Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Лидером становится тот, кто делится
01.11.2004

Лидером становится тот, кто делится

Парадоксально, но факт: снижающаяся маржа на рынке потребительского кредитования делает этот бизнес — за счет роста его объемов — еще более привлекательным для банков. В гонке за лидерство вперед вырывается тот, кто готов поделиться доходами со своим ближним, то есть с заемщиком. Именно поэтому банкирам сейчас приходится уменьшать процентную ставку, форсируя рост объема кредитования.


«Всебанкирская» неприятность как источник бума

Как известно, стимулом к прогрессу служит не только сладкий пряник и вкусная сочная морковка, но и банальная нужда и даже всеми презираемый кнут. Вот и у истоков всероссийского бума розничного кредитования, можно сказать, стояла «всебанкирская» неприятность — резко обозначившаяся после августа 1998 года тенденция к снижению маржи по кредитованию юридических лиц. Другим фактором, благотворно сказавшимся как на корпоративных, так и на индивидуальных заемщиках, стало снижение инфляции: по сравнению с 1999 годом темп прироста цен к 2003 году соответственно снизился с 36,5 до 12%, то есть более чем в три раза. За это же время маржа по корпоративным кредитам сократилась более чем в три раза, а по кредитам для физических лиц — в полтора-два раза.

Следовательно, в последние шесть лет маржа по кредитам для физических лиц снижалась гораздо более медленно, чем по кредитам для юридических лиц, в том числе и по сравнению с инфляцией, что, несомненно, способствовало повышению привлекательности розничного кредитования для банков.

В 1999—2004 годах произошел колоссальный прирост в объеме банковского кредитования физлиц. При этом на динамику совокупного валового дохода, получаемого банками от розничного кредитования, оказывали воздействие два противоположных фактора: с одной стороны, уменьшение процентной маржи способствовало снижению доходности этого бизнеса, а, с другой стороны, увеличение объема кредитования — вело к ее росту.

Поединок Давида с Голиафом

Оживление на рынке розничного кредитования началось в конце 90-х годов, когда инфляция в стране пошла на спад. Абсолютно новым видом кредитования для россиян стало возникшее в 2000 году экспресс-кредитование, одним из инициаторов которого стал банк «Русский Стандарт». В основе этого вида заимствования лежит идея упрощенной процедуры выдачи «всего за 15 минут» кредита в местах торговли дорогостоящими потребительскими товарами. Именно «быстрый заем у прилавка» и стал главным конкурентным преимуществом новых игроков, покусившихся на доминирующую роль Сбербанка на рынке розничного кредитования.

В основе этой либеральной маркетинговой стратегии лежит довольно рискованный принцип минимизации требований к кредитоспособности заемщика, который компенсируется более высоким уровнем процентной ставки. Вслед за «Русским Стандартом» на «экспресс-кредиторскую» стезю вступили чешский банк «Хоум Кредит Финанс» (ХКФ) и банк «Центральное О.В.К.».

Следует заметить, что борьба за клиента на этом рынке обостряется. Причем недавно появившиеся игроки теснят не только Сбербанк, но и молодого ветерана — «Русский Стандарт». О том, насколько динамично развивается экспресс-кредитование, говорят следующие цифры: Сбербанк за последние два с половиной года сумел увеличить объем выданных кредитов почти в 2,2 раза, «Русский Стандарт» — в 9 раз, а «Центральному О.В.К.» за полтора года активной работы удалось превзойти свой первоначальный показатель почти в 20 раз, «Хоум Кредит Финанс» за один год деятельности — в 25 раз. Пока по абсолютным приростам объема кредитования первенство остается за «Русским Стандартом», но по относительным темпам лидируют «Хоум Кредит Финанс» и «Центральное О.В.К.», что при сохранении такой динамики может в ближайшие годы привести к совершенно иной расстановке сил на этом рыночном сегменте. Но самый главный сюрприз участникам рынка следует ожидать от Росбанка, год назад купившего за 200 млн долларов целую плеяду банков «ОВК»: это дает возможность группе «Росбанк» занять на рынке краткосрочного кредитования, по меньшей мере, второе место. Как ожидается, объединение Росбанка и шести банков «ОВК» должно окончательно завершится к середине 2005 года.

На рынке среднесрочных рублевых займов (в эту категорию мы включили кредиты со сроком погашения от одного года до трех лет) с большим отрывом лидирует «Сбер», который по объему заимствования почти в два раза обгоняет своих ближайших конкурентов. При этом этом Сбербанк, «Русский Стандарт» и «Хоум Кредит Финанс» имеют в своем портфеле соответственно 22,9; 5,8 и 5,5 % всех среднесрочных рублевых кредитов. На рынке среднесрочных валютных кредитов лидируют Райффайзенбанк и МДМ-Банк, доля которых соответственно равна 10,4 и 6,9 %.

Следует заметить, что в отличие от краткосрочных кредитов среднесрочные займы берутся населением для приобретения более дорогостоящих покупок, например, автомобиля. В связи с чем становится понятным, что, получая более крупный заем, кредитуемые стремятся уделять гораздо большее внимание условиям, на которых заключается сделка. В результате консервативная маркетинговая стратегия Сбербанка (более жесткий отбор среди потенциальных заемщиков, но и более низкая процентная ставка) на этом сегменте рынка воспринимается клиентурой более позитивно, хотя людям на оформление кредита приходится терять довольно много времени. У желающего взять кредит на срок от 1 до 3 лет есть еще одна альтернатива: на рынке среднесрочных валютных кредитов лидируют игроки (например, австрийский Райффайзенбанк), придерживающиеся более сбалансированной маркетинговой стратегии (умеренно-строгий отбор клиентуры с предоставлением займа по умеренным процентным ставкам). На этом сегменте рынка у банков сохраняются большие возможности для расширения объемов заимствования, особенно в сфере автокредитования. В России, по приблизительным оценкам, до 15% автомобилей продают в кредит, в то время как на Западе эта цифра достигает 80%.

Рынок долгосрочных рублевых кредитов почти полностью контролируется Сбербанком (92,2 % всего портфеля), в то время как по долгосрочным валютным кредитам у него есть заметные соперники в лице дочерних иностранных банков — Райффайзенбанка (10,7 %) и «ДельтаКредита»(7,8%). Безоговорочное лидерство Сбербанка во многом объясняется существовавшей до недавнего времени государственной 100-процентной гарантией на частные вклады, что давало ему львиную долю на рынке депозитов физлиц. Настоящая конкуренция в этом виде кредитования появится только в том случае, когда остальные российские банки будут иметь длинные пассивы. Поскольку долгосрочные займы берутся, главным образом, на покупку жилья, то развитие инструментов, необходимых для секьюритизации ипотечных кредитов, поможет создать условия для нормальной конкуренции и на рынке долгосрочного кредитования. Следует заметить, что у рынка ипотечных кредитов очень большой потенциал для роста: объем кредитов, которые граждане берут на бытовые нужды, пока значительно превосходит количество займов на покупку квартиры. Главным сдерживающим моментом в развитии ипотечного кредитования являются низкие доходы населения: согласно исследованиям, только 15—20% семей в стране подходят под параметры, по которым банк может выдать ипотечный кредит.

За последние 2,5 года объем выданных потребительских кредитов вырос в 2,9 раза: с 94 млрд рублей на конец 2001 года до 370 млрд рублей по состоянию на 1 июля 2004 года. За последние три года в расстановке сил среди главных кредиторов произошли довольно серьезные изменения. В 2001 году конкурентная борьба на рынке потребительского кредитования во многом напоминала поединок Давида с Голиафом. Но в отличие от библейского поединка, как известно, закончившегося гибелью одного из противников, и «Русский Стандарт», и Сбербанк сумели выйти из противоборства победителями, правда, каждый в своей нише: первый преуспел в экспресс-кредитовании, а второй — в среднесрочном и особенно долгосрочном кредитовании. Оба банка за 2,5 года сумели увеличить свою долю в розничном кредитовании: «Русский Стандарт» — в 3,75 раза, а Сбербанк — в 1,6 раза.

К середине 2004 года противоборство на рынке потребительского кредитования стало напоминать приключения Лемюэля Гулливера в стране Лилипутии. Рыночная доля «Сбера» превысила 50% от всего объема розничного кредитования. Но зато усилилась борьба среди лидеров «второго эшелона»: группа Росбанка (Росбанк плюс шесть банков «ОВК») и «Хоум Кредит Финанс» сейчас являются довольно серьезными конкурентами «Русского Стандарта» на рынке среднесрочного и экспресс-кредитования.

«Перевернутый» рынок

Несмотря на бурный рост, российский рынок потребительского кредитования еще очень молод. О его незрелости говорит, например, такая диспропорция: в то время как на долю частных вкладов приходится около 80% всех депозитов, удельный вес розничных кредитов пока не превышает даже 10%. Об эмбриональном состоянии отечественного рынка свидетельствует и несвойственная для развитой экономики динамика изменений процентных ставок по кредитам, выдаваемым на различные сроки.

Как правило, на стабильно работающем рынке ставки по долгосрочным займам выше, чем по среднесрочным, а последние, в свою очередь, стоят дороже краткосрочных кредитов. Объясняется это тем обстоятельством, что с повышением срока заимствования у кредитора и кредитополучателя повышаются риски. Но в период с 2000 по 2002 год на российском кредитном рынке существовала прямо противоположная ситуация: по самым высоким ставкам можно было взять краткосрочные кредиты, а по самым низким — долгосрочные. Биржевики такое состояние цен называют «бэквордейшн» (backwardation), то есть — «перевернутый» рынок, на котором цены фьючерсных контрактов прогрессивно уменьшаются по мере отдаления месяца поставки.

Во многом это объясняется наметившейся в последние пять лет тенденцией к понижению процентных ставок. В результате тот, кто берет деньги на длительный срок, через год или два вынужден будет погашать заем по более высокой ставке, чем в тот момент сложится на рынке.

Перспективы роста

Эксперты полагают, что в ближайшие годы розничное кредитование у нас по-прежнему будет демонстрировать высокие темпы роста. «Рынок розничных кредитов будет развиваться взрывным образом еще в течение двух-трех лет», — заявил на всероссийском конгрессе «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение» первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов. По его мнению, процентные ставки на рынке потребительского кредитования еще достаточно высоки, но в результате развития конкуренции банки будут вынуждены снижать тарифы. Большинство экспертов сходятся во мнении: в ближайшие два-три года объем ипотечных кредитов вырастет в 1,8 раза, а автомобильных — в 2,5 раза.

По всей видимости, доминирующее положение Сбербанка на рынке долгосрочных и среднесрочных кредитов в ближайшее 10—15 лет окажется под вопросом. С одной стороны, это связано с отменой государственной гарантии по сбербанковским депозитам, что лишает Сбербанк возможности привлекать вклады по более низким по сравнению с другими банками процентным ставкам. В результате, потеряв дешевые ресурсы, он уже не сможет без ущерба для своей маржи проводить политику предоставления дешевых кредитов.

Лидерству «Сбера» угрожает и появление на нашем рынке ряда крупных иностранных игроков. В частности, американская компания GE Consumer Finance недавно заявила о своем желании стать компанией № 1 на рынке потребительского кредитования России, купив московский ДельтаБанк за 100 млн долларов. Серьезную заявку на лидерство сделала и группа BNP Paribas, которая через дочернюю компанию Cetelem, лидера потребительского кредитования континентальной Европы, приобрела 50-процентный пакет акций банка «Русский Стандарт».

Одним словом, наш растущий рынок потребительского кредитования в самом ближайшем будущем ждут колоссальные перемены…

spravka BO

Кредитная статистика

Построенное нами уравнение регрессии: Y = 0,147 Х1+0,122 Х2 (где Y — валовой доход, а Х1, Х2 – соответственно объем кредитования и уровень маржи) свидетельствует, что увеличение объема кредитования на 1 млрд рублей способствовало росту валового дохода участников рынка в среднем на 147 млн рублей, в то время как снижение маржи на один процентный пункт приводило к его сокращению на 122 млн рублей. В свою очередь, уменьшение маржи на один процентный пункт в течение последних шести лет стимулировало прирост объема потребительского кредитования в среднем на 21,5 млрд рублей. В целом за этот период — благодаря росту объема кредитования в 17,5 раза — валовая доходность по этому виду бизнеса выросла в 8,8 раза, что с лихвой компенсировало двукратное снижение маржи.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ