. Аппарат уполномоченных функционировал в Горьком (ныне Нижний Новгород), Челябинске, Иванове, Казани и ряде других городов (руководство осуществляли члены Правления, начальники управлений Госбанка СССР).

Перед Госбанком СССР с начала войны встали исключительные по своему масштабу и сложности задачи. Необходимо было:

  1. изыскать ресурсы для расширения кредитования военной промышленности, осуществляя в то же время кредитные вложения в другие отрасли хозяйства, выполнявшие военные заказы;
  2. оказывать финансовую помощь эвакуированным предприятиям;
  3. обеспечить четкие расчеты в народном хозяйстве между предприятиями, работающими для нужд фронта и тыла;
  4. бесперебойно удовлетворять потребности армии и страны в деньгах;
  5. проводить мероприятия по максимальному ограничению эмиссии денег, вызванной войной;
  6. укреплять финансовую и платежную дисциплину в хозяйстве.

Таким образом, во время Великой Отечественной войны Государственный банк осуществлял кассовое исполнение государственного бюджета СССР: все бюджетные средства были сосредоточены именно в Госбанке, Госбанк вел бухгалтерский учет доходов и расходов союзного бюджета, выполнял контрольные функции.

Усиление контроля за поступлением средств в доходы государственного бюджета и правильным его расходованием, упорядочивание инкассации содействовали увеличению поступлений наличных денег в кассы Госбанка.

В результате ускорения оборачиваемости средств в хозяйстве, а также привлечения сбережений во вклады Госбанк мобилизовал значительные ресурсы. С другой стороны, развитие безналичных операций, например организация приемов вкладов военнослужащих на фронте через сеть полевых учреждений Госбанка, вело к сокращению выплат наличных денег из касс Госбанка.

Экономное расходование мобилизованных средств позволило уже в 1944 году стабилизировать советский рубль, не прибегая к масштабной дополнительной денежной эмиссии — выпуску в обращение дополнительного количества денег. Размер денежной эмиссии строго контролировался, принимались меры по сокращению ее размеров. Благодаря этому Великая Отечественная война не имела негативных последствий для денежной системы страны — и для страны в целом — такого масштаба, как гиперинфляция, вызванная Первой мировой войной

Как Государственный банк СССР готовился к войне. Последствия перехода экономики «на военные рельсы»

Война не была неожиданностью для советского государства. Приход в 1933 году к власти в Германии нацистов, провозгласивших курс на уничтожение коммунизма и завоевание «жизненного пространства» для немцев на территории СССР, потребовал от руководства нашей страны адекватных мер, включающих прежде всего перевод экономики «на военные рельсы». К концу 1930-х годов, когда угроза начала новой мировой войны стала неотвратимой, затраты на нужды обороны страны еще сильнее возросли.

План развития экономики страны на 1938–1942 годы, или, как он тогда назывался «Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР» — «Третья пятилетка», помимо преимущественного развития тяжелой промышленности, машиностроения, энергетики и металлургии предусматривал ускоренное наращивание объемов производства оборонной промышленности, создание крупных государственных резервов топлива и строительство предприятий-дублеров на Урале, в Поволжье, Сибири.

В начале войны Госбанк СССР осуществил ряд организационных мер, обеспечивших бесперебойное обслуживание министерств и ведомств, выведенных из Москвы

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. И хотя оставалось еще два года до нападения нацистской Германии на Советский Союз, Закон «О всеобщей воинской обязанности» был принят в тот же день — 1 сентября 1939 года. В предвоенные 1937–1941-е годы численность советских военнослужащих увеличилась с 1433 тыс. до 5 млн человек.

Соответственно этим мерам возрастала и доля расходов государства на военные нужды. Если в 1939 году на оборону шла четверть государственного бюджета, то к 1941 году — уже почти половина.

Перераспределение значительных ресурсов — как трудовых, так и материальных — на военные нужды негативно сказывалось на производстве товаров повседневного спроса и продуктов питания. Недостаточность товарных фондов ухудшало снабжение промышленных центров продовольствием (хлебом, сахаром, маслом) и промтоварами, что приводило к росту цен на предметы первой необходимости и продукты. В связи с этим были введены ограничения отпуска товаров населению, установлены нормы продажи продуктов питания в одни руки, что, в свою очередь, резко увеличило спрос городского населения на продукты питания и товары на колхозных рынках, где уровень цен (при практически неизменном объеме торговли) за 1938–1940 годы повысился более чем в 2,2 раза.

Таким образом, уже к началу войны разрыв между нормированными ценами и ценами колхозного рынка был весьма значителен. Эти явления, унаследованные от довоенного периода, в условиях военного времени могли только обостряться.

Многообразие цен военного времени. Как в них разобраться?

С начала войны и до денежной реформы 1947 года цены в Советском Союзе были трех уровней:

  1. цены нормированного распределения продовольствия и промышленных товаров (по карточкам) – «твёрдые государственные цены», «цены общей торговой сети», «нормированные цены», они же «пайковые»;
  2. «вольные цены» колхозного рынка: рыночные цены всегда были значительно выше нормированных, устанавливались стихийно, но с ориентацией на государственные;
  3. коммерческие цены в специализированных государственных магазинах сети «особой торговли» – Организации торговли по коммерческим ценам (Особторг).

В целом за годы Великой Отечественной войны государственные розничные цены в нормированной торговле не изменялись. Несмотря на сокращение продовольственных и других ресурсов, розничные цены на основные продукты питания и непродовольственные товары были удержаны на довоенном уровне. Минимальные потребности людей в продуктах питания и товарах первой необходимости обеспечивались на основе введенной с самого начала войны карточной системы распределения продуктов по твердым государственным ценам.

Государственные розничные цены нормированной и коммерческой торговлии цены на колхозных рынках в СССР по данным Росстата, рублей за килограмм

 

Цены нормированной торговли

Цены на колхозных рынках

Цены коммерческой торговли

1940

на конец года

1945

на конец года

1940

октябрь

1944 апрель

1945

октябрь

1944

апрель

1944

на конец года

1945

на конец года

Хлеб ржаной

1

1

-

-

-

-

-

24

Яйца, 10 шт.

6,5

6,5

12,72

170,63

63,28

200

150

100

Соль

0,12

0,48

-

-

-

80

80

50

Сахар-рафинад

5,7

5,7

-

-

-

1050

750

250

Молоко, за л

2,2

2

3,65

52,05

19,87

60

50

40

Масло сливочное / животное

25

25

51,22

630,25

203,46

1000

750

370

Масло подсолнечное / растительное

13,5

13,5

30,36

374,8

149,09

700

600

250

Свинина

17

17

26,34

372,99

98,87

600

500

300

Картофель

-

-

1,51

32,17

7,11

-

-

-

Чай

80

80

-

-

-

750

750

600

Водка, за 0,5 л

11,5

80,5

-

-

-

250

190

100

Вместе с тем на определенные товары цены повышались несколько раз: на водку, водочные изделия, виноградные вина, пиво и соль, а также на табачные изделия, мыло, парфюмерию и некоторые другие непродовольственные товары. Повышение цен на водку проводилось в течение войны трижды, цена водки превысила довоенный уровень в семь раз, табачных изделий — в два раза, парфюмерных товаров — в два раза.

Продажа алкогольных напитков была особо значима для коммерческой торговли, составив в 1944 и 1945 годы 22,9 и 16 % от общего объема продаж в сети Главособторга.

Доходы государства от повышения розничных цен на указанные товары и от коммерческой торговли в 1945 году составили более 50% от суммы розничного товарооборота (85 млрд. руб.). Большое значение имели также доходы от продажи товаров, завозимых по ленд-лизу.

В условиях общей нехватки товаров в стране в коммерческих магазинах продавали товары, не поступавшие в обычную торговлю. Разница между государственными коммерческими ценами и ценами нормированного снабжения взималась в государственный бюджет в виде т.н. бюджетной наценки (спецнаценки).

Государственная торговля по повышенным ценам использовалась с одной стороны для увеличения доходной части бюджета, не прибегая к дополнительной денежной эмиссии, а с другой — для отвлечения части платежеспособного спроса от колхозного рынка с целью снижения рыночных цен.

План развития экономики страны на 1938–1942 годы предусматривал ускоренное наращивание объемов производства оборонной промышленности, создание крупных государственных резервов топлива и строительство предприятий-дублеров

По данным аналитиков Госбанка, рыночные цены стали снижаться уже в 1944 году, однако и к концу 1945 года разрыв между ценами колхозного рынка и государственными ценами нормированной торговли был еще велик, цены колхозного рынка в четыре раза превышали довоенные. Этот разрыв должна была ликвидировать денежная реформа, запланированная на 1946 год и отложенная на год из-за неурожая 1946 года.

В декабре 1947 года был произведен обмен старых денежных знаков на новые с одновременным сближением уровней цен и отменой карточной системы. Коммерческие магазины исчезли, товары стали обходиться дешевле, чем в Особторге, но дороже, чем в нормированной продаже.

Государственный банк сыграл главную роль в успешном проведении денежной реформы 1947 года, в подготовке отмены введенной в годы войны карточной системы снабжения населения и в развертывании открытой торговли по единым ценам.

«Для оценки темпов снижения цен необходимо иметь в виду, что ненормальный рост цен, как всякая болезнь, даже при самых благоприятных условиях медленнее изживается, чем наживается… Улучшения в процессе ценообразования, являются результатом не стихийных процессов и самотека, а планомерной, настойчивой, временами сопряженной с большими трудностями борьбы за твердость рубля».

Эксперт Бюро экспертов при Правлении Госбанка СССР Ф. Михалевский в аналитической записке «Движение цен как показатель денежного обращения в условиях Отечественной войны» на имя заместителя Председателя Правления Госбанка СССР А.К. Коровушкина, декабрь 1944 года.


P.S. Серия материалов посвященных 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне предоставлена «Б.О» пресс-службой Банка России.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ