Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Макророст микробизнеса
13.11.2023 FinCorpFinTechАналитика

Макророст микробизнеса

Банки пересмотрели представления о потенциале МСБ и активнее, чем прежде, вкладываются в совершенствование его обслуживания. О долгосрочных трендах обслуживания предпринимателей «Б.О» рассказали участники рынка


2023 год движется к завершению, и уже можно говорить о долгосрочных тенденциях, наблюдаемых во взаимодействии финансовых структур с клиентами сегмента МСБ.

Тренд, который отмечают многие спикеры: более гибкий подход к нуждам клиентов. Егор Диашов, предправления Национальной ассоциации участников рынка облигаций и финансирования МСП, подчеркнул, что «банки стали предлагать новые продукты и условия кредитования МСБ с учетом потребностей бизнеса, санкций и текущих экономических условий».

Мария Киреева, руководитель проектов «Экспобанка», считает, что 2023 год — время перемен, и основные из них коснулись архитектуры платежей клиентов за рубеж: «Банки оперативно перестраивают свои платежные инфраструктуры под их потребности и возможности».

Независимый директор Росимущества Алексей Улитенко наблюдает, как финансовые учреждения «стараются удовлетворить уникальные потребности МСБ, предоставляя персонализированные кредитные продукты, страхование и другие финансовые решения».

Привлечение клиента МСБ «на кредит» уже не рассматривается как отдельная услуга: основной акцент делается на комплексное обслуживание и закрытие всех финансовых потребностей клиента в одном банке, уверена Надежда Панчурина, руководитель кластера малого бизнеса МТС Банка.

Тренд на «цифру» без границ

Алексей Улитенко тенденцией 2023 года № 1 называет цифровизацию и ее же отмечает среди долгосрочных. Все больше банков внедряют платформы и мобильные приложения, где предприниматели могут отслеживать финансы, получать кредиты и совершать другие операции, а автоматизированные системы учета и аналитики становятся стандартом, заметил Алексей Улитенко.

Надежда Панчурина согласна с этим: сейчас большинство финансовых вопросов предприниматели могут решить в мобильном приложении для бизнеса, не посещая офис. Банки предлагают все больше новых цифровых решений, которые ранее были доступны только массовому, розничному сегменту. Например, можно дистанционно открыть расчетный счет и оформить к нему бизнес-карту с кешбэком.

Действительно, долгое время в фокусе оставалось развитие ДБО для физических лиц, а платформенные решения для МСБ постепенно к нему «подтягивались». Теперь же предприниматели воспринимаются как приоритет, а заодно и как инструмент конкуренции, поскольку Центробанк РФ тормозит кредитование в рознице.

Критерии выбора банка для предпринимателя теперь включают в себя доступность кредитования и господдержки, качество цифровых сервисов и пользовательский опыт, уверена Маргарита Анисимова, директор дирекции массового корпоративного бизнеса банка «Санкт-Петербург» (БСПБ).

«Руководители организаций не только являются самостоятельными потребителями, но и вынуждены выстраивать такую же контактную политику с собственной клиентской базой, что влияет на их ожидания от рынка банковских услуг. Поэтому МСБ отличается быстрой реакцией на события и технологические инновации, — пояснила Маргарита Анисимова. — Уже не только сервисные службы банков внимательно изучают потребности и ожидания клиентов, а все — от продуктологов до менеджеров по продажам — подключены к анализу клиентского опыта и к работе по улучшению процессов и каналов взаимодействия».

Увеличивается и запрос клиентов на небанковские продукты. По мнению Маргариты Анисимовой, «интеграция» и «бесшовный клиентский путь» (регистрация бизнеса, проверка и подбор контрагентов, ведение бухгалтерии и т.д.) стали приоритетами для банкиров. А цель и итог, по ее мнению, — «создание удобного и интуитивно понятного интерфейса для онлайн-сервисов, улучшение качества обслуживания в офисах, взаимодействие с клиентами через социальные сети и другие цифровые платформы».

ИП «повысили» до бизнеса

Говоря о трендах уходящего года, нельзя не отметить рост количества субъектов МСБ.

Микробизнес по-прежнему составляет их львиную долю. Последняя статистика ФНС свидетельствует, что в РФ насчитывается 3 938 124 ИП, годом ранее их было 3 629 192. При этом количество таких предпринимателей стабильно на миллион с лишком опережает число юрлиц.

Количество субъектов МСБ по годам

 

Дата

Всего субъектов МСБ

Микро

Малые

Средние

10.10.2023

6 173 155

5 939 009,

новых — 945 880

215 438

18 708

10.07.2023

5 924 293

5 689 869,

новых — 688 721

215 823

18 601

10.01.2023

5 991 349

5 761 069,

новых — 1 019 054

212 271

18 009

10.10.2022

5 881 027

5 649 709,

новых — 810 317

213 347

17 971

10.01.2022

5 866 703

5 636 297,

новых — 5 636 297

212 429

17 977

Источник: Единый реестр субъектов МСП ФНС

Бьют рекорды и плательщики НПД: на конец сентября их численность превысила 8,512 млн.

И все же раньше «недобизнес» зачастую «выталкивали» кредитоваться как физлиц. Егор Диашов напомнил: всего пять лет назад самозанятые и ИП не были у банков в фаворе. Сейчас межбанковская конкуренция набирает обороты. «Предпринимателям стремятся предложить более выгодные условия — сниженные тарифы за обслуживание, снятие наличных, переводы юрлицам и пр.», — отметил эксперт.

Мария Киреева уверяет, что «сейчас ИП стараются брать кредиты именно как юридические лица, так как в текущих условиях банки больше доверяют ответственному и уже знакомому бизнесу, нежели «новичку».

По словам старшего вице-президента ПСБ Александра Чернощекина, небольшим ИП теперь предлагают специальные кредитные продукты на лучших условиях, чем в рознице. Надежда Панчурина уточнила: для этого достаточно открыть счет в банке.  

«Середнячки» — кредит в обход истории 

Предприниматели нередко сетуют, что в сложном положении оказался средний бизнес, который долгое время развивался «на свои», а значит, не имеет кредитной истории и залогов.

Банкиры этого не подтверждают. Михаил Дралин, предправления банка «Кузнецкий», заверил, что сегодня быстро рассматриваются заявки на ссуды средних предприятий, поскольку у большинства хорошо организован и бухгалтерский, и управленческий учет.

«Для средних компаний без кредитной истории решениями могут быть: гарантии от третьих лиц, альтернативные методы оценки кредитоспособности (например, анализ потоков наличности) и партнерства с государственными гарантийными фондами. Такие инструменты позволяют банкам управлять рисками и предоставлять финансирование даже тем компаниям, которые не имеют кредитной истории», — пояснил Алексей Улитин.

Дмитрий Бойко тоже уверен, что отсутствие кредитной истории не является стоп-фактором для кредитования предприятий среднего бизнеса, в том числе выдаются беззалоговые ссуды на основе анализа финансовых показателей предприятий. А Елена Марущак, руководитель департамента кредитования юридических лиц банка «Кубань Кредит», рассказала, что банк специализируется на потребностях таких клиентов.

«Подходы к кредитованию среднего бизнеса определяются в зависимости от объемов. До 50 млн рублей успешно применяется экспресс-анализ, но если сумма выше, многие банки применяют классические или упрощенные программы. Требования к залоговому обеспечению, опыту работы, кредитной истории и т.д. во многом определяются целями финансирования и кредитным продуктом. А в некоторых случаях банки предлагают продукт, структурированный с учетом особенностей заключенного контракта», — поделилась опытом работы банка Надежда Панчурина.

В экспресс-режиме, без бумажной волокиты

По мнению Александра Чернощекина, цифровизация кредитных процессов продолжает открывать новые возможности, повышающие доступность финансирования. 

Многие организации упрощают процедуры получения кредитов, что делает ссуды для этой категории клиентов более доступными, отметил Алексей Улитенко. «2022 год дал толчок для быстрого принятия решений о предоставлении кредитов. В 2023 году у нас активно развивается скоринговое кредитование с предоставлением минимального количества документов», — рассказал Дмитрий Бойко, директор департамента малого бизнеса Росбанка.

Уже сейчас ПСБ финансирует МСБ дистанционно всего по одному документу, сообщил Александр Чернощекин и пообещал, что в организации «окончательно избавятся от бумаг в кредитном процессе».

Перемены характерны не только для крупных организаций. О том, что сокращаются пакеты запрашиваемых документов и сроки рассмотрения заявок на финансирование, «Б.О» рассказали и представители структур за пределами топ-30, в том числе региональных. Среди них — Елена Марущак, которая считает, что «максимальное упрощение и комбинирование инструментов финансирования МСБ — еще один долгосрочный тренд».

Меньше документов теперь требуют от клиентов и в банке «Кузнецкий», по словам Михаила Дралина.

Впрочем, Маргарита Анисимова уверена: «Конкуренция среди банков развернулась не в продуктах, а вокруг решений, упрощающих процесс оплаты: pay-сервисов, QR-кодов, платежей по биометрии. Растет спрос на платежные сервисы, включая BNPL-сервисы, когда стоимость покупки выплачивается равными частями в течение одного-двух месяцев, peer-to-peer-платежи». По-прежнему актуален и тренд на геймификацию, сообщила она.

Все это — проявления клиентоцентричности в банковском секторе, прокомментировал изменения Алексей Улитенко.

Метаморфозы банковского закулисья  

Параллельно происходит и невидимая глазу внутренняя трансформация. Елена Марущак отметила, что идет процесс оптимизации внутрибанковских операций для сокращения затрат на обслуживание сегмента МСБ. Надежда Панчурина — что внедрение онлайн-платформ кредитования происходит с применением сервисов больших данных и современных риск-моделей. Михаил Дралин — что заявки (даже в небольших банках. — Ред.) рассматривает ИИ.  

Скоринг в сегменте МСБ до последнего времени оставался ахиллесовой пятой банков, поскольку большинство из них не торопятся переходить к однофакторной модели.

«Если мы говорим не о подряде, а о внутренних системах финансовых структур, то некоторым необходимо разработать классификацию клиентов по группам риска. Далее потребуются IТ-составляющая (обновление и усовершенствование скоринг-систем) и трудовые ресурсы (обучение экспертов или кредитных инспекторов)», — уверен Егор Диашов.

Дмитрий Бойко видит, что на рынке запускается много скоринговых программ по кредитованию малого бизнеса, внедряется механизм принятия решения на базе анализа общедоступных данных о компании.

«Внедрение цифровых платформ и алгоритмических методов оценки кредитоспособности приводит к более гибким условиям кредитования, быстрому скорингу и индивидуальному подходу к каждому клиенту, — уверен Алексей Улитенко. — Например, многие банки предлагают специализированные продукты для определенных отраслей или типов бизнеса».

 

На вопросы «Б.О» о том, как в банках меняется обслуживание сегмента МСБ, также ответила Ольга Солёная, начальник отдела продаж продуктов для бизнеса банка «Центр-инвест»

— Ольга, какие тенденции в банковском обслуживании МСБ вы фиксируете в 2023 году? Насколько они долгосрочные?

— Безусловно, цифровизация и развитие дистанционных сервисов. Для клиента важны постоянный доступ к комплексу услуг банка и возможности быстрого оформления услуг без пакетов документов и длительных согласований. При этом остаются важными индивидуальный подход к каждому клиенту, подбор оптимальных продуктов и решений.

— В связи с торможением кредитования физлиц и трендами в экономике банковский бизнес по выдаче ссуд МСБ признается одним из наиболее интересных на среднесрочную перспективу. Что меняется в подходах к работе с сегментом?

— Банк «Центр-инвест» всегда считал кредитование МСБ интересным и ключевым в своей работе. Книга председателя совета директоров, профессора, д.э.н. Василия Высокова «Банки любят малый бизнес» — как раз о том, что этот сегмент незаслуженно считали более рисковым и менее перспективным. Хотя на практике он показал гибкость и способность к ускоренной трансформации и адаптации к новым условиям. Отмечу, что для банка становятся важными создание полноценных партнерских отношений с клиентом, обеспечение его нужд по всем банковским услугам и продуктам, а не только по кредитованию.

— Львиная доля в МСБ — ИП. Раньше зачастую их «выталкивали» кредитоваться как физлиц. Как выглядит сейчас статистика: что выгоднее для таких клиентов? Есть ли конкуренция за такого клиента внутри одного банка?

— Мы работаем с ИП и по розничному, и по бизнес-направлению, внутри банка конкуренции нет, розничное кредитование обеспечивает финансирование на потребительские цели, корпоративный сектор — на бизнес. Это удобно для клиента, каждое направление готово обеспечить оптимальные условия с учетом специфики запроса клиента.

— Банки, перенимая однофакторные модели скоринга физлиц, постепенно учатся адекватно оценивать риски, связанные с малым и микробизнесом. А средние компании, которые ранее во многом развивались без заемных средств, не имеют кредитной истории и залогов, — в серой зоне. Какие здесь возможны/существуют решения?

— Скоринговые модели для анализа среднего бизнеса действительно не являются повсеместными, однако это не мешает среднему бизнесу кредитоваться. В банке «Центр-инвест» оценка каждого заемщика проходит в индивидуальном порядке, при этом отсутствие кредитной истории не является стоп-фактором. По практике банка средний бизнес — это финансово устойчивые, имеющие собственные активы предприятия, которые интересны банку не менее, чем клиенты из микро- и малого бизнеса.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ