Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Медпункт соседствует с управлением рисками
01.11.2008

Медпункт соседствует с управлением рисками

Собственный медпункт среди других банковских подразделений — такое встретишь нечасто. О любопытном опыте корреспонденту «БО» рассказал Максим Беленикин, руководитель группы социальных программ департамента персонала и корпоративного развития банка ВТБ 24.


— Максим, медпункты есть далеко не во всех банках, наверняка, в том числе и потому, что многие сомневаются в том, что они здесь действительно нужны.

— Знаете, идея создания медпунктов на базе предприятий не нова, она логично вытекает из того, что в крупных компаниях, к какой бы сфере они ни относились, трудится большое количество людей, которым может понадобиться медицинская помощь. От того, как своевременно и квалифицированно им будет оказана первая помощь, зависит и все последующее лечение.

При этом медпункт является одним из звеньев системы добровольного медицинского страхования (ДМС). Медицинские пункты занимаются не только оказанием первой помощи сотрудникам, но и являются координационными центрами при распределении заболевших по лечебным учреждениям, к которым они прикреплены по программам ДМС. Работники медпунктов осуществляют прямую и обратную связь между страховой компанией, поликлиниками и банком. Это весьма удобно.

Еще одной положительной стороной нахождения медпункта на территории банка, является тот факт, что работники могут получить минимальный объем лечения, назначенного им в поликлинике, без отрыва от работы. Например: инъекции, капельное введение препаратов, УФ-облучение, перевязки. Для того чтобы получить эти процедуры в самой поликлинике, необходимо потратить как минимум три-четыре часа рабочего времени. Таким образом, банковский медпункт — это серьезная экономия времени наших сотрудников и, соответственно, средство повышения эффективности рабочего процесса.

Масштаб медкабинета в банке может быть разным: от аскетичного пункта до крупного медицинского центра с собственной лабораторией и СПА-процедурами.

— А сколько должно быть человек в отделении или представительстве, чтобы для них создали медпункт?

— Строгое число людей не определено, но думаю, что уже при количестве работников начиная от ста человек необходимо создавать какой-то кабинет. При таком количестве статистически становится более выраженным расслоение по возрастным категориям. Более пожилые сотрудники подвержены более широкому спектру заболеваний, им нужно оказывать поддержку. Не стоит забывать и про сезонные заболевания, которые в больших коллективах могут принимать форму эпидемии. Я думаю, что везде должна быть хоть какая-то медицинская составляющая. Пусть хотя бы и в форме аптечки первой помощи с оптимальным набором препаратов — это необходимо, если руководитель заинтересован в бесперебойной работе офиса.

Самые распространенные у работников банков заболевания — неврологические.

— Но ведь это не только забота, но и ответственность?

— Естественно, и наша задача не только помочь сотруднику, но и свести к минимуму риски возможных последствий медицинских манипуляций. Поэтому сотрудники медпункта несколько ограничены. Они не проводят лечение в широком понимании этого слова, а сориентированы только на оказание первой медицинской помощи.

Хотелось бы обратить внимание на то, что медпункт — это структура, вынесенная за рамки медицинского учреждения на территорию банка. Она работает через программу ДМС. То есть, по сути — это медицинская услуга, предоставляемая страховой компанией посредством договора ДМС. Поэтому все медицинские манипуляции врач медпункта может проводить только на основании направления поликлиники или стационара. Полномочия врача в части оформления документов ограничены выпиской справок в бассейн, некоторых видов рецептов и направлений на обследование.

Кстати, о направлениях. Наши врачи, оказывая первичную помощь пациенту, контролируют, куда прикреплен каждый из конкретных сотрудников, самостоятельно или через куратора страховой компании связываются с регистратурой поликлиники, сообщают первичный диагноз, записывают пациента на прием и уже, соответственно, не к врачу общей практики, а к узкому специалисту или на конкретное обследование. За счет этого мы экономим время сотрудника, которое он затратил бы как минимум на одну-две поездки в поликлинику, для того чтобы записаться и сходить на прием к терапевту и получить направление от него.

Наличие медпункта сказывается не только на экономии времени и повышении эффективности труда сотрудников. Это может быть и дополнительным элементом их мотивации. Работники видят заботу о себе, тем более если они пришли к нам из банков и организаций, где ничего подобного не было.

— И все же, где четкая грань между помощью в медпункте и в поликлинике? Какую таблетку дадут, а какую нет, с чем стоит идти в медпункт, а с чем нет?

— Дело в том, что обратиться сюда можно с абсолютно любой проблемой. Как решится вопрос, зависит от каждого конкретного случая в отдельности. Если это будет порез или легкая травма, мы оказываем первую оперативную помощь, и сотрудник может вернуться на свое рабочее место. Подразумевается, что он может обращаться впоследствии на перевязку. В случае постановки более тяжелых диагнозов после оказания первой помощи пациент направляется в лечебное учреждение.

Препараты и расходные материалы также закупаются только для оказания первой помощи. Мы не заказываем сильнодействующие препараты для лечения, а приобретаем только те, которые можно купить в любой аптеке без рецепта. Если человеку назначили транквилизаторы либо иные сильно действующие препараты, то он волен их употреблять и без участия медпункта.

Я не могу утверждать, что наше решение по организации медицинского пункта является единственно возможным и неоспоримым. Мы не исключаем, что может быть и иная точка зрения. Масштаб и статус медицинского кабинета в банках может быть разным: от аскетичного небольшого кабинета со столом и стулом до крупного медицинского центра на базе учреждения с кабинетами релаксации, мануальной терапии, собственной лабораторией и СПА-процедурами. Все зависит от того, насколько руководство банка готово освоить определенные средства на организацию подобных проектов. Не секрет, что это довольно затратное мероприятие. Нельзя забывать о рисках возникновения медицинских осложнений, которые могут быть увеличены в разы. Неизбежно возникнет вопрос о легализации и лицензировании центра. Расходы на персонал и содержание медицинского центра могут превысить ожидаемый эффект от его работы. Поэтому в нашем банке мы решили реализовать оптимальную, на наш взгляд, идею создания медицинских подразделений в виде медицинских пунктов.

СПРАВКА.БО

Количество обращений

В медицинский кабинет головного офиса банка ВТБ 24 на улице Мясницкой, где работает около трех тысяч человек, в день в среднем обращается 18 сотрудников. В офисе на Днепропетровском проезде чуть меньше — примерно 15 человек в день.

— Однажды мне довелось побывать на коксовом предприятии, где в глаз мне попала коксовая шихта. В местном медпункте врач рассказала, что это основная причина обращений. А на что в основном жалуются банкиры?

— Самые распространенные заболевания у работников банковского сектора — это заболевания и расстройства центральной и периферической нервной системы — неврологические заболевания. Работа в банке — это интеллектуальный труд, связанный с хроническим, постоянным стрессом. Добавим к неврозам и невралгиям малоподвижный образ жизни и, как следствие, ожирение, заболевания сердечно-сосудистой системы в более зрелом возрасте. Постоянная работа на компьютере ведет к неизбежным зрительным расстройствам и снижению зрения. Из этих факторов складывается более или менее полная картина заболеваний банковских и офисных сотрудников. Но, естественно, спектр обращений более широк. В осенне-зимний сезон превалируют жалобы на простудные заболевания, весной и летом идут обращения, больше связанные с нарушением в желудочно-кишечной системе. В медицине это называется «сезонные обращения». В данный момент мы проводим вакцинацию от гриппа для всех желающих работников.

Считать нужно не расходы, а потери организации в случае неоказания своевременной медицинской помощи.

— А травматизм в банке, наверное, пониженный?

— Травматизма, действительно, мало, практически нет. Если он и присутствует, то связан с тем, что в банке идет ремонт, и какие-то травмы иногда могут получить рабочие-строители. Мы оказываем первую помощь всем, кто работает в пределах здания банка, независимо от того, являются ли они штатными сотрудниками или работают по договору (уборщицам, техническим служащим, работникам столовой, сотрудникам охраны). Просто если произошел какой-то серьезный случай с внештатным сотрудником, мы не задействуем систему ДМС, а обращаемся к муниципальным службам, например «03».

— Расскажите об уровне подготовки персонала в медпункте, какие к нему предъявляются требования?

— В каждом из двух медпунктов ВТБ 24 работают дипломированные терапевты, которыми мы очень довольны. Доктора трудоустроены не в банке, а в лечебном учреждении и, соответственно, также отчитываются не только перед нами, но и перед администрацией клиники. Когда подбирали персонал, был большой конкурс, помимо квалификационных требований учитывалась способность доктора работать в офисе. Банковские сотрудники — это специфический контингент пациентов. Врачу нужно быть готовым к разным ситуациям. Искали людей с высокой стрессоустойчивостью, способных много слушать. Отчасти психолога. Известно, что каждый хороший врач должен обладать психологическими навыками. Банкиры отличаются структурированным мышлением, они оперируют только точными значениями, дружат с Excel, много работают, порой с восьми и до восьми и даже больше. Так как они несколько ограничены в доступе к посторонней информации, то за любой справкой обращаются к Интернету, а там, как известно, не всегда можно получить достоверные знания. В итоге все это формирует определенный вид сознания банковского работника, о котором нужно знать и соответственно реагировать. Люди приходят и говорят: у меня такая-то болезнь и я знаю, как ее лечить. Врач медпункта должен выслушать человека, корректно дать ему понять, что он, может быть, не совсем прав.

И опять же, банк развивается очень бурно, это влияет на интенсивность рабочего графика, люди работают напряженно, и это выливается во все виды нервных расстройств. Конечно, в этой ситуации врач становится и психологом, и отдушиной: ему жалуются и на начальника, и на завал в работе, и на тяжелую жизнь. И вот уже прошло два с половиной года, за все это время никаких нареканий или жалоб на врачей ни у кого не было.

Кроме подбора квалифицированного и приятного персонала для нас было важно создать в самом медицинском кабинете уютную домашнюю атмосферу, располагающую к беседе и релаксации. Мы посадили в кабинете много зелени, и врач сама ухаживает за растениями.

Врач в банке становится и психологом, и отдушиной: ему жалуются и на начальника, и на завал в работе, и на тяжелую жизнь.

— Сколько нужно потратить, чтобы создать медпункт в банке с нуля?

— Создание медицинского кабинета — это слишком индивидуальный вопрос, который зависит от размера, статуса, задач, оборудования медпункта. Смета строительства — это тоже, сами понимаете, вещь очень субъективная. Когда мы обустраивали медпункт, председатель правления Михаил Задорнов проявлял к нему повышенное внимание и дал установку не экономить. Поэтому я был капризным заказчиком, стараясь сделать все на высоком уровне и соблюсти все стандарты и требования, выбирал лучшие из расходных материалов, а это недешево. Ведь даже плитка в медпункте должна быть не обычной, а устойчивой к действию дезинфицирующих средств.

СПРАВКА.БО

Медицинский пункт ВТБ 24 был создан в 2006 году. Два с половиной года он работает по тому же графику, что и все остальные сотрудники банка: каждый будний день с 9 до 18 часов. Департамент персонала совместно с управлением делами банка создал медпункт с нуля, правда, в том же помещении, где раньше также находился медицинский кабинет, который обслуживал интересы арендаторов здания.

Также у банка есть еще одно медицинское подразделение в представительстве головного офиса ВТБ 24 на Днепропетровском проезде (метро «Южная»). В связи со значительным приростом численного состава сотрудников резервы для размещения работников в головном офисе, расположенном на Мясницкой, исчерпаны. Это диктует необходимость открытия новых представительств головного офиса с большим количеством персонала — от 300 человек.

— А сам Михаил Задорнов в медпункт ходит?

— Знаете, он, к счастью, человек здоровый. Но в любом случае у меня сотрудники всегда хранят врачебную тайну, в том числе и от меня. В банке это очень важно, и то, что люди говорят в кабинете врача, за его пределы не выходит. Здесь ведь работа ответственная, с деньгами, с ценными бумагами, коммерческой информацией.

— И все же вернемся к расходам. Если отвлечься от создания медпункта, каков примерный объем средств на его содержание и входят ли эти средства в оплату ДМС, или это отдельная статья расходов банка?

— Ежемесячные расходы складываются в основном из закупок лекарств. Но здесь трудно считать среднее, ведь можно покупать базовые или аналоговые препараты, стоимость которых может отличаться в несколько раз. Расходы на покупку оплачиваются страховой компанией в рамках ДМС. Мы как банк должны спланировать объем и список лекарств, но закупать их самостоятельно мы не можем, потому что они относятся к непрофильным расходам.

— Если практически все расходы проходят в рамках ДМС, а дополнительных средств банк почти не тратит, то получается, что главное — просто создать этот кабинет, а дальнейшие расходы просто перераспределяются в рамках ДМС?

— Получается примерно так, но это, опять же скажу, лишь один из вариантов организации медпункта. А вообще, я бы мерил другими категориями. Считать нужно не то, как и насколько расходы на медпункт меняют общий объем расходов на ДМС, а сколько времени, которое сотрудники могли бы тратить на поездки по больницам, они плодотворно работают. Скольким мы успеваем помочь еще в продромальный период, после чего они выздоравливают и ни в какую поликлинику — даже один раз — им обращаться не нужно. Я сам приболел сегодня, пришел к доктору, и через два часа у меня уже нет ни кашля, ни насморка. А если бы я терпел до вечера и завтра оформил больничный?.. Считать нужно не расходы, а потери организации в случае неоказания своевременной медицинской помощи — в этом я убежден.

— А в связи с кризисом не придется как-то ужать это направление социальной политики?

— Нет, и даже скажу более — мы планируем поднять зарплату нашим врачам. Мы заинтересованы в них и хотим дополнительно мотивировать. Мы хотим, чтобы они работали именно у нас. Несмотря ни на какие кризисы, эту программу мы сворачивать или урезать не собираемся.






Новости Релизы