Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
― Александр, насколько остро строит вопрос импортозамещения ПО? Что, на ваш взгляд, важно учитывать при замене IT-решений отечественными?
― Сейчас импортозамещение ПО стало острой необходимостью, а его объемы должны быть шире, чем казалось раньше. Уже в 2014 году возникли предпосылки для импортозамещения, но тогда оставался доступ к решениям ведущих мировых вендоров. Свобода выбора стимулировала рост конкуренции и высокие темпы развития IT-отрасли, и выбор только отечественных решений для коммерческих компаний означал бы искусственное ограничение собственных возможностей. Сейчас многие участники рынка вынуждены признать, что в направлении импортозамещения сделано намного меньше, чем следовало бы. Основной задачей организаций стало оперативное решение этой проблемы, а во время переходного периода нужно продержаться на уже установленном ПО без каких-либо изменений и обновлений.
При замене ПО следует учитывать, что использование Open Source решений содержит в себе риски. Кто-то должен брать открытый код под ответственное владение: исправлять ошибки, развивать, адаптировать под потребности бизнеса. В настоящее время это могут осуществить только вендоры или крупнейшие компании, далеко продвинувшиеся по пути цифровизации.
Также нужно учитывать, что потребности рынка быстро изменяются, требуется оперативно выводить на рынок новые цифровые продукты и сервисы или модернизировать существующие. Компании должны создавать условия для поддержания высоких темпов производства необходимого программного обеспечения. Например, в одном из крупнейших российских банков (из топ-3) на цифровой платформе от «Диасофт» работают 6 тыс. сотрудников. Если несколько лет назад обновления выпускались не чаще одного раза в год, то сейчас доставляется 22 новых релиза ежегодно. Максимальный срок реализации новых требований составляет не более трех месяцев.
Таким образом, импортозамещение ПО необходимо, чтобы минимизировать риски для бизнеса, а цифровая трансформация ― это основа его дальнейшего успешного развития. Поэтому наш подход состоит в том, чтобы совместить решение этих задач в единый процесс.
― Как можно совместить процессы импортозамещения и цифровой трансформации?
― Цифровая трансформация направлена на поддержку непрерывных изменений, но в монолитных legacy-решениях, где люди работают непосредственно в учетных системах, внесение любых изменений ― это сложный и трудоемкий процесс. Для развития одного или нескольких функциональных блоков приходится вносить изменения во всю систему.
Мы разделяем мнение аналитиков Gartner, которые рекомендуют переводить все действия сотрудников из учетных систем на цифровую платформу. Она позволяет осуществить перенос регламентных последовательных шагов в цифровые бизнес-процессы, которые, в свою очередь, легче развивать: их можно автоматизировать, роботизировать, использовать возможности новых технологий (BigData, AI/ML), настраивать в режиме low/no-code.
Возможности цифровой платформы позволяют сотрудникам совершать все необходимые операции в едином окне: обращения к необходимому функционалу в учетной системе производятся автоматически. При этом компании получают высокую степень свободы для дальнейшего развития учетных систем и возможность многократного увеличения скорости внедрения изменений. Создание нового функционала больше не привязано к уже установленным решениям, для его разработки можно использовать любые программные продукты.
С точки зрения импортозамещения это означает, что можно поэтапно, последовательными шагами заменять отдельный функционал отечественными решениями.
― По каким критериям стоит выбирать поставщиков программных продуктов?
― При выборе поставщика программных продуктов в процессе цифровой трансформации нужно оценивать качество и функциональность решений, а также возможность вендора обеспечить непрерывное производство ПО и быструю доставку обновлений.
Для увеличения скорости проведения изменений важно выстроить процессы автоматизированного непрерывного производства ПО. При внедрении DevOps (автоматизации ручного труда) разработчики сосредоточены только на создании или изменении кода, а все остальные операции ― от тестирования до доставки и развертывания изменений — происходят автоматически. Этот подход позволяет сократить сроки изменений и увеличить объем внедрения инноваций.
― Что сейчас компания «Диасофт» предлагает рынку?
― Под брендом Digital Q компания предлагает 12 платформ развития и 34 платформы экосистемы цифровой трансформации.
Платформы развития обеспечивают непрерывное развитие бизнеса. Каждая из них объединяет в себе программные продукты для автоматизации конкретной предметной области. Например, платформа Digital Q. FinancialMarkets помогает финансовым организациям выполнять функции дилера, брокера, доверительного управления, депозитария.
В состав платформ развития входит 117 программных продуктов, над развитием которых постоянно работают более 100 производственных команд.
В экосистему цифровой трансформации входит четыре типа платформ: производственные, технологические, инфраструктурные и кросс-продуктовые. Десять производственных платформ предназначены для автоматизации процессов разработки и организации эффективной работы команд, 12 технологических платформ позволяют генерировать код, быстро создавать программные приложения, шесть инфраструктурных платформ содержат открытый код, который развивает компания, шесть кросс-продуктовых платформ предлагают готовые функциональные блоки для платформ развития. В состав платформ экосистемы цифровой трансформации входит более 110 компонентов.
Экосистема цифровой трансформации предназначена для создания эффективной производственной среды, разработки архитектурно правильных решений и полной автоматизации производства программных продуктов.
Компания «Диасофт» практически отказалась от legacy-технологий: все новые продукты создаются в микросервисной архитектуре. Также на нее переводятся классические, давно существующие решения «Диасофт». Новые и существующие решения компании помогут финансовым организациях и предприятиям из других отраслей экономики стать импортонезависимыми. Специалисты «Диасофт» занимаются вопросами импортонезависимости уже более 10 лет, поэтому компания предлагает зрелые и надежные продукты.
― Какие из платформ являются полноценными аналогами ушедших с российского рынка решений?
― В качестве альтернативы СУБД на Oracle и Microsoft SQL «Диасофт» предлагает Digital Q.DataBase ― современную гибридную СУБД на открытом программном обеспечении PostgreSQL, Tarantool, ClickHouse. Компания взяла открытый код под ответственное владение, доработала и оптимизировала его для эффективной и корректной работы в составе всех своих программных продуктов.
При внедрении DevOps разработчики сосредоточены только на создании или изменении кода, а все остальные операции ― от тестирования до доставки и развертывания изменений — происходят автоматически
«Диасофт» предлагает три платформы, необходимые для развертывания приложений в микросервисной архитектуре, — Digital Q.Kubernetes, Digital Q.Kafka, Digital Q.ELK. К примеру, продукты RedHat OpenShift, Kubernetes Open Source для управления контейнерами можно заменить платформой Digital Q.Kubernetes. С ее помощью можно автоматизировать развертывание приложений в контейнерах, масштабировать их под требуемый уровень нагрузки. Платформа предоставляет единый интерфейс управления установленными в контейнерах приложениями и обеспечивает их доступность. На базе платформы уже реализовано более 20 проектов в крупнейших российских банках.
Для управления JavaEE-совместимыми серверами приложений создана платформа Digital Q.TomEE. Это полноценная альтернатива Oracle WebLogic Server и IBM WebSphere Application Server. Результаты нагрузочных испытаний этой платформы сравнимы с аналогами и даже превосходят некоторые из них. В платформу интегрирована виртуальная Java-машина Open JDK 8.
Технологические платформы «Диасофт» содержат low- и no-code инструменты, которые позволяют повысить скорость производства программных продуктов и снять с разработчиков рутинные задачи по созданию типового кода.
Александр Глазков («Диасофт»).
В качестве альтернативы Oracle Data Integrator, SAP Data Service, MS SQL Server Integration Services (SSIS) компания предлагает технологическую платформу Digital Q.DataFlows для эффективной работы с данными. Платформа содержит компоненты, обеспечивающие полный цикл обработки данных и эффективную работу с ними: DataStreamer, DataCatalog, DataQuality. DataStreamer соберет и обработает информацию, интегрирует различные информационные системы. DataCatalog обеспечит учет и хранение информации о данных. DataQuality проверит качество данных и обработает результаты контроля качества.
Перевести бизнес-процессы в цифровой формат поможет платформа Digital Q.BPM на базе открытого решения Camunda. Платформа заменит IBM BPM (Blue Works), Oracle BPM Suite, Terrasoft Creatio, Pega BPM, SAP NetWeaver BPM, K2, Bizagi. Digital Q.BPM реализована в микросервисной архитектуре с подтвержденной высокой производительностью, автомасштабированием и отказоустойчивостью. В ее состав входят все необходимые инструменты проектирования, отладки, управления и мониторинга бизнес-процессов, автоматизации работы пользователей. Digital Q.BPM стала основой цифровизации процессов регулярных банковских операций в российском банке из топ-3.
Платформа Digital Q.Sensor обеспечит бизнес-мониторинг, аналитику и визуализацию данных и станет полноценной заменой Power BI и Tableau. Платформа содержит наглядный low-code-инструментарий с выбором более 250 различных графиков для создания дашбордов. Digital Q.Sensor применяется для создания ситуационных и аналитических центров для обработки данных в онлайн-режиме, принятия операционных или стратегических решений на их основе.
Например, в компании «Диасофт» с использованием Digital Q.Sensor создано более 100 дашбордов по всем основным направлениям: в сфере производства ПО, продаж и маркетинга, управления финансами и персоналом и т.д. Благодаря этому бизнес-процессы стали прозрачными и управляемыми. Данные, которые раньше могли быть «цифровым мусором», стали важнейшим активом для принятия решений.
Кросс-продуктовая платформа Digital Q.ProductFactory содержит универсальный инструментарий для создания каталогов продуктов и тарифов. С ее помощью можно настроить продукт, задать его тарифную сетку, определить и пройти все звенья бизнес-процесса ― от планирования до вывода продукта на рынок. На сегодняшний день как альтернативу решениям Terrasoft, Dynamics CRM, Oracle Siebel CRM в части продуктового каталога платформу используют семь розничных банков. Недавно реализован проект в банке из топ-22 по управлению продуктовыми пакетами для розничного и корпоративного бизнеса. В списке функциональных компонентов платформы дизайнер продуктов, процессинг тарифов, биллинг, управление пакетами, учет услуг.
В списке импортонезависимых платформ «Диасофт» ― платформа развития Digital Q.Omnichannel. В ее состав входит продукт «Система принятия решений», который способен заменить продукты SAS, FICO, Experian. Продукт уже используется в ряде банков в составе кредитного конвейера. Система получает и анализирует данные о заемщиках и других участниках сделки, рассчитывает параметры платежеспособности и принимает решения о выдаче кредита, а в случае, когда это невозможно сделать автоматически, перенаправляет заявку оператору.
Также в состав платформы Digital Q.Omnichannel входят решения «Кредитный конвейер» и «Операционный фронт-офис» для универсальных и кэптивных банков. Они способны заменить продукты Terrasoft, Dynamics CRM, Oracle Siebel CRM в части автоматизации процессов продажи продуктов и обслуживания клиентов. Наличие Open API позволяет подключать к решениям различные каналы продаж: интернет-банк, мобильный банк, личный кабинет, партнерские сети, маркетплейсы и другие.
Платформа развития Digital Q.Risk&Compliance обеспечивает соответствие требованиям законодательства по ПОД/ФТ и оценку комплаенс-рисков. В нее встроены готовые алгоритмы, с помощью которых настраиваются политики проверки клиентов и операций, связанные с требованиями регулятора. Платформа работает в режиме онлайн- и пост-контроля. Имеются единый интерфейс для проверки и принятия решений и аналитические возможности. Digital Q.Risk&Compliance станет заменой соответствующего функционала решений SAS, FinScan, SAP, Oracle, LexisNexis, Refinitiv World — Check, Risk&Compliance от Dow Jones и т.д.
― На фоне ухода западных вендоров в кредитных организациях и страховых компаниях стоит вопрос о переводе на российские решения бэк-офисных систем. Есть ли альтернативы в портфеле «Диасофт»?
― В портфеле «Диасофт» есть платформы развития Digital Q.Consumer, Digital Q.Corporate, Digital Q.Payments, Digital Q.Accounting. Для банков это альтернатива Temenos 4, Mysis Equation, TCS Banks. Страховые компании могут заменить учетные системы Guideware, SAS, Adacta, бухгалтерские системы IBM Axapta и SAP платформой развития Digital Q.Insurance.
Также «Диасофт» предлагает альтернативу SAP ERP. Еще в 2014 году мы понимали, что необходимо разработать альтернативу SAP ― многофункциональной, но очень консервативной ERP-системы. Мы поставили перед собой задачу создать полноценный аналог SAP ERP и в течение семи лет развивали собственную платформу. Переход на импортонезависимую платформу для управления ресурсами предприятия (ERP) от компании «Диасофт» позволяет полностью сохранить функционал установленных западных решений и не переобучать пользователей благодаря сохранению привычных интерфейсов. Пилотный проект уже стартовал в одной из крупнейших государственных структур Российской Федерации.
Кроме платформ развития и платформ экосистемы цифровой трансформации компания «Диасофт» предлагает услуги команд разработки. Тем самым российский вендор готов заменить одного из крупнейших поставщиков ресурсов на российском рынке ― компанию EPAM. «Диасофт» берет на себя всю ответственность за результат работы команд. Мы сделали свои команды эффективными, и теперь готовы собрать их для заказчиков и обеспечить измеримые результаты работы.
Мы готовы поддержать финансовые организации и предприятия из других сфер экономики в их непрерывном развитии в процессе цифровой трансформации, параллельно комплексно решая задачи импортонезависимости.
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником