Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Как внедрить культуру бизнес-аналитики в компании
25.09.2019 Best-practice
Как внедрить культуру бизнес-аналитики в компании

Дашборд помогает отслеживать рост компании и влияет на принятие стратегических решений. Часто переход к использованию бизнес-аналитики оказывается лишь вершиной айсберга. Не менее двух — пяти месяцев может уйти на приладку процессных подходов до внедрения решения


Роман Ромашевский
Финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank

С чего начать

При внедрении любого инструмента аналитики вам придется ответить на множество вопросов: кто выступит внутренним заказчиком и пользователем аналитики? Каков сценарий использования? Какие инструменты выбрать? Какие могут возникнуть проблемы? Как собрать команду, внедрить решение? Как выбрать инструмент оперативного контроля? Как оценить полученный результат и как поддерживать систему в дальнейшем?

Ответы на эти вопросы позволят вам избежать разочарования из-за сложности внедрения аналитики данных, несоответствия ожиданий и результатов, а также неэффективности дальнейшего использования.

Понимание цели, которую преследуют пользователи, обеспечит основу для проектирования архитектуры, функционала, выбора носителя для дашборда. Поэтому стоит начинать именно с цели: если ее нет, то и дашборд, скорее всего, не нужен.

Ваша команда будет испытывать недоверие к любому предложенному инструменту аналитики. Как правило, недоверие вызывают как сами данные, так и отсутствие их привязки к реальным процессам в компании

В нашем случае целью являлось создание удобного визуального инструмента аналитики и анализа ключевых параметров для принятия решений руководством компании, обмена данными между подразделениями, внедрения «единой правды» — устойчивого фундамента из цифр, на котором строится бизнес.

Ответственным подразделением (и «спонсором» проекта на уровне правления компании) может быть как IT-блок, так и финансовый или даже коммерческий. Неважно, с какой функции начинается внедрение, — в будущем, подобно вирусу, бизнес-аналитика проникнет во всю компанию.

Вот шаги, с которых мы рекомендуем начинать работу:

1) сначала приоритизируйте заказчиков и задачи, с которыми будете работать. Каждой категории пользователя, скорее всего, потребуется свой дашборд или свой уровень доступа в общий дашборд;

2) проведите установочные встречи, чтобы оценить интерес к инициативе со стороны каждого бизнес-подразделения, будь то коммерческий блок (продажи), HR или операционный блок (производство);

3) при разработке моделей аналитики переходите к интерактиву — предлагайте решения и получайте на них быструю обратную связь до тех пор, пока не получите минимально готовый продукт. В дашборде важно не только собрать объективный список показателей, но и обеспечить пользователю быстрое и удобное восприятие данных;

4) выберите современную, быструю и легкую IT-систему. Посмотрите на обзоры рынка, например на «магический квадрант Gartner». Современные системы по общей стоимости эксплуатации (TCO) доступны даже малому и среднему бизнесу, главное — выбрать правильную конфигурацию;

5) уже на этапе внедрения дашборда начинайте заниматься вовлечением сотрудников, их обучением работе в системе. Смотрите на статистику посещений системы и отдельных моделей. Вовлекайте окружающих — своими глазами вы увидите, как скелеты моделей и мышцы графиков начинают оживать, словно по волшебству. Полноценный запуск проекта означает, что пользователи обращаются в сервисную поддержку только тогда, когда что-то не работает.

Работа в команде

Ваша команда будет испытывать недоверие к любому предложенному инструменту аналитики. Как правило, недоверие вызывают как сами данные, так и отсутствие их привязки к реальным процессам в компании.

Если первая задача решается по мере роста уровня компетенций команды по управлению данными, то вторая дополнительно потребует вовлечения сотрудников из разных подразделений в процесс создания дашбордов.

Вот к каким выводам мы пришли, работая над прототипом дашборда в команде.

1. Качество и сроки реализации проекта напрямую зависят от вовлечения в процесс пользователей на регулярной основе.

2. Верификация данных может быть обеспечена путем закрепления ответственных со стороны каждого бизнес-подразделения сотрудников с максимальной экспертизой и вниманием к деталям — key users.

3. Обработка растущего количества запросов может решаться за счет итеративности разработки.

4. Введение единого дизайна способствует обеспечению высокой частоты выхода релизов и единой продуктовой концепции. Модели будут выглядеть как единое целое, а не набор отдельных табличек.

Следуя этим негласным правилам, мы быстро сформировали проектную команду, реестр отчетности, подходы к внедрению инструментов визуализации и анализа ключевых параметров дашборда.

Идеальный дашборд — тот, что создан вами

Анализ информации на службе бизнеса — не сравнимый по эффективности ни с какой другой областью автоматизации инструмент. Выбор платформы и носителя может быть любым. Для нас выбор дашборда как инструмента аналитики был продиктован следующими факторами:

1) актуальность информации. Отличие дашборда от отчета состоит в том, что данные в нем автоматически и регулярно обновляются. Пользователь тратит минимум усилий и времени, чтобы получить информацию о том, что происходит «здесь и сейчас»;

2) информация должна давать основу для принятия решения. Вся лишняя информация будет создавать «шум» и уводить от главного. Как определить, какие именно виджеты нужны? Просто подумайте (или спросите у конечного пользователя), как он решает эту задачу сейчас и что ему нужно для принятия конкретного решения. А затем добавьте на экран дашборда только необходимую и нужную информацию;

3) наличие и достоверность источников данных. Разработка дашборда предполагает интеграцию с другими системами, где собираются важные данные. «Мозг» дашборда может осуществлять отбор данных и преобразовывать их. Современные системы ассоциативной аналитики позволяют делать это «на лету»;

4) удобство восприятия информации. Спроектировать удобный интерфейс дашборда — целое искусство. Но есть определенные правила: например, весь дашборд должен помещаться на один экран, взаимосвязанные данные должны иметь графическое единство и располагаться в логической иерархии. В идеале, дизайн должен адаптироваться под мобильные устройства, ведь все больше ключевых сотрудников работают удаленно и в режиме 24/7;

5) гибкость и кастомизация. Каждый пользователь в чем-то уникален, поэтому в дашборде важно предусмотреть возможность индивидуальной настройки. Это касается и фильтров, и функции drill-down (когда модель позволяет быстро погрузиться в детали и компоненты, от общего к частному).

Чем больше компания, тем больше данных необходимо обработать для принятия разного уровня решений и в процессе коммуникаций. Как правило, один успешный дашборд влечет за собой другой, таким образом, выстраивая понятную и удобную для анализа систему взаимозависимых бизнес-дашбордов. Сегодня это современный и удобный инструмент для эффективного управления большим бизнесом, который мы рекомендуем для использования всем.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной