Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Локальный консалтинг
01.11.2007

Локальный консалтинг

Российские банкиры поняли,что им необходимо прислушиваться к мнению специалистов со стороны. Но далеко не все проекты консалтеров, реализуемые в кредитных организациях, дают результат. Банкиры недостаточно доверяют консультантам, а они выделяют на реализацию проектов неквалифицированных сотрудников.


Консалтеров перестают стесняться

Банкиры — люди консервативные. К советам они прислушиваются неохотно и опасаются посвящать посторонних во все аспекты своего бизнеса. Подозрительность объясняется жесткой конкуренцией. Но, несмотря на такие неблагоприятные условия, консалтинг в банковской сфере начинает пользоваться все большей популярностью.

Конечно, многие банкиры по-прежнему относятся с недоверием к услугам консультантов и предпочитают комплексным проектам работу с консалтером лишь по отдельным направлениям бизнеса. «В России всего одна глобальная проблема — недоверие к профессионализму консультантов и применимости международного опыта в России, — считает вице-президент Пробизнесбанка Алексей Пирогов. — Мы всегда считаем, что люди в нашей стране уникальны, как и процессы. Опыт показывает, что это не так».

Постепенно, учась на своих ошибках, российский банковский сектор становится все более цивилизованным и активно привлекает иностранных инвесторов и потому тянется к западным стандартам ведения бизнеса, по которым участие профессиональных консультантов считается хорошим тоном. Российские банкиры перестали стесняться того, что им требуются советы «со стороны» и, наоборот, гордятся успешным сотрудничеством с консалтерами.

«Концепция нашего банка разработана при участии иностранных и отечественных консультантов, — рассказывает советник председателя правления банка «Финсервис» Георгий Шабад. — Мы считаем, что для построения эффективной структуры, отвечающей современным технологиям, использование чужого опыта вполне целесообразно, а порой даже необходимо». При этом банк пользуется лишь услугами консультантов — лидеров в интересующих его областях. «При планировании бизнеса мы прибегали к услугам консультантов из Германии; в области маркетинга и дизайна, а также по программам лояльности нам помогали консультанты из Великобритании; а в области интернет-технологий — скандинавские и балтийские консультанты, поскольку эти страны лидируют в предоставлении банковских услуг в сети Интернет», — поясняет Георгий Шабад. Он признается, что именно эти консультации позволили банку эффективно стартовать в нужных отраслях. «Мы сумели грамотно использовать советы консультантов и остались довольны этим сотрудничеством», — заключает эксперт «Финсервиса».

Репутация консультанта — это один из основных факторов, которые влияют на успех проектов. Однако какой бы известной и уважаемой ни была консалтинговая компания, у нее все равно ничего путного не выйдет, если банк-партнер не окажет должной поддержки совместному проекту. Начальник департамента банковских и информационных технологий Русского банка развития (РБР) Александр Сахаров отметил, что сотрудничество будет успешным, только если консультант выделяет профессиональных людей, а банк способен грамотно поставить им задачу.

Проблемы взаимодействия

Неспособность кредитной организации объяснить консультанту, какой же в итоге результат хотелось бы получить от совместной работы, — это не главная проблема, которая мешает развитию банковского консалтинга. Успех сотрудничества зависит от того, насколько банк готов принять консультанта и работать с ним. «Если же кредитная организация или ее топ-менеджмент не готовы по любым причинам к адекватному восприятию результатов работы консультанта, то его привлечение не имеет смысла», — считает Алексей Пирогов (Пробизнесбанк). Получается, что для успеха совместного проекта банк должен доверять консультанту, а иначе совместная работа превратится в постоянный стресс как для банка, так и для консалтера.

Как признают консультанты, завоевать доверие банкиров до сих пор очень не просто. Однако в будущем ситуация все же может измениться в лучшую сторону. По словам Алексея Пирогова введение процессов сертификации специалистов, во многом поможет решить проблему недоверия к внешним консультантам. Также консалтерам поможет положительный опыт работы в России, который они постепенно накапливают, но для этого необходимо время.

«Главный риск при привлечении любых консультантов заключается в том, что их рекомендации могут оказаться неприемлемыми для конкретного банка в конкретной ситуации, а результат совместной работы не будет востребован рынком, — отмечает Георгий Шабад (банк «Финсервис»). — С другой стороны, опасным может быть и, наоборот, слишком пунктуальное выполнение рекомендаций, идущее вразрез с реалиями рынка». По мнению эксперта, существует две крайности: не учесть рекомендации консультантов или уделить им неадекватно пунктуальное внимание. Очень важно доверять консультанту и его опыту, следовать советам, но при этом пытаться обдуманно соизмерять их с реалиями рынка и меняющейся рыночной ситуацией. «Это непростая задача, и ее решение является показателем качества работы заказчика, — заключает Георгий Шабад. — Именно поэтому одни консалтеры в результате работы с заказчиками «воспаряют», а другие — нет».

Однако следует упомянуть о том, что консалтинговые проекты срываются не только по вине банков. Консалтер тоже может оплошать. Как считает Александр Сахаров (РБР), глобальной проблемой для банковского консалтинга является непрофессионализм многих консультантов. Поэтому банку нужно уделить максимальное внимание постановке задачи и выбору сотрудников консультанта для реализации проекта.

Важное решение

Как же найти тех самых профессиональных консалтеров и обеспечить успех совместного проекта? Поиск консультанта должен проходить в несколько этапов. При этом важно учесть специфику проекта, который предстоит поручить консалтеру. «Важно подбирать консультантов, представляющих действительно лидирующих в каждом из направлений сообщества, — считает Георгий Шабад (банк «Финсервис»). — Бразильцы должны консультировать в вопросах футбола, норвежцы — лыжных гонок, а не наоборот». То есть банк должен выбирать для реализации проектов, например, в области IT, тех консалтеров, которые специализируются именно на информационных технологиях, а не на кадровых вопросах.

«Целесообразно выбирать консультанта для конкретных задач, — соглашается Александр Сахаров (РБР). — Так можно добиться действительно значимых результатов за счет совмещения опыта сотрудников банка и профессионализма консультанта». При этом Георгий Шабад не исключил, что комплексная работа с универсальным консультантом по многим направлениям тоже может быть эффективной. Тем не менее эксперт отметил, что у его банка подобного опыта не было.

Но слишком узкая специализация консультанта тоже может повредить делу. Так, например, банкиры предпочитают работать с компаниями, специализирующимися на консультациях, нежели с консалтинговыми отделами организаций, которые являются поставщиками каких-либо услуг или продуктов для банков, например программного обеспечения. «Логичнее обратиться к профессиональному консультанту, — считает Георгий Шабад. — Это позволит грамотно спланировать свою работу уже при выборе поставщика».

Подобного мнения придерживаются и в Пробизнесбанке. Как рассказал Алексей Пирогов, его банк предпочитает работать по отдельным направлениям со специализированными консультантами в каждой из областей, отдаваемых на аутсорсинг.

Прислушаться к советам консультантов непосредственно поставщика продукта или услуги тоже будет не лишним. Как советует Александр Сахаров (РБР), после работы с профессиональным консультантом нужно перепроверять его рекомендации уже с поставщиками. «Тем более что для этого есть множество возможностей», — уверяет эксперт.

Банки перейдут на аутсорсинг

Опрошенные «БО» банкиры подтвердили, что у консалтингового бизнеса в банковской сфере большое будущее. «Поскольку своих ресурсов у банков на сегодняшний день не хватает, будущее за привлечением внешних специалистов, в том числе и консультантов, — считает Алексей Пирогов (Пробизнесбанк). — Банковская структура переходит на новый масштаб, и поэтому ничто, кроме аутсорсинга, не представляется эффективным».

«Консалтинг нужен всегда, но в той области, в которой у конкретной кредитной организации не хватает собственной компетенции», — уточняет Александр Сахаров (РБР). Конечно, это могут быть разные направления, отмечает эксперт, но в большинстве своем наиболее популярными у банков будут консультации по вопросам формирования бизнес-стратегии, организационной структуры, внутренних процессов, операционной модели, автоматизации, IТ-стратегии, информационной безопасности и в области инфраструктурного планирования.

А вот Георгий Шабад (банк «Финсервис») уверен в том, что наилучшие перспективы по сотрудничеству с банками у консалтеров в сфере IT. Причем опыт по технологии применения IT-решений будет более востребован, чем услуги по созданию самих решений. По мнению эксперта, популярным направлением станет консалтинг по вопросам стратегии присутствия банка в Интернете. Однако Георгий Шабад не исключил, что неплохие перспективы есть у направлений консалтинга для банков в сфере консультирования по вопросам основной деятельности, отношений с иностранными финансовыми организациями, персонала, развития клиентской сети, маркетинговой стратегии, особенно в сфере розничных услуг.

Алексей Пирогов тоже отметил, что банкиры вряд ли будут обращаться к консалтерам за советами по вопросам работы конкретных бизнес-подразделений, скорее кредитные организации будет интересовать консалтинг в тех направлениях, которые связаны с открытой архитектурой работы банка, а именно, реинжинирингом, процессным управлением и операционной эффективностью.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ