Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • ИИ в банках: стадия принятия
14.02.2025 FinTechАналитикаКолонки

ИИ в банках: стадия принятия

Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные


Как же совершить решительный скачок от стадии отрицания до деятельного принятия искусственного интеллекта, чтобы не остаться на обочине технологического прогресса и бизнеса? На промежуточные стадии гнева, торга и депрессии, согласно модели принятия неизбежного Кюблер-Росс, похоже, времени просто нет.

В начале февраля Ассоциация Финтех презентовала аналитический обзор «3х10 ключевых трендов на 2025 год» по трем направлениям: бизнес, технологические и финтех-тренды. Ожидаемо, большое внимание в документе уделено ИИ, который назван ключевой технологией, меняющей рынок. ИИ проникает практически во все функции и процессы организаций, отмечают аналитики, и начинает брать на себя новые функции и выполнять задачи с большей степенью автономности. ИИ становится основой современных систем кибербезопасности, делая их более проактивными. Помимо применения генеративных и агентских систем, виртуальных аватаров компании в 2025 году будут развивать платформы управления ИИ и уделять особое внимание вопросам соблюдения стандартов безопасности и этики для снижения рисков, говорится в документе.

Ключевыми источниками анализа трендов названы исследования авторитетных зарубежных компаний, таких как Gartner, Deloitte и др. Разумеется, это не умаляет ценности идей, озвученных в обзоре, тем более что на этапе приоритизации трендов был проведен опрос участников российского рынка. Сформулированы рейтинги адаптации и матрицы приоритизации влияния трендов на бизнес-результаты. Из этих материалов можно, например, сделать вывод, что прямо сейчас компаниям следует заниматься такими направлениями, как генеративный ИИ «для всего», платформами управления ИИ и системами защиты от дезинформации. И, конечно, не упускать из виду риски и управлять ими, в том числе рисками, связанными с угрозами «нового поколения».

Размышляя о глобальных рисках и гипотетическом сценарии ИИ-апокалипсиса, я прихожу к выводу, что это не будет выглядеть как восстание машин под управлением Скайнета из фильма «Терминатор». Скорее, искусственный интеллект будет манипулировать нами и действовать человеческими руками. В этом смысле более подходит для рефлексии фильм 2014 года «Из машины», в котором робот Ава в обличии привлекательной женщины добивается своего, обольщая подопытного программиста.

Уже сейчас все большее количество решений — от обывательских до корпоративных — принимается если не под непосредственным влиянием, то, определенно, с учетом информации, полученной от нейросетей. В интернете опубликовано много результатов экспериментов, показывающих, как разные модели по-разному отвечают на одинаковые запросы по неоднозначным темам. Конечно, на ответ нейросети влияет не только качество промптинга, но и способ обучения, и механика модели, и, в какой-то мере, даже личность и ценностные установки ее создателей. Какие идеи «захочет» транслировать нейросеть и какими методами будет внедрять их в сознание и влиять на поведение человека в момент появления у ИИ субъектности или зарождения AGI («сильного» ИИ) — остается только гадать… Возможно, итогом этого процесса станет трансформация человека из Homo Sapiens, который мыслит и принимает решения самостоятельно, исходя из накопленного человечеством опыта и интуиции, в некий Homo Artificialis (термин придуман ChatGPT), действия которого во многом предопределены искусственным интеллектом.

Идея не столь уж фантазийная, если принять во внимание, что через запятую с развитием ИИ встречаются упоминания «дофаминового банкинга» (критику этой концепции читайте в статье «Банкинг на гормонах»). В обзоре Ассоциации Финтех упоминается эмоциональный ИИ, который может использоваться не только для лучшего понимания запросов, но и для совершенствования клиентского опыта. Все идет к тому, что скоро нейросети будут в состоянии формулировать и доставлять такие рекламные предложения, от которых клиент буквально не сможет отказаться. Еще в обзоре говорится о перспективах интерфейсов «мозг — компьютер», которые и вовсе открывают прямой доступ ИИ к разуму, минуя промежуточные когнитивные этапы.

Интерфейсы «мозг — компьютер» (BCI) относятся к нейротехнологическим устройствам для улучшения когнитивных способностей, которые считывают и декодируют активность мозга.

Как отмечает Gartner, нейротехнологии повлияют на все — от того, как мы лечим когнитивные нарушения, до того, как мы приобретаем новые навыки. Возможные сферы применения — повышение квалификации и конкурентоспособности сотрудников и создание еще более персонализированного клиентского опыта за счет маркетинговых тактик нового поколения.

Организации смогут даже монетизировать данные по мыслям и эмоциям клиентов, а работники будут использовать такие технологии как двунаправленные интерфейсы «мозг — машина» (bidirectional brain-machine interfaces, BBMI), чтобы оставаться востребованными на работе на фоне активного использования ИИ.

При этом развитие технологии вновь поднимает вопросы конфиденциальности и этичности использования данных в коммерческих целях.

Из аналитического обзора Ассоциации Финтех
«3х10 ключевых трендов на 2025 год»

Но вернемся от футурологии к практике. Как бизнесу перейти к стадии принятия и что сделать, чтобы не упустить инициативу и не проиграть конкурентам, сумевшим в полной мере воспользоваться мощью ИИ? Полагаться на консультантов, системных интеграторов или вендоров? Наращивать собственную экспертизу и менять приоритеты цифровой трансформации бизнеса в пользу ИИ? Копировать лучшие практики или проводить собственные эксперименты? Обратиться за советом к генеративному искусственному интеллекту? Любой из озвученных вариантов имеет право на существование.

Но начать (продолжить или углубить) свое знакомство с ИИ-технологиями и практиками его применения в финансовой сфере стоит с посещения конференции «ИИ-БАНКИНГх2025: Роботы и люди», которую «Банковское обозрение» проведет 4 марта. Дискуссия, сфокусированная на тематике искусственного интеллекта, с участием опытных спикеров-практиков, разбор кейсов в бэк- и фронт-офисе, профессиональное общение помогут вам выбрать правильную стратегию и партнеров на пути к ИИ-банкингу.






Новости Релизы