Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

25.09.2018 АналитикаРазговоры финансистов
Маркетплейсы и региональные финансы

Артем Бабинков, заместитель генерального директора по вопросам развития финансового рынка компании «ВТБ Регистратор», рассказал Эльману Мехтиеву, исполнительному вице-президенту АРБ, о том, как масштабировать успешный томский проект по продаже региональных облигаций на все субъекты РФ с помощью проекта Банка России «Маркетплейс»



Эльман Мехтиев: Артем, мы продолжаем серию разговоров о проекте «Маркетплейс» от Центрального банка. Как вы оцениваете этот проект, какие от него ожидания, что он даст будущим клиентам?

Артем Бабинков: Мы живем в очень интересное время, когда финансовый рынок развивается стремительно. Возможности, которые еще три — пять лет назад представлялись нам недоступными, в настоящее время воплощаются в реальную жизнь.

 

Артем Бабинков, «ВТБ Регистратор» и Эльман Мехтиев, АРБ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Артем Бабинков, «ВТБ Регистратор» и Эльман Мехтиев, АРБ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

 

Вспомним, например, жесткую казуальную регламентацию деятельности профессиональных участников финансового рынка Федеральной службой по финансовым рынкам. В то время никто не мог представить, что в будущем что-то сложится иначе, а теперь — посмотрите: в основу правового регулирования Банком России положен совершенно иной подход, заключающийся в регламентации финансового рынка на основе ключевых принципов. Преимуществами такого подхода являются снижение «нормативного давления» на профучастников и большая степень их самостоятельности в принятии решений и выстраивании бизнес-процессов в целях эффективной защиты потребителя финансовых услуг. До реформы корпоративных действий и внесения изменений в законодательство об акционерных обществах профучастники, эмитенты и акционеры не могли предвидеть использование электронного голосования, удаленной идентификации и заполнения бюллетеней для голосования в электронной форме, а сегодня указанные возможности трансформировались нами в ключевые бизнес процессы «ВТБ Регистратор», которые делают его одним из основных лидеров в соответствующем сегменте российского финансового рынка.

Именно к такой возможности, которая ранее была для нас недоступна, да и сегодня не имеет аналогов на финансовом рынке в его регистраторском сегменте, мы относим во многом революционный проект Банка России под названием «Маркетплейс».

Мы надеемся, что успешная реализация данного проекта позволит «ВТБ Регистратору» построить инновационный и доходный бизнес-процесс, учитывающий интересы эмитентов ценных бумаг, инвесторов — получателей финансовых услуг, а также иных участников финансового рынка, интегрированных в маркетплейс.

Для разработки и внедрения маркетплейса у «ВТБ Регистратора» есть все условия, прежде всего якорные бизнес-процессы, такие как ведение реестра владельцев ценных бумаг на основании лицензии Банка России. Казалось бы, в них могут быть интегрированы только акционерные общества, но нет. «ВТБ Регистратор» сегодня ведет не только реестр акционеров, но и реестры владельцев инвестиционных паев, а также реестры владельцев облигаций, эмитентом которых является, например, департамент финансов Томской области — кстати, один из важнейших, ключевых участников проекта «Маркетплейс».

Томская область для целей проекта была выбрана не случайно, а по причине наличия у нее уникального опыта успешного управления государственным долгом на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе за счет внебиржевых облигационных займов, размещаемых среди местного населения. Такая практика позволяет Томской области не только эффективно управлять государственным долгом, но и дополнительно вести целенаправленную работу по повышению финансовой грамотности населения, а это не только благотворно влияет на инвестиционный климат и финансовый рынок в регионе, но и повышает доверие к власти. Последнее размещение облигаций было проведено Томской областью в этом году — на сумму более 1 млрд рублей. И все прошло успешно.

Для Томской области маркетплейс — тоже уникальный в своем роде проект, предоставляющий возможность выйти на общероссийский финансовый рынок, то есть фактически за пределы собственных территориальных границ субъекта Российской Федерации.

Таким образом, государственные и сопутствующие им интересы Томской области по управлению госдолгом уже изначально связаны с лицензионным бизнес-процессом «ВТБ Регистратора» по ведению реестра владельцев облигаций, а их сочетание в будущем образует основу маркетплейса.

Эльман Мехтиев: Зачем вам как бизнесу это надо? Вы занимаетесь регистраторским бизнесом, в вашей базе 8 тыс. эмитентов, у вас успешный опыт с Томской областью и вдруг какой-то маркетплейс. Есть спрос со стороны тех, кого вы обслуживаете?

Артем Бабинков: Разумеется есть и спрос и необходимые условия.

Мы не планируем после запуска маркетплейса в промышленную эксплуатацию ограничиться исключительно Томской областью, а будем распространять его на остальные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, заинтересованные в эффективном управлении государственным и муниципальным долгом, а также в своевременном пополнении собственных бюджетов, которые, надо сказать, в большинстве случаев являются дефицитными, а возможности покрытия дефицита за счет федерального бюджета с каждым днем сокращаются.

Не стоит забывать и о реализации поставленных правительством государственных задач в сфере развития цифровой экономики. Как недавно заявил вице-премьер Максим Акимов, власти не только рассчитывают на активное участие регионов в финансировании соответствующих проектов, но и будут разрабатывать KPI по инвестициям в цифровую экономику.

Мы не планируем после запуска маркетплейса в промышленную эксплуатацию ограничиться исключительно Томской областью, а будем распространять его на остальные субъекты Российской Федерации

Дополнительно маркетплейс может быть использован в качестве инфраструктуры корпоративных ценных бумаг, размещаемых и обращающихся в сегменте внебиржевого рынка, эту услугу мы намерены предложить в первую очередь своим клиентам — эмитентам ценных бумаг, реестры которых учитывает «ВТБ Регистратор», а впоследствии и иным заинтересованным эмитентам, нуждающимся в быстром и эффективном решении проблемы пополнения денежных средств за счет облигационного займа.

Таким образом, маркетплейс будет эффективным инструментом как для решения государственных задач так и для ведения коммерческой деятельности.

Эльман Мехтиев: То есть вы считаете, что субъекты Российской Федерации пойдут на выпуск таких облигаций, и с учетом опыта Томской области это будет успешным примером? Это та самая ниша, в которой вы нуждаетесь?

Артем Бабинков: Именно так. Причем, если мы правильно понимаем, на такой эффект рассчитывает и Банк России, продвигая проект «Маркетплейс» и развивая с его помощью российский финансовый рынок.

Эльман Мехтиев: Получается, что проект «Маркетплейс» позволит вам продвинуться немного дальше в том, что вы и так делаете неплохо?

Артем Бабинков: Да, безусловно.

Эльман Мехтиев: На ваш взгляд, насколько это увеличит базу ваших клиентов — физических лиц?

Артем Бабинков: Конкретные данные сейчас назвать не могу. Однако регистраторы исторически умеют эффективно работать с розницей. Сейчас в «ВТБ Регистраторе» в обслуживаемых реестрах открыто около 1,8 млн счетов зарегистрированных лиц (включая физических и юридических лиц). Мало кто из профучастников может похвастаться такой базой. «ВТБ Регистратор» создал около 50 филиалов по всей России, а дополнительно к этому существует развитая трансфер-агентская сеть. Лицензионное программное обеспечение позволяет совершать операции с ценными бумагами и по лицевым счетам онлайн 24 часа в сутки.

Поэтому для нас увеличение количества лицевых счетов или принятие дополнительных реестров ценных бумаг на обслуживание — не проблема, а возможности масштабирования бизнеса на территорию Российской Федерации ничем не ограничены. Иначе говоря, нам потребуются всего лишь дополнительные серверы для хранения информации, и, возможно, придется увеличить количество работников, не более того.

Эльман Мехтиев: Насколько я помню, в маркетплейсе есть витрина, платформа, поставщики продуктов и регистратор финансовых транзакций. А вам нужна такая витрина? Вы прекрасно работаете с Томской областью. Кто в данном случае будет витриной — вы сами или кто-то другой?

Артем Бабинков: Задача интернет-витрины — это лидогенерация, поиск и привлечение клиентов, под которыми в проекте «Маркетплейс» понимаются потенциальные инвесторы или покупатели, заинтересованные в приобретении ценных бумаг.

Такие задачи уже сейчас выполняет, например, специальный сайт Томской области, посвященный облигациям, будет выполнять и сайт «ВТБ Регистратора», а также иные витрины, с которыми удастся договориться.

Закономерность очень простая — чем больше витрин, тем больше трафик инвесторов, тем выше продажи ценных бумаг.

Таким образом, указанные витрины нужны в первую очередь эмитенту ценных бумаг, а наша задача — построить с ними правоотношения, подключить к маркетплейсу и организовать процесс таким образом, чтобы потенциальные инвесторы, которые зашли с такой витрины, приобрели посредством платформы маркетплейс ценные бумаги конкретного эмитента.

Эльман Мехтиев: А сейчас вы торгуете или «ни-ни»?

Артем Бабинков: Регистратором это запрещено. У нас есть нормативные ограничения, закрепленные законодательством о рынке ценных бумаг, которые запрещают нам совмещать виды деятельности на рынке ценных бумаг. Вписаться в эти законодательные ограничения — наша дополнительная задача по проекту, чтобы в итоге наш маркетплейс не был признан брокерской или дилерской деятельностью.

Поделюсь информацией: мы успешно решили эту задачу, в том числе при помощи и поддержке Банка России, поэтому маркетплейс не подразумевает возможностей «ВТБ Регистратора» совершать от имени и по поручению эмитента или инвестора сделки с ценными бумагами.

Эльман Мехтиев: Вы планируете работать с одной или с несколькими витринами?

 

Артем Бабинков, «ВТБ Регистратор». Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Артем Бабинков, «ВТБ Регистратор». Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

 

Артем Бабинков: Мы будем работать с теми, кто захочет к нам присоединиться. Свойства программного продукта электронной торговой платформы позволяют подключать любое количество витрин по API.

В данный момент нашими партнерами согласились быть Cbonds, banki.ru, то есть те, кто имеет собственную клиентуру, к кому заходят потенциальные инвесторы, которые будут заинтересованы в новых финансовых продуктах. Мы хотим воспользоваться их услугами в качестве каналов лидогенерации.

Эльман Мехтиев: Каким образом вы будете делить деньги с витриной?

Артем Бабинков: Сейчас по классической схеме эмитент нанимает агентов по размещению и платит им агентское вознаграждение в виде определенного процента от проданных агентом ценных бумаг.

Мы договорились на этапе «пилота», что если клиенты придут через интернет-витрину, то эмитент заплатит часть вознаграждения нам за организацию инфраструктуры, а мы уже заплатим витрине как агенту за привлечение клиента. Размер вознаграждения обсуждается, торг уместен.

Эльман Мехтиев: То есть разговор витрины о деньгах идет не с вами, а с эмитентом?

Артем Бабинков: Точнее, разговор о вознаграждениях идет и с нами, и с эмитентом, поскольку именно «ВТБ Регистратор» является оператором маркетплейса, который будет выстраивать правоотношения с интернет-витринами.

Если рассказывать упрощенно, то процесс покупки ценной бумаги на маркетплейсе, в том числе через витрины будет выглядеть примерно следующим образом.

Для начала эмитент должен зарегистрировать выпуск ценных бумаг, регистратор в соответствии с обязательствами по договору на ведение реестра эти ценные бумаги должен зачислить на эмиссионный счет эмитента, а далее эмитент интегрируется регистратором в маркетплейсе и ждет, с какой витрины придет инвестор и купит ценные бумаги.

Инвестор заходит на сайт витрины, выбирает ценные бумаги эмитента, перенаправляется для прохождения удаленной идентификацию через ЕСИА (здесь подключается агент по идентификации — банк-партнер, который вправе проводить идентификацию для целей ПОД/ФТ), а далее онлайн заполняет и направляет документы, необходимые регистратору для открытия лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг.

С момента направления указанных документов регистратору выбранные инвестором ценные бумаги резервируются на определенное время до поступления оплаты.

После открытия регистратором лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг инвестор становится «зарегистрированным лицом» и получает право оплатить ценные бумаги. Для этого ему предоставляется возможность оплаты без комиссии, если у инвестора имеется банковский счет, открытый в банке-партнере, либо с комиссией, если пользоваться услугами банка-партнера он не имеет возможности или не хочет по каким-либо причинам.

После подтверждения банком оплаты инвестором ценных бумаг они зачисляются регистратором по распоряжению эмитента на счет зарегистрированного лица в реестре, после чего сделка купли-продажи считается завершенной.

Эльман Мехтиев: А если он идентифицирован не в банке, а в МФЦ, вам этого недостаточно?

Артем Бабинков: Законодательство о ПОД/ФТ говорит о том, что при приеме на обслуживание каждый из профучастников должен идентифицировать его для себя. Клиент идентифицируется для целей МФЦ, а не для целей ведения реестра владельца ценных бумаг. И это только одна из проблем законодательства о ПОД/ФТ, которое, к сожалению, очень сложно адаптируется для бизнес-процессов маркетплейса. Мы пытаемся сейчас разрешить данные проблемы при поддержке Банка России, который нам в этом помогает. Решения есть, они рабочие и будут воплощены в жизнь.

Эльман Мехтиев: Вы говорите, что для расширения вам достаточно поставить дополнительные серверы. Поставив их, вы остановитесь на продаже облигаций или еще какие-то продукты сможете продавать? Понимаю, что у вас жесткое регулирование, но как-то странно ради одного продукта огород городить.

Артем Бабинков: Никто не мешает нам масштабировать маркетплейс для иных финансовых продуктов, существующих на внебиржевом рынке.

Электронная платформа, очень близкая к полноценному маркетплейсу, уже создана «ВТБ Регистратором» и эффективно работает. Заинтересованные лица могут уже сейчас зайти на сайт «ВТБ Регистратора», зарегистрироваться, пройти удаленную идентификацию и открыть лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг онлайн, после чего купить инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, а впоследствии получать всю необходимую информацию о своих инвестициях и о других финансовых продуктах в личном кабинете онлайн 24 часа в сутки.

После успешного внедрения маркетплейса можно будет заняться теми же акциями, например.

Эльман Мехтиев: Но в любом случае речь идет о внебиржевых продуктах?

Артем Бабинков: Да. Финансовые продукты, которые доступны бирже (деривативы, пара рубль/евро, фьючерсы, драгоценные металлы) не для нас.

Правовой статус выписки из РФТ пока нигде не определен, в связи с чем оценить ее правовое и практическое значение с позиций профессионального участника рынка ценных бумаг пока затруднительно

Кроме того, в нашем маркетплейсе не будет правил листинга и, наверное, самое важное для инвесторов, не будет посредников с их комиссиями — брокеров или дилеров, поскольку мы соединяем заинтересованного инвестора и эмитента посредством электронной платформы напрямую.

Эльман Мехтиев: Если маркетплейс, как планируют сейчас, запустят в феврале, вы готовы к запуску, допустим, в январе или вы будете обязаны сделать это только в марте?

Артем Бабинков: Насколько мы понимаем, Банк России не устанавливает какую-то очередность, однако, будучи модератором проекта, сам определяет, кто из его участников в какой степени готовности находится. Может быть, мы даже раньше запустимся, чем наши коллеги, работающие над другими маркетплейсами, например — в декабре. Судите сами, у нас уже есть готовая площадка по инвестиционным паям, и она успешно работает. Мы еще до маркетплейса были тесно интегрированы по основным бизнес-процессам с Томской областью. Разработка программного обеспечения выходит на финальную стадию, оформление правоотношений с контрагентами, как и разработку единых правила электронной торговой площадки, мы планируем закончить в этом году.

Эльман Мехтиев: Вы все равно будете работать с регистратором финансовых транзакций? Вы — регистратор и там регистратор. Как быть в этой ситуации?

Артем Бабинков: Оценивать сущность РФТ можно как минимум с двух позиций: в качестве инвестора и в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг. Для меня как для инвестора, например, было бы выгодно получить дополнительный и надежный источник информации, институциональный, «несгораемый», который я мог бы использовать при необходимости в суде при оформлении прав на наследственное имущество в случае невозможности, например, получения информации от регистратора или депозитария, когда сведения о моих инвестициях или ценных бумагах утрачены и в иных ситуациях. Однако у инвестора возникает другой вопрос: сколько будет стоить получение информации из РФТ?

С регистраторами все понятно, для них существуют нормативные предписания Банка России о максимальной плате, взимаемой с зарегистрированных лиц за предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг, и порядке ее определения. Установлением максимальной платы Банк России делает доступными услуги регистраторов для физических лиц разного достатка и тем самым защищает их имущественные интересы.

Эльман Мехтиев: А сколько физическому лицу будет стоить выписка из РФТ и будет ли Банк России устанавливать размеры максимальной платы для РФТ по аналогии с регистраторами пока не ясно?

Артем Бабинков: Профессиональному участнику рынка ценных бумаг ситуация представляется иной. Законодательством Российской Федерации правовой статус РФТ, как и выписки из РФТ, пока не определен, поэтому правоотношения с ним приходится строить по принципу аналогии закона.

Законодательством о рынке ценных бумаг закреплена обязанность регистраторов предоставлять по требованию зарегистрированного лица выписку из реестра по его лицевому счету. Правовой статус такой выписки понятен, такие выписки принимаются в любых государственных органах, включая правоохранительные и судебные.

В отличие от выписки из реестра по лицевому счету зарегистрированного лица, правовой статус выписки из РФТ тоже пока нигде не определен, в связи с чем оценить ее правовое и практическое значение с позиций профессионального участника рынка ценных бумаг пока затруднительно.

Эльман Мехтиев: Спасибо за то, что указали на эти вопросы как основные. Для успеха вашего проекта это цена за услуги. Может быть, стоит вынести на публичное обсуждение, что будет с ценой, тем более что сейчас мы можем только прогнозировать, какой будет поток.

Артем Бабинков: Вопрос не столько в цене для нас, он прежде всего важен для физических лиц, тем более имеющих небольшой доход. В настоящее время, когда физическое лицо приобретает ценные бумаги Томской области, оно платит только за номинал ценной бумаги. Остальные комиссии (комиссии регистратора, платежного агента) компенсирует эмитент. Для Томской области такое ценообразование — вопрос многолетнего доверия к власти, поэтому местное население доверяет соответствующему продукту уже более десяти лет.

При разработке концепции маркетплейса мы закладываем те же основы, поэтому ценообразование издержек партнеров, включая РФТ, должно быть прозрачным и понятным, от этого в итоге зависят параметры эмиссии ценных бумаг.

Эльман Мехтиев: У вас хорошо отстроенный бизнес, вы даже говорите, что можете сами построить лидогенерацию, то есть вы можете построить свою экосистему. И вдруг вы идете в чужой проект, в маркетплейс. Почему?

 

Эльман Мехтиев, АРБ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Эльман Мехтиев, АРБ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

 

Артем Бабинков: У нас действительно хорошо отстроенный бизнес, и мы строим экосистему, а маркетплейс рассматриваем как один из ее элементов, в том числе как идеологию дистрибуции. Мы ожидаем получение синергетического эффекта от этого. Мы рассчитываем, что за счет каналов маркетплейса мы продвинем и наши традиционные услуги — ведение реестра владельцев ценных бумаг, оказание услуг счетной комиссии, выплату доходов по ценным бумагам и пр.

Эльман Мехтиев: Вы очень логично рассказываете о собственном пути развития. Мне кажется, вы хотите сэкономить время за счет того, что Банк России двигает рынок в этом направлении. Если бы Банк России не толкал, вы бы не пошли по этому пути?

Артем Бабинков: Однозначно пошли бы. Может быть, чуть позже.

Надо сказать отдельное спасибо Банку России за то, что при разработке проекта маркетплейса он в определенный момент спросил и у «ВТБ Регистратора», можем ли мы что-то интересное предложить рынку. К этому моменту мы уже параллельно основному виду бизнеса начали активно развивать услуги корпоративного консалтинга, например помогать акционерным обществам с подготовкой проектов корпоративных решений, особенно если это крупные сделки, или с заинтересованностью; выполнять услуги корпоративного секретаря, готовить документы общих собраний «под ключ», разрабатывать эмиссионные документы, сопровождать регистрацию выпусков ценных бумаг в Банке России и пр.

Мы упаковали весь этот функционал в «единый комплекс корпоративного консалтинга», и это позволило нам выйти в какой-то момент на мероприятия по финансовой грамотности, проводимые Банком России. Мы тогда рассчитывали, что заявим о себе не только в традиционном инфраструктурном институте, осуществляющем исключительно ведение реестра, но и как о компании, которая дифференцирует услуги и предлагает рынку новые виды услуг. Мы считаем, что у нас получилось, поэтому нас и пригласили в маркетплейс.

Эльман Мехтиев: А кто для вас конкуренты? Я не прошу назвать имена. Может, завтра появится кто-то другой и он будет делать то же самое?

Артем Бабинков: Позиция Банка России, если мы правильно понимаем, заключается в том, что маркетплейсов должно быть много и витрин должно быть много. Конкурентами смогут стать те инфраструктурные институты, которые сделают собственный маркетплейс. Таким образом, от конкуренции нам не уйти, и мы хотим быть среди лидеров.

Эльман Мехтиев: Тогда подскажите рынку. Надо сидеть и ждать, пока вы набьете шишки, или бежать впереди паровоза?

Артем Бабинков: Хотел бы на эту часть ответить фразой Уоррена Баффета. «Время является другом прекрасному бизнесу и врагом посредственности». Мы хотим, чтобы бизнесы, в том числе новые и инновационные, развивались на финансовом рынке и будем максимально их продвигать и поддерживать.

Эльман Мехтиев: Прекрасное завершение беседы — время есть, и его нужно использовать, иначе останешься ни с чем. Спасибо.



Читайте также