Финансовая сфера

Банковское обозрение


31.12.2020 FinCorpFinRegulationFinRetailFinTechАналитика
ЛОКДАУН, СТАВКА, ГОСПОДДЕРЖКА

О том, чем запомнился и какое влияние на финансовый рынок оказал 2020 год, «Б.О» рассказали эксперты отрасли


— Какие в 2020 году изменения в сфере регулирования на финансовом рынке вы считаете наиболее важными?

Михаил Сухов, генеральный директор АКРАМихаил Сухов, генеральный директор АКРА

Государственная поддержка ипотеки — это яркий пример эффективного сочетания мер правительства и Банка России с объективными запросами рынка. Отмечу, что ипотека стала локомотивом эффективности банковского сектора, прямо или косвенно сформировав не менее трети итоговой прибыли банков в 2020 году. Несколько крупнейших банков по итогам года покажут прибыль вместо (при прочих равных) убытка. 

В косвенный эффект для сектора стоит включить и улучшение качества кредитов строительной отрасли, и улучшение за счет роста цен на жилье соотношения стоимости обеспечения и величины ранее предоставленных ипотечных кредитов. Более широкий социальный и демографический эффект в ближайшие годы неизбежен. Я бы не стал драматизировать эффект роста цен на жилье, главное — не проглядеть ценового «пузыря». 

Другим заметным процессом на финансовых рынках следует признать приток на них розничных клиентов. Проведенная законодателем категоризация инвесторов, выделяющая неквалифицированных, поможет сгладить потенциальное напряжение вследствие потерь неопытных игроков. Думаю, что регулятор может более активно привлекать независимую экспертизу, включая в применимых случаях рейтинговые агентства, к доведению до инвесторов информации о реальном уровне кредитного риска. Сейчас эту функцию выполняют продавцы финансовых продуктов, которые в силу конфликта интересов не заинтересованы в полноценном информировании клиентов. 

Эльман Мехтиев, президент СРО НАПКАЭльман Мехтиев, президент СРО НАПКА

2020 год оказался непростым для всех участников финансового рынка, но больше всего внимания в первые недели локдауна привлекло розничное кредитование. Принятый Закон о «кредитных каникулах» (106-ФЗ) позволил снять остроту ситуации для многих заемщиков. Но сам процесс подготовки и принятия Закона с расширением сферы применения и изменениями за пять минут ставит перед нами с новой остротой извечную проблему предсказуемости изменений законодательства и стабильности регулирования. «Кредитные каникулы» надо было вводить, но ведь есть и опыт принятия Закона об «ипотечных каникулах», когда еще до пандемии законодатели, регулятор и профессиональное сообщество выработали формулировки, которые показали свою жизнеспособность. И еще — для будущего всего финансового рынка важен поворот граждан к использованию Единого портала государственных и муниципальных услуг. Ведь когда через ЕПГУ стало возможным получение пособий и социальных выплат от государства, все вдруг вспомнили, что у них есть учетная запись или что ее надо срочно получить. Опыт ипотечных, кредитных, исполнительских, налоговых и других «каникул 2020», опыт использования государственных информационных систем и сервисов уже пора обобщать и заранее, но «при согласии всех сторон» вносить изменения и в законодательство, и в акты Банка России, которые не только были бы понятны и «встраиваемы» в бизнес-модели, но и существенно облегчили бы сами бизнес-процессы и надзор за участниками рынка.

Михаил Сухов, генеральный директор АКРАПавел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром»

В 2020 году можно отметить три наиболее важных изменения. 

Во-первых, это регулирование продаж разных финансовых услуг, в том числе продаж комиссионных продуктов — тема, по которой было наибольшее число мер. К таким комиссионным продуктам относятся различные инвестиционные, страховые, а также нефинансовые продукты или услуги, например юридические или телемедицина, реализующиеся через банки или в рамках экосистем. К ним также относится внедрение ключевого информационного документа (КИД) — короткого, простого документа, который описывает основные характеристики продукта, риски, полную стоимость, доходность — все важные для клиента параметры. Регулирование и деление на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов — все это создает серьезные изменения на рынке. Рынок инвестиционных и разных комиссионных продуктов показывает мощный рост, и регуляторные изменения в этой сфере сильнее остальных.

Во-вторых, изменения, касающиеся мер против последствий пандемии: отсрочки, льготы, кредитные каникулы и аналогичные истории, которые оказали серьезное влияние на рынок. Меры частично помогли финансовым институтам, дав некоторую передышку заемщикам или другим клиентам финансовых институтов. 

В-третьих, новации в сфере платежных механизмов: комиссии по платежам, по трансакциям, внедрение СБП. В этой сфере произошли серьезные изменения, и внимание регулятора к этому сектору и к бизнесу, занимающимся платежами и переводами, активно растет.

Алексей Маслов, сопредседатель комитета по платежным системам АБРАлексей Маслов, сопредседатель комитета по платежным системам АБР

В 2020 был принят Закон о цифровых финансовых активах. Также были внесены законопроекты о цифровой валюте, которые могли ввести запрет на обращение криптовалют и на их майнинг, и законопроекты, вводящие административную и уголовную ответственность за нарушение этих требований. Данные законопроекты были справедливо подвергнуты критике. В Закон о цифровых финансовых активах вошли нормы о цифровой валюте, в частности определение этого актива, что очень важно для дальнейшей работы в этой области.

Алма Обаева, председатель правления НП НПСАлма Обаева, председатель правления НП НПС:

В 2020 году в законодательстве очень важными были законы о краудфандинге и маркетплейсах, то есть финансовых платформах, и, главное, о цифровых финансовых активах. Законодательство формирует абсолютно новый ландшафт для участников рынка, для возможности, для доступности финансовых услуг и так далее. Также важнейшим документом 2020 года был консультативный доклад Банка России о цифровом рубле — это прямо вызов для нового уровня развития финансовой системы страны.

Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ)Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ)

Это вступление в силу Закона, регулирующего инвестиции с использованием инвестиционных платформ (краудфандинг), легитимизировавшего очень важный сегмент финансового рынка, расширяющего возможности как для размещения денежных средств инвесторами, так и для их привлечения, в том числе субъектами МСБ.

Также отмечу принятие Закона о цифровых финансовых активах в сочетании с ранее принятыми изменениями в ГК — это создало правовой фундамент для реализации проектов с использованием ЦФА в России. 

Важно и принятие Закона о финансовом маркетплейсе, расширяющего возможности для предоставления услуг клиентам небольшими банками и соответственно повышения рыночной конкуренции в условиях ее ослабления вследствие огусударствления банковского сектора.

Мария Михайлова, исполнительный директор Национальной платежной ассоциацииМария Михайлова, исполнительный директор Национальной платежной ассоциации

С нашей точки зрения, главным из произошедшего с регулированием в 2020 году стало то, что финансовые регуляторы во всем мире окончательно определились: теперь регулирование означает непосредственное участие в рынке. Шквал разнонаправленнных изменений, трансформирующих отрасль, становится все более неуправляемым и непредсказуемым, и, чтобы удержать фокус управления, содействуя поддержанию финансовой стабильности и развитию, его нужно возглавить. Банк международных расчетов в своем Годовом экономическом отчете (июнь 2020 года) пишет: «Центральные банки сами могут выбирать, что они будут в авангарде инноваций, не в последнюю очередь при прямом предоставлении услуг населению в целом. Центральные банки также могут улучшить услуги, которые они предоставляют напрямую конечным пользователям, оставаясь на переднем крае технологий».

Константин Артюх, вице-президент АБРКонстантин Артюх, вице-президент АБР

2020-й — год санитарно-экономического кризиса. Он беспрецедентен по количеству проблемных вопросов, а также выработанных государством и бизнесом антикризисных мер, изменений в законодательство, регуляторного воздействия и многих других моментов социальной и экономической жизни страны.

Первый блок изменений связан с выработанными правительством мерами поддержки для граждан и предприятий (банки участвовали в соответствующих программах). Отмечу лишь некоторые из них:

  • кредитные каникулы для заемщиков — граждан и ИП — по потребительским кредитам и МСП и ИП — по коммерческим кредитам;
  • предоставление беспроцентных кредитов; 
  • предоставление кредитов на пополнение оборотных средств;
  • предоставление ипотечных кредитов под льготную ставку (6,5%);
  • предоставление льготных (субсидируемых) кредитов застройщикам;
  • индивидуальные программы поддержки системообразующим предприятиям;
  • иные формы поддержки и субсидирования.

Второе, из-за сложной экономической ситуации и в связи с реализацией этих мер многие банки и финансовые компании столкнулись со сложностями в платежной дисциплине со стороны своих заемщиков, увеличилась просроченная задолженность, потребовались изменение продуктовых линеек и кредитных политик, решение вопросов соблюдения нормативных требований. Отсюда появление еще одного блока важных изменений — обоснованный шаг навстречу и послабление некоторых моментов в области регулирования и надзора со стороны ЦБ.

Третий блок вопросов — бурно развивающееся в 2020 году законодательство и изменения, связанные с потребительским кредитованием, банкротствами и исполнительным производством, банковскими услугами и комиссиями, а также появление новых концепций и докладов Банка России, таких как новые подходы в ипотечном страховании и начало широких обсуждений появления цифрового рубля.

Тимур Аитов, руководитель Центра компетенций «Цифровизация финансовых технологий» Фонда развития цифровой экономики, член Совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тимур Аитов, руководитель Центра компетенций «Цифровизация финансовых технологий» Фонда развития цифровой экономики 

Что касается 2020 года, то его основные законы — это три кита цифрового финансового бизнеса сегодня: краудфандинг, Закон о маркетплейсе и Закон о цифровых финансовых активах, которого настолько долго ждали, что сразу после принятия он устарел. Я думаю, что в 2021 году он неминуемо трансформируется — с учетом ожидаемого запуска проекта цифрового рубля и более лояльной, скажем так, позиции ЦБ ко всему, связанному с криптоактивами. Я напомню, что 259-ФЗ запрещает даже упоминание криптовалют как средства платежа за товары и услуги. Хотя платежные сервисы на этой основе уже работают в России, не нарушая никаких законов и не вызывая возражений со стороны ЦБ.

Магистральная линия развития краудфандинга для инвестиций покажет себя ярко. Уверен, что в 2021 году следует ожидать и предложений, и построений обстоятельных концепций краудфандинга, более полно защищающих инвесторов от возможных потерь, потому что риски инвестиций по-прежнему достаточно велики. Совершенствования коснутся и всей нормативно-правовой базы цифровых платежей.

Егор Лопатин, старший аналитик рейтингового агентства НКРЕгор Лопатин, старший аналитик рейтингового агентства НКР

Регулятор своевременно принял меры по «коронавирусной поддержке» банковского сектора, что помогло избежать шокового влияния пандемии на его устойчивость. Банкам было рекомендовано реструктурировать задолженность заемщикам, столкнувшимся с ухудшением своего финансового положения во время пандемии, при этом для банков был введен мораторий на формирование резервов по таким ссудам. Так, кредитным организациям было предоставлено время для накопления капитала и абсорбции данных убытков уже в 2021 году. 

Также были снижены повышенные надбавки по потребкредитам, что высвободило 1,5–2% капитала сектора, обеспечив дополнительный буфер для покрытия убытков.

— Какие изменения в сфере регулирования на финансовом рынке на 2021 год вы считаете наиболее важными и приоритетными?

Михаил Сухов, генеральный директор АКРАМихаил Сухов, генеральный директор АКРА

Похоже, жизнь не удерживает банки в законодательной парадигме запрета заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Это следует признать и, не отказываясь от регулирования и надзора за банками, наладить системы управления рисками, связанными с вовлечением банков в нефинансовые организации. К ним относятся накопление задолженности нефинансовых компаний и рыночных рисков, количественная оценка репутационных и операционных рисков нефинансовой деятельности. Традиционные методы составления консолидированной отчетности не исчерпывают объема внимания, которое необходим для подержания финансовой стабильности. В этой связи полномочия Банка России, возможно, потребуется актуализировать. 

Стоит также реанимировать старый Базельский стандарт, по которому регулятор банков должен иметь полномочия по согласованию вложений банков в капиталы дочерних компаний. Одним из направлений укрепления доверия розничных инвесторов к инструментам финансовых рынков следует рассматривать дополнительное внимание к национальной рейтинговой индустрии. С этой точки зрения ожидаемый переход на использование рейтингов для целей допуска к регулируемым сферам следует дополнить усилением полномочий Банка России по сопоставлению результатов деятельности рейтинговых агентств. Критерии сопоставления кредитных рейтинговых агентств должны быть понятны участникам рынка на основе нормативного акта, тогда и результаты рейтинговых действий будут восприниматься участниками рынка с надлежащим доверием.

Эльман Мехтиев, президент СРО НАПКАЭльман Мехтиев, президент СРО НАПКА:

Хотелось бы, чтобы мы ушли от парадигмы решения всех проблем в стиле «здесь и сейчас за счет административного ресурса». Пагубность этой парадигмы — в том, что даже лучшие начинания при этом оказываются целями, а не средствами и в итоге ведут не туда, куда мы должны были прийти. Классическим примером того, во что может превратиться грамотное начинание, можно считать столь воодушевившую всех в 2016 году идею Единой биометрической системы (ЕБС). От первоначальной концепции, предполагавшей право использовать данные ЕБС для аутентификации без обязательности передачи в ЕБС данных для идентификации, пришли к обязательности сбора и передачи тех самых слепков «ради наполнения ЕБС». Вместо возможности наполнения ЕБС слепками от МФЦ и Почты России (то есть сбора данных государством) банкам было предписано наполнять ЕБС «слепками» своих клиентов. От права (в перспективе) использовать данные ЕБС всеми финансовыми организациями пришли к праву «наслаждаться плодами» ЕБС только банкам, которые «сдают» туда своих клиентов. Этим исключили возможность получения участниками рынка конкурентного преимущества за счет пользования сервисами ЕБС. Установив ее наполнение участниками рынка, а не специализированными поставщиками, мы пришли к тому, что никто ничего от ЕБС не хочет, и теперь надо возвращаться к «истокам». На осознание этого ушло «всего» два года. 

Михаил Сухов, генеральный директор АКРАПавел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром»

В их числе продление таких «антипандемийных» мер, как кредитные каникулы, льготный период формирования резервов по реструктуризациям для банков, иные льготы для бизнеса, граждан и финансовых институтов. Продление действия прежних мер и реализация новых позволят бизнесу плавно выйти из кризиса и не допустить стремительного роста просроченной задолженности и дефолтов.

Алексей Маслов, сопредседатель комитета по платежным системам АБРАлексей Маслов, сопредседатель комитета по платежным системам АБР

Дальнейшая работа над законодательными нормами для обеспечения внедрения цифрового рубля. 

 

 

Алма Обаева, председатель правления НП НПСАлма Обаева, председатель правления НП НПС

В 2021 году в области законодательства надо ждать, скорее всего, изменения в законы, связанные с выходом и выпуском цифрового рубля. Если концепт будет утвержден в 2021 году, то до его конца соответственно надо ждать предложений по изменению законодательства для обеспечения законности выпуска цифрового рубля.

 

Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ)Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ)

Это передача регулирования платежных агентов под эгиду Банка России, что позволит устранить ряд проблем и рисков в их деятельности и апробировать механизм саморегулирования в платежном сегменте финансового рынка; установление правил деятельности экосистем, предоставляющих в том числе финансовые услуги, в целях надлежащей защиты интересов клиентов и обеспечения рыночных условий конкуренции участников рынка.

Мария Михайлова, исполнительный директор Национальной платежной ассоциацииМария Михайлова, исполнительный директор Национальной платежной ассоциации

На наш взгляд, стоит ожидать не столько изменений, сколько практической реализации обозначенного тренда участия регуляторов в деятельности рынка. В частности, продолжится строительство различных национальных платформ как ответ на угрозу монополизации рынков частными экосистемами и крупными игроками.

Ключевыми темами для регулирования в 2021 году, по всей видимости, станут:

  • развитие конкуренции за счет внедрения Open API;
  • решительные регуляторные меры по привлечению потребителей. Проведенное в 2019 году исследование отношения голландских потребителей к сервисам небанковских провайдеров платежных услуг, которые стали возможны в рамках PSD2, показало, что потребители предпочитают обслуживание в традиционных банках и не готовы ни делиться своими данными с новыми участниками платежного рынка (финтех- и бигтех-компаниями), ни предоставлять им доступ к своим счетам;
  • проблема, которую Европейский центральный банк формулирует как «слабый потенциал генерирования банками доходов». Актуальной она становится и для российского рынка. ЕЦБ рекомендует банкам диверсифицировать бизнес и наращивать долю комиссионных доходов. При этом очевидно, что и «платформизация» отрасли, и усиление конкуренции на рынке за счет Open API и привлечения новых небанковских участников, и ценовое регулирование платежных услуг в рамках проекта SEPA сильно затрудняют возможности банков следовать данной рекомендации. Видимо, тут также потребуются дополнительные усилия со стороны регулирования. «Если саморегулирования и морального убеждения недостаточно, ЕЦБ может также рассмотреть более сильные инструменты, такие как законодательство, регулирование или даже прямое операционное участие центральных банков»; 
  • из теоретической плоскости  в плоскость практических обсуждений перейдет проблема ухода от двухуровневой финансовой системы, что будет связано с наблюдаемой активизацией регуляторов в области внедрения цифровых валют.

Константин Артюх, вице-президент АБРКонстантин Артюх, вице-президент АБР

Вопросы финансовых технологий и цифровизации будут приоритетными и станут важными трендами развития финансового рынка. Они будут стоять в повестке всех коммерческих банков, финансовых, промышленных компаний, государственных органов, организаций и объединений. 

Отмечу несколько наиболее важных направлений, требующих особого внимания и грамотного регулирования.

  • Удаленная идентификация и конкретные шаги по внедрению и развитию функционала ЕБС, работа по снижению рисков дистанционной идентификации при оказании финансовых услуг, создание многофункциональных центров государственных услуг, проработка вопросов создания и функционирования единой информационной системы проверки сведений об абоненте-физлице и о пользователях услугами связи абонента-юрлица, ИП, либо физлица, которая позволит обеспечить пользователей достоверными данными о клиентах (в данной системе заложена возможность осуществления идентификации клиента с использованием номера мобильного телефона).
  • Закрепление правовых основ функционирования платформы цифрового профиля для эффективного обмена сведениями в электронной форме между физлицами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
  • Финансовые платформы (электронные площадки) для проведения сделок, новые формы инвестиционных инструментов.
  • Риски использования финансовых технологий. Речь идет о киберугрозах, ИБ и увеличивающемся размахе мошенничества посредством телефонных звонков и социальной инженерии в финансовой среде.
  • Подготовка предложений по совершенствованию требований безопасности и самое широкое обсуждение их с участием Банка России, Государственной думы, соответствующих силовых структур, иных органов государственной власти и внесение изменений в законодательство (это одна из первоочередных задач).

Тимур Аитов, руководитель Центра компетенций «Цифровизация финансовых технологий» Фонда развития цифровой экономики, член Совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тимур Аитов, руководитель Центра компетенций «Цифровизация финансовых технологий» Фонда развития цифровой экономики

Ключевым символом 2021 года станет концепция и «пилот» внедрения проекта цифрового рубля, который сделает все финансовые сервисы более быстрыми, защищенными, а значит, и более конкурентными.

 

Егор Лопатин, старший аналитик рейтингового агентства НКРЕгор Лопатин, старший аналитик рейтингового агентства НКР

На фоне снижения ставок доходности по классическим вкладам банки все чаще стали предлагать клиентам для инвестиций сложные депозитные продукты, что вызвало определенные опасения со стороны регулятора. В связи с этим в 2021 году мы ожидаем реализации каких-то мер по обеспечению прав неквалифицированных инвесторов при продаже им подобных продуктов, а также охлаждению сегмента, например, введением повышенной ставки резервирования по таким пассивам, как. Например, было сделано с валютными вкладами в прошлом году.

— Какие направления развития для финансовой отрасли вы считаете перспективными в 2021 году?

Михаил Сухов, генеральный директор АКРАМихаил Сухов, генеральный директор АКРА 

Консолидация финансовой отрасли выходит, похоже, на новый виток. Прежний пик активности в сфере слияний и поглощений мы наблюдали десять лет назад на волне интереса к сеткам обслуживания клиентов. Теперь речь идет об экономии не только на физическом присутствии, но и на более жестких критериях внутренней эффективности, достижимой только в группе крупнейших банков. Для занятости в сфере финансовых институтов — это не лучшая новость, сотни тысяч «белых воротничков» в ближайшие несколько лет пополнят рынок труда, и в 2021 году эти процессы будут уже достаточно заметны. 

Интеграция институтов сочетается с интеграцией продуктов, поэтому конкуренция на рынке предложения услуг часто принимает сложный характер. Традиционные продукты финансовых институтов конкурируют не только между собой, но и с растущим предложением заменителей из сферы нерегулируемых поставщиков цифровых финансовых активов. Я не сторонник концепции умирания банков под натиском нерегулируемой конкуренции. Скорее внешняя конкуренция со стороны поставщиков расчетных и кредитных услуг усилит консолидацию банков между собой и поглощение банками других финансовых институтов. Хочется также, чтобы заметные события в сфере приватизации банков состоялись в 2021 году. 

Эльман Мехтиев, президент СРО НАПКАЭльман Мехтиев, президент СРО НАПКА

Изменения в поведении потребителей — это уже не просто смена модели от «потребляем любой ценой» к «экономим любой ценой». Даже в том потреблении, которое осталось, произошли существенные изменения, и переходом в «цифру» клиента уже не вернуть, ведь потребителю нужны услуги, а не банки. Да, он предпочтет «бесшовность» и «незаметность» гонке в построении маркетплейсов и экосистем в финансовой отрасли.

Михаил Сухов, генеральный директор АКРАПавел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром»

В 2021 году продолжится тренд развития комиссионных доходов. Банк России принимает определенные меры по охлаждению продаж комиссионных продуктов неподготовленным клиентам — борьба с мисселингом, непрозрачностью, продажей продуктов без раскрытия рисков и параметров, контроль соблюдения и информирование о периоде охлаждения. Меры по охлаждению сегмента принимаются, но рынок все равно будет расти сильно, поскольку у этих продуктов есть потребительская ценность, они приоритетные, и банки будут их продавать, в том числе в рамках экосистем.

Также в 2021 году продолжится быстрый рост ипотеки, поскольку отложенный спрос еще не исчерпан. Тренд сохранится, в том числе на фоне продолжения снижения ставок и сворачивания льготной программы, есть и другие факторы, которые будут поддерживать ипотечный сегмент. 

Третье направление роста финансовой отрасли — автокредитование, причем в сегменте подержанных автомобилей, в целом неплохой рост покажет сегмент кредитных карт.

Алексей Маслов, сопредседатель комитета по платежным системам АБРАлексей Маслов, сопредседатель комитета по платежным системам АБР

Создание экосистем, предоставление максимального количества услуг клиентам в рамках одного холдинга или группы.

 

 

Алма Обаева, председатель правления НП НПСАлма Обаева, председатель правления НП НПС

Опять же, я их свяжу с цифровым рублем, потому считаю это толчком для новых продуктов, инноваций, новых решений, каких-то очень интересных приложений для физлиц и юрлиц. Считаю это судьбоносным проектом 2021 года.

 

Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ)Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ)

Это деятельность инвестиционных платформ, которые будут дополнять услуги кредитных организаций, в том числе во взаимодействии с банками. Обсуждение и, возможно, запуск первых «пилотов» с использованием цифрового рубля, обсуждение которого запущено Банком России в октябре 2020 года.

Мария Михайлова, исполнительный директор Национальной платежной ассоциацииМария Михайлова, исполнительный директор Национальной платежной ассоциации

Перспективным направлением станет дальнейшее повышение доступности и безопасности услуг, что будет достигаться за счет создания национальных инфраструктур и экосистем на их основе, обеспечения широкого участия в них игроков рынка путем введения законодательных требований, достижения справедливого ценообразования с помощью нормативного регулирования цен. Движение в данном направлении уже можно проследить, например, в заявлениях регуляторов европейских стран. 

Перспективными представляются узкая специализация частных компаний, а также нахождение ими возможности участвовать в роли «последней мили» по продвижению услуг национальных инфраструктур и экосистем.

Константин Артюх, вице-президент АБРКонстантин Артюх, вице-президент АБР

Для развития финансового рынка в нашей стране необходимо сконцентрироваться на следующих приоритетных направлениях:

  • эффективная реализация мер по восстановлению всех отраслей экономики, пострадавших от распространения коронавируса;
  • формирование доверительной среды и развитие новых инвестиционных инструментов и проектов;
  • укрепление добросовестной конкуренции на рынке;
  • поддержание финансовой стабильности;
  • обеспечение доступности финансовых услуг и капитала;
  • глубокое продвижение в полномасштабной цифровизации.

Совместная реализация этих направлений всеми игроками и участниками рынка повысит уровень и качество жизни граждан, улучшит состояние хозяйствующих субъектов, будет содействовать экономическому росту и создаст условия для дальнейших необходимых инновационных изменений в финансовой индустрии.

Также все более перспективной становится концепция банкинга на основе ESG — принципов (Environmental, Social, Governance — экологической, социальной и корпоративной ответственности). Здесь речь идет об устойчивом, ответственном, трансформационном, зеленом, этическом ведении бизнеса и управления рисками.

Участие финансовых организаций России в глобальном процессе «озеленения» финансовой системы и проработка вопросов формирования национальной системы финансовых инструментов устойчивого развития, организация методологической и верификационной системы по инструментам ответственного финансирования будут приковывать к себе внимание в 2021 году.

В сфере ESG-финансов важным станет обсуждение проблемных вопросов взаимосвязи финансовых рейтингов и ESG-рейтингов.

Тимур Аитов, руководитель Центра компетенций «Цифровизация финансовых технологий» Фонда развития цифровой экономики, член Совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Тимур Аитов, руководитель Центра компетенций «Цифровизация финансовых технологий» Фонда развития цифровой экономики

2021-й будет годом большой конкуренции между тем, что есть на рынке, и тем, что будет. Всем придется несладко, даже ветеранам рынка из числа карточных платежей — похоже, их гегемонии придет конец. Появится много нового и перспективного. Упомяну еще незаслуженно забытый ФЗ-152 — по нему накопилось много вопросов без ответа.

Егор Лопатин, старший аналитик рейтингового агентства НКРЕгор Лопатин, старший аналитик рейтингового агентства НКР

На фоне устойчивого снижения процентных ставок по вкладам россияне чаще интересуются альтернативными инвестиционными стратегиями, в результате в 2020 году был зафиксирован значительный переток их накоплений на брокерские счета. Вероятнее всего, это тенденция продолжится и в 2021 году, поскольку в данный момент наблюдается переток средств с вкладов физлиц (как валютных, так и рублевых) на их текущие счета. Это может быть следствием как их планов по покупке квартиры/автомобиля, так и смены инвестиционной стратегии на вложения в другие финансовые инструменты.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ