Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Сегодня партнеры могут осилить только самые простые и дешевые универсальные коробочные продукты. Самый удобный пока один — полис ОСАГО. Доход партнеров от продажи таких продуктов невелик, а усилий затрачивается несоразмерно много. Но банки и страховщики готовы и далее отстраивать технологию совместных продаж — в ожидании растущего спроса на финансовые услуги со стороны клиентов.
Идея лизинга проникает в достаточно консервативные отрасли промышленности, где ранее применялись только испытанные и хорошо зарекомендовавшие себя финансовые инструменты. Лизинг все более приобретает черты инвестиционного механизма, а не схемы, обеспечивающей налоговую оптимизацию. В оборот лизингового бизнеса активно включаются капиталоемкие активы, такие как воздушные и морские суда, железнодорожный подвижной состав, объекты недвижимости.
Из-за неисполнения должным образом своих обязательств продавцом, лизингодателем или лизингополучателем их контрагенты могут понести значительные убытки. Недобросовестных участников этого финансового треугольника партнеры могут привлечь к ответственности, чтобы возместить потери. Судебные разбирательства по лизинговым сделкам вовсе не редки. Учитывая сложность предмета спора и высокую цену вопроса, участникам лизингового процесса следует тщательно относиться к оформлению и сбору любых документов, имеющих отношение к сделке.
Новый уровень технологических решений в банках внедряется методом «кнута и пряника». С одной стороны, банки занялись автоматизацией собственных бэк-офисов, так как испытывают потребность оперировать самой свежей информацией о состоянии своих и клиентских портфелей. Только в этом случае кредитные организации могут эффективно работать и главное — зарабатывать на динамичном фондовом рынке, куда многие из них сейчас устремились. С другой стороны, модернизацию программного обеспечения для бэк-офисов стимулирует прессинг Центробанка.
Кредитные программы банков набирают обороты. Вместе с ними развиваются инструменты оценки и минимизации рисков кредиторов. Однако в использовании даже самых очевидных способов защиты, например страховании залогов, банковские служащие допускают грубые ошибки, которые могут грозить банку серьезным ущербом. О наиболее распространенных «ловушках» в страховании залогов рассказывает заместитель генерального директора страховой компании «МРСС» Андрей Федькин.
Все больше российских компаний используют сувениры не просто для повышения лояльности клиентов и деловых партнеров, но и как способ продвижения брэнда и инструмент формирования корпоративной культуры. Сувениры становятся неотъемлемой частью делового общения, а рынок корпоративных подарков растет на 40% в год. Радуясь количеству заказчиков, специалисты все же предупреждают: пора делать ставку не на количество и цену, а на качество и оригинальность подарков.
Парадоксально, но факт: снижающаяся маржа на рынке потребительского кредитования делает этот бизнес — за счет роста его объемов — еще более привлекательным для банков. В гонке за лидерство вперед вырывается тот, кто готов поделиться доходами со своим ближним, то есть с заемщиком. Именно поэтому банкирам сейчас приходится уменьшать процентную ставку, форсируя рост объема кредитования.
Количество как процедурных, так и содержательных вопросов банков по поводу перехода на отчетность по международным стандартам растет с каждым днем. У немногочисленных счастливчиков, внедривших МСФО и автоматизировавших процесс получения отчетов, есть один рецепт для нерасторопных коллег: дорогу осилит идущий. Эксперты консалтинговых компаний тоже считают грамотную организацию труда единственным способом для банков «переварить» МСФО.
«У богатого человека должно быть много долгов, а у очень богатого — очень, очень много долгов», — гласит современная западная бизнес-мудрость. И действительно, весь цивилизованный мир сейчас предпочитает жить в долг, считая выгодным финансировать свои текущие расходы за счет будущих доходов. Однако у россиян своя собственная мораль: о человеке, который живет в долг, по-прежнему с укоризной говорят: «В долгах как в шелках». Несмотря на бурно развивающееся в последние годы потребительское кредитование, брать взаймы в России пока невыгодно. О чем свидетельствуют представленные ниже кредитные истории.
Рынок платежных карт в последние три года демонстрирует в России рекордные темпы роста. На фоне пластикового бума в этом одном из самых динамичных видов банковского бизнеса происходят кардинальные подвижки: доля российских платежных систем в совокупном карточном обороте под натиском международных конкурентов постепенно снижается. Спасет ли отечественные системы идея создания в нашей стране единого карточного пространства?
Два-три года назад на чиповые карты активно переходили лишь некоторые российские платежные системы, но сейчас их союзниками в этом вопросе стали два самых крупных международных игрока — Visa и EuropayMasterCard. Однако далеко не все участники пластикового рынка считают необходимым торопиться с переходом на интеллектуальные платежные карты. Стоит ли России в этом деле ориентироваться на неспешную североамериканскую модель смартизации либо нужно брать пример с Евросоюза, который форсирует этот процесс?
Торговцам больше не нужно дисконтировать цены и терять деньги. Они теперь сами продают деньги. Вместо банков.
В июле прошлого года «Интеррос» существенно расширил список своих финансовых активов, приобретя банковскую группу «ОВК». Позже было объявлено о намерении объединить Росбанк и «ОВК», создав на их базе крупнейший в России частный финансовый институт. Как сегодня, спустя почти год, развивается этот процесс? Об этом «Банковскому обозрению» рассказал председатель правления Росбанка Александр Попов.
Крупнейшие российские банки создавались для приобретения активов в промышленной сфере. Многие из них продолжают выполнять функции по обслуживанию материнского холдинга — интегрированной бизнес-группы (ИБГ). Возможно, часть этих банков работает неэффективно. Их владельцы активно ищут способы для повышения капитализации банков и дальнейшей продажи. Однако это не всегда возможно. Банк, изначально созданный для обслуживания группы предприятий, не имеет кадровых, организационных и технологических ресурсов для перехода на «рыночные» рельсы.
Сегодня покупатели банков в России активнее продавцов. Владельцы банков в большинстве своем либо еще не могут смириться с мыслью о практически неизбежной продаже, либо ждут хорошей цены. Но в ближайшие годы большая часть банков будет выставлена на продажу. В нарастающей конкуренции им иначе не выстоять.
Страховая компания «РОСНО» разработала автоматизированную систему оценки кредитного риска частного заемщика, построенную на модели скоринга, которая может быть использована при экспресс-кредитовании. Система может применяться не только банками, выдающими кредит в точках продаж, но также и самими торговыми сетями, которые готовы обходиться без банков, отпуская товар в кредит под свою ответственность и страховку РОСНО. Об особенностях скоринга, предлагаемого РОСНО, «Банковскому обозрению» рассказал Виктор Станкевич, заместитель генерального директора этой страховой компании.
Если у заемщика нет достаточного обеспечения под кредиты, то помочь может страховщик. Застраховав сложные, необычные материальные ценности, страховщик, по сути, создает новый залоговый инструмент. Заемщик может получить больше кредитных средств, а банк — увеличить лимиты на этого заемщика и расширить свой бизнес. Об особенностях формирования необычного залога при кредитовании сельхозпроизводителей рассказывает заместитель генерального директора ОСАО «Россия» Алексей Прохоров.
Компания American Express уже в третий раз проводит бескомиссионную продажу своих чеков российским потребителям, что положительно сказывается на итогах ее финансовой деятельности. Основным конкурентом чеков на сегодняшний день являются не пластиковые карты, а наличные деньги, считает директор по дорожным чекам и предоплаченным финансовым продуктам American Express в России и СНГ Алексей Маслов.