Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Локальные банковские программы социальной направленности
06.11.2018 Best-practice
Локальные банковские программы социальной направленности

В 2013 году руководство Банка Финсервис приняло решение о переходе на универсальную модель. В основе решения лежали два ключевых фактора — ориентация на интересы клиентов Банка и способность универсальной модели противостоять экспансии других, быстро развивающихся финансовых институтов



Следствием принятого решения стала необходимость разработки и воплощения программ, отвечающих запросам и потребностям клиентов Банка Финсервис, среди которых много пенсионеров и работников бюджетной сферы.

В рамках реализации принятой стратегии развития Банк совместно с региональными органами самоуправления в режиме апробации запустил локальную программу по поддержке социально незащищенных слоев населения. Руководство посчитало, что подобный проект будет востребован и выгоден для целевой аудитории, именно поэтому было принято решение активно развивать социальную направленность бизнеса.

Программа получила название «Карта ружанина», так как пилотным регионом был выбран Рузский городской округ Московской области.

Цели проекта

Цели проекта «Карта ружанина» предусматривали получение преимуществ всеми тремя сторонами проекта: администрацией муниципалитета, Банком и населением, проживающим в регионе реализации проекта.

Жители муниципалитета выигрывали в результате реализации проекта больше всех. Они, во-первых, получали ряд льгот и преференций при использовании карты ружанина по оплате социальных платежей и коммунальных услуг. Во-вторых, в их распоряжении оказалась комфортная и доступная платежная инфраструктура. В-третьих, все держатели карты ружанина получали доступ к высокотехнологичным современным платежным сервисам, а также возможность использовать для повседневных нужд только одну банковскую карту.

Администрация округа благодаря запуску программы получала шанс существенно повысить собираемость коммунальных платежей в муниципалитете. Также программа позволила поддержать продвижение бренда Администрации Рузского городского округа «Руза заповедная», а Банк получил возможность существенно расширить клиентскую базу физических и юридических лиц, увеличил эмиссию банковских карт, нарастил кредитный портфель, отработал навыки и опыт работы с населением в режиме социального проекта.

Для Банка Финсервис данный проект в наибольшей степени социальный, а не коммерческий. Мы были уверены, что для многих наших клиентов карта ружанина станет основным финансовым инструментом. Специально для этого проекта был разработан уникальный набор опций и услуг.

Карта ружанина позволяет держателям выполнять все привычные операции — рассчитываться за товары и услуги, снимать и вносить наличные, получать заработную плату. К преимуществам карты относятся:

1) оплата коммунальных услуг, услуг муниципальных и детских учреждений без комиссии;

2) при оплате товаров или коммунальных услуг пользователи карты получают обратно 1% потраченной суммы (cashback);

3) средства с карты ружанина можно легко перевести на транспортную карту либо на карты других банков;

4) все пенсионеры получают 4% годовых на остаток денежных средств на карте;

5) держателям карты предоставляется бесплатный доступ к дистанционным сервисам FinOnline и FinMobile, а также возможность снятия наличных средств в любых банкоматах любых банков по всей России;

6) для владельцев карты ружанина разработаны кредитные программы с льготными условиями кредитования.

Запуск программы

Проект «Карта ружанина» стартовал в сентябре 2015 года. Одновременно с запуском карты ружанина в рамках проекта началось продвижение бренда «Руза заповедная», связанного с развитием событийного туризма. Гости из Москвы, Московской области и других регионов России получили возможность отдыхать в природных условиях, знакомиться с историческими и культурными достопримечательностями муниципалитета. Участники туристических групп могут рассчитывать на предоставление скидок в отелях, кафе и ресторанах, а также при оплате экскурсий.

Сотрудники бюджетных организаций Рузского городского округа, имеющих зарплатный проект с Банком Финсервис, получили карту ружанина на базе платежной системы «Мир». Новую карту получили сотрудники Администрации, школ, детских садов и медицинских учреждений.

Технически перевод осуществлялся путем открытия нового специального карточного счета на базе платежной системы «Мир» каждому клиенту-бюджетнику и эмиссии соответствующей карты. Затем менеджеры Банка Финсервис лично вручали эти карты бюджетникам по месту их службы в рабочее время.

В рамках реализации проекта было подписано соглашение с Московским областным территориальным подразделением Пенсионного фонда России. В результате пенсионеры получили возможность выбирать Банк Финсервис для получения пенсионных и иных социальных выплат ПФР. Пожилые жители города Рузы и Рузского городского округа смогли переводить пенсию на карту ружанина.

Результаты пилотного этапа проекта

В течение первого года после старта проекта «Карта ружанина» существенно выросла платежная инфраструктура Банка в регионе. В границах муниципалитета было установлено более 40 платежных устройств. Одновременно была запущена программа «Мобильный терминал», в ходе реализации которой платежные устройства регулярно вывозятся в самые отдаленные деревни и поселки муниципалитета, что позволяет их жителям пользоваться всеми возможностями современной финансовой системы — от оплаты коммунальных услуг до внесения средств на карту.

В марте 2016 года проект «Карта ружанина» занял третье место в рейтинге маркетинговых идей от Ассоциации российских банков (АРБ).

Картой ружанина пользуются более 80% бюджетных организаций округа. На конец первого квартала 2018 года выпущено около 10 тыс. карт, то есть охват трудоспособного населения муниципалитета превысил 28%.

На базе достигнутых результатов в 2017-2018 годах дан старт аналогичным программам в других регионах России: в Можайске (Московская область) — «Карта для жизни», в Астрахани — «Столица Каспия», в Саратове и Энгельсе — «Карта Поволжья».

Эти программы — живой, постоянно развивающийся проект, в котором для Банка особенно важна социальная составляющая. Совершенствуя этот продукт для удобства и выгоды пользователей, мы учитываем как замечания клиентов, так и инновационные предложения администраций регионов, с которыми находимся в тесном контакте.

Подводя итог, отметим, что ввиду несомненного успеха проекта «Карта ружанина» и полученных обнадеживающих результатов клонирования проекта в других регионах Банк Финсервис планирует активно использовать данный инструмент при дальнейшей территориальной экспансии, при этом совершенствуя и гибко корректируя условия программ и их элементов под каждый конкретный регион реализации.