Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
БИОГРАФИЯ
*Информация актуальна на
Банкам становится все сложнее работать в области финансирования внешней торговли. Заемные средства, получаемые за границей российскими кредитными организациями для развития этого бизнеса, из-за мирового кризиса рынков капитала становится все сложнее и дороже достать. Небольшим банкам вряд ли удастся сохранить не так давно завоеванную долю рынка финансирования внешней торговли, которая снова вернется к крупным кредитным организациям.
Когда банки предоставляют кредит на развитие новых программ лизинговых компаний, они получают повышенную прибыль, но сталкиваютсяс серьезными рисками. Поэтому далеко не все кредитные организации готовы заниматься таким бизнесом. Лизингодателям трудно найти финансирование под новые продукты, а чтобы привлечь банки, они готовы пойти на серьезные уступки.
Российские банкиры считают, что в сотрудничестве с торгово-сервисными предприятиями, как на войне, все устройства хороши. Их стратегия вполне прагматична: охват большей аудитории потребителей с помощью чужих площадей вполне прибыльный бизнес. Особо «лакомые» места, например торговые центры и гостиницы, прямо-таки напичканы множеством самых разных устройств — от простейшихpos-терминалов до многофункциональных банковских киосков самообслуживания.
Хранилища данных (ХД) — это уже не роскошь, а необходимостьдля большинства российских кредитных организаций. Ведь отечественный банковский бизнес продолжает развиваться быстрыми темпами, а поток информации, поступающейв кредитные организации, растетв геометрической прогрессии.В такой обстановке стандартные системы уже не справляются,и поэтому банкиры вынуждены внедрять решения, работающие на основе ХД, которые специально предназначены для обработки больших объемов данных.
Российские банкиры поняли,что им необходимо прислушиваться к мнению специалистов со стороны. Но далеко не все проекты консалтеров, реализуемые в кредитных организациях, дают результат. Банкиры недостаточно доверяют консультантам, а они выделяют на реализацию проектов неквалифицированных сотрудников.
Сейчас многие банки активно осваивают новые технологии. Поэтому банковские фронт-офисы постепенно переходятна дистанционное и автоматическое обслуживание клиентов. А вот «живая» часть,а именно персонал фронт-офиса, постепенно переходит от проведения банковских операций к решению нестандартных проблем, которые не по зубам технике, например консультирование клиентовпо вопросам использования дистанционного обслуживания.
Интересные программы лояльности и индивидуальный подходк каждому владельцу — вот что делает банковскую карту эффективным инструментом в конкурентной борьбе кредитных организаций.Но чтобы создать такой суперпластик, банку придется много вкладывать в IT-инфраструктуру. Без применения современных программных решений карточные продукты рискуют быстро потерять свою актуальность, а значит, и привлекательность для потребителя.
Сети «обменников» висятна шее банкиров мертвым грузом — этот бизнес потерял былую сверхдоходность. Однако закрывать точки кредитным организациям жалко. Они переоборудуют «обменники»в маленькие офисы, устанавливают там банкоматы и платежные терминалы, организуют новые места для кредитных работникови операционистов.В таком виде обновленная сеть становится вовсе уже не тяжким бременем,а преимуществом в борьбе за розничного клиента.
Российские банкиры активно осваивают механизм секьюритизации собственных активов. Проведено около двух десятков подобных транзакций, но, как признают эксперты, пока все эти сделки были лишь пробными шарами. Реальное развитие в России секьюритизация получит тогда, когда банки перестанут справляться с выдачей кредитов своими средствами.
Популярность паевых инвестиционных фондов (ПИФов) растет очень быстро, как и комиссионные доходы банков от распространения долей этих фондов. Однако утолить свои аппетиты банкирам мешает излишняя подозрительность. Они боятся доверить управляющей компании обучение своих специалистов и считают, что торговля паями ПИФов отнимает потенциальных вкладчиков.
Лизинговые компании продолжают активно получать банковские кредиты. Тем не менее постепенно лизинг переходит к использованию более сложных, но дешевыхи перспективных инструментов финансирования, таких как выпуск облигаций и векселей, а также секьюритизация. Пока получить такими способами финансирование удалось лишь ограниченному числу лизингодателей, но их количество постоянно увеличивается, а крупные компании начали уже задумываться об IPO.
Перспективы примененияERP-систем в финансовой сфере до сих пор остаются неясными. Вопрос «А нужно ли банку ERP?» расколол IT-экспертовиз финансовых организаций на два лагеря. Одни увереныв удобстве узкоспециализированных банковских программпо учету, а других подкупает надежность использования комплексного, уже «отработанного» в реальном секторе ERP.
Рост наличного оборота и числа поддельных банкнот заставляет банки увеличивать свои расходы на покупку техники для проверки и обработки денег. При этом в большинстве случаев банкиры демонстрируют консервативный подход к решению проблемы: они пользуются преимущественно иностранным оборудованием, а закупать его предпочитают у компанийс мировыми брэндами. На долю российских технических новинок остаются пока простейшие операции, связанныес обработкой наличности.
Несмотря на абсолютное доминирование на российском рынке синдицированных кредитов, иностранные банки постепенно уходят из этого бизнеса и переориентируютсяна другие, более доходные и ликвидные финансовые инструменты, такие как секьюритизация и организация выпусков евробондов. Это дает шанс российским банкам занять свою нишу на рынке организации синдицированных кредитов.
Система бюро кредитных историй (БКИ) обеспечивает потребности рынка кредитования в лучшем случае наполовину. Граждане до сих пор неохотно соглашаютсяна предоставление своей кредитной истории, а банки часто работают с бюро лишь для галочки. В итоге БКИ, которыене организованы при банках и их сообществах, приходится выживать за счет проверки паспортных данных и выуживания информации из таких источников, как ЖКХ и служба судебных приставов.
Нецелевая ссуда постепенно вытесняет с рынка розничного кредитования потребительские экспресс-кредиты, выдаваемые в торговых точках. Портфели розничных кредитных организаций в части именно беззалоговых кредитов на неотложные нужды растут очень быстро. Однако в среднесрочной перспективе классическую нецелевую ссуду могут «потеснить» кредитные карты — именно «пластику» банкиры прочат в ближайшие несколько лет настоящий «взрыв» популярности.
Электронные документы постепенно вытесняют из банков своих бумажных собратьев.В условиях растущей розницы количество документовв кредитных организациях увеличивается в геометрической прогрессии, и без использования современных систем электронного документооборота банкирамне «выжить» в этом секторе.