Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В марте, после ухода из России Visa и MasterCard, россияне стали массово оформлять карты китайской платежной системы Union Pay в надежде вернуть привычный функционал оплаты. Но уже в апреле стали поступать сообщения о трудностях расчетов картой за границей. Разберемся в том, какова ситуация сегодня, какие перспективы у платежной системы из Китая и способна ли она полностью заменить ушедших западных игроков
Уход западных МПС не повлиял на карточные платежи внутри России, а чтобы держатели карт не испытывали трудностей в расчетах после истечения срока действия карт, многие банки сделали их бессрочными. При этом стали невозможными как оплата подписок на зарубежные сервисы (многие из которых, к слову, тоже покинули российский рынок), так и оплата товаров в заграничных онлайн-магазинах. Выпуск карты китайской платежной системы Union Pay, которая работает в 157 странах, позволила не изменять своим платежным привычкам и иметь возможность пользоваться иностранными сервисами и магазинами.
В апреле сообщалось о проблемах с оплатой за рубежом российскими картами Union Pay, в частности в иностранных онлайн-магазинах: «Такие игроки дают распоряжение банкам-эквайерам не проводить платежи по картам, выпущенным в РФ, вне зависимости от ПС (платежной системы. — Ред.)», — писал «Коммерсантъ».
Проблемы оплаты коснулись и клиентов, выпустивших карты Union Pay в российских неподсанкционных банках. Эксперты отмечают, что торговые точки блокируют страну выпуска карты, а не выясняют, под санкциями сам банк или нет, отметил Дмитрий Вишняков, независимый эксперт на рынке платежных карт. Он также подчеркнул, что «по правилам ПС банки-эквайеры не имеют права дискриминировать карту по стране выпуска», — передал его слова «Коммерсантъ».
Трудности с оплатой за рубежом заметили и в банке «ЗЕНИТ»: «В настоящее время проблема отказа в обслуживании карт Union Pay, выпущенных российскими банками, наблюдается в США. В остальных странах могут наблюдаться точечные отказы в приеме карт у отдельных эквайеров, но в целом клиенты российских банков с таким глобальным ограничением в других странах не сталкиваются», — прокомментировала «Б.О» ситуацию с картами Наталья Тутова, заместитель председателя правления банка «ЗЕНИТ».
Не сталкивались с массовыми проблемами оплаты клиенты Почта Банка: «Мы видим успешные транзакции по картам UnionPay Почта Банка как в России, так и за рубежом», — прокомментировали в кредитной организации и добавили, что «пользователи могут столкнуться с проблемой оплаты с помощью карт Union Pay, так как не все сервисы и интернет-магазины подключены к этой платежной системе».
В российских банках, находящихся под блокирующими санкциями, выпуск карт Union Pay недоступен. Также в POS-терминалах подсанкционных банков нельзя расплатиться картами китайской платежной системы, выпущенных в иностранных банках.
Такое решение Union Pay, вероятно, было принято из-за опасения попасть под вторичные санкции. «Для россиян это ограничение вряд ли на что-то повлияет, потому что коснулось карт Union Pay, выпущенных именно иностранными банками. Скорее всего, Union Pay таким образом снижает риск вторичных санкций», — предположил Егор Кривошея, руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ».
«Ограничение работы UnionPay вряд ли существенно повлияет на рынок. Китайские туристы предпочитают оплату через WePay (WeChat) и AliPay, поэтому ряд крупных ретейлеров, где китайские туристы могут составлять значительную долю клиентов, подключают эти способы оплаты в последние годы. К ним можно отнести, например, ГУМ, ЦУМ и некоторые сетевые розничные магазины», — отметил Егор Кривошея.
Российские банки, выпускающие карты Union Pay
Банк и тип карты |
Место банка в банковской системе по величине активов |
Стоимость выпуска и обслуживания |
Программа лояльности |
Газпромбанк (дебетовая) |
3 |
Выпуск карты — 5 тыс. рублей, обслуживание — бесплатно |
Программа лояльности на выбор:
|
Россельхозбанк (дебетовая кобейджинговая UnionPay — «МИР») |
5 |
UnionPay моментального выпуска — 7,5 тыс. рублей, UnionPay именная — 9,5 тыс. рублей |
Кешбэк до 15% суммы покупок по карте в рамках опции «Выбери свой Cashback» |
Банк «ВБРР» (цифровая кобейджинговая UnionPay – «МИР») |
14 |
Подключение бесплатное, абонентская плата не взимается |
Кешбэк-сервис платежной системы «МИР»:
|
Банк «Санкт-Петербург» (дебетовая) |
18 |
Стоимость выпуска — 5 тыс. рублей. Стоимость обслуживания — 5 тыс. рублей в год, первый год бесплатно |
Бонусы «Ярко» — 0,5% |
Почта Банк (дебетовая) |
20 |
Стоимость выпуска — 5 тыс. рублей. Стоимость обслуживания: 0 рублей при оплате товаров и услуг картой на сумму от 10 тыс. рублей в месяц, в остальных случаях — 399 рублей в месяц |
3% бонусов за покупки в магазинах одежды, обуви, в ресторанах и кафе; 0,5% бонусами за остальные покупки |
МТС-Банк (дебетовая) |
29 |
5 тыс. рублей — при подаче заявки на сайте, 10 тыс. рублей — при подаче заявки в офисе банка. Первые два месяца — бесплатно, далее — 99 рублей или при выполнении одного из условий:
|
Нет |
Банк «ЗЕНИТ» (дебетовая и кредитная) |
31 |
Тарифный план «Премиальный»:
Тарифный план «Престиж»: обслуживание бесплатное при тратах 75 тыс. рублей в месяц, в остальных случаях — 2499 рублей в месяц |
Тарифный план «Премиальный»: до 3 тыс. рублей бонусами. Тарифный план «Престиж»: до 5 тыс. рублей бонусами |
Банк «Русский Стандарт» (кредитная) |
38 |
499 рублей — ежемесячная плата за выпуск и обслуживание карты. Бесплатное обслуживание при сумме покупок от 50 тыс. рублей в месяц |
До 10% кешбэк в трех востребованных категориях. До 25% скидки и кешбэк у партнеров. Кешбэк 1% за остальные покупки |
КБ «Солидарность» (дебетовая) |
54 |
Выпуск именной карты — 3 тыс. рублей, неименной — 2,5 тыс. рублей |
До 4% на остаток |
Примсоцбак (дебетовая) |
79 |
Выпуск карты — 3 тыс. рублей. Стоимость обслуживания — 6 тыс. рублей в год |
3% на остаток |
Банк «Приморье» (дебетовая и кредитная) |
134 |
Выпуск карты — 3 тыс. рублей. Стоимость обслуживания карты при сумме покупок по карте: • до 20 тыс. рублей в месяц — 500 рублей в месяц; • от 20 тыс. рублей в месяц — бесплатно |
Нет |
Источник: Union Pay
В большинстве банков, представленных в таблице, карты Union Pay можно выпустить как в цифровом варианте, так и на физическом носителе. Но чему клиенты отдают предпочтение? На вопрос «Б.О» в банке «ЗЕНИТ» ответили, что их клиенты «перестраховываются» и дополнительно к цифровой выпускают физическую карту: «В основном в банке “ЗЕНИТ” преобладают физические карты Union Pay. В текущей ситуации клиенты предпочитают иметь с собой “пластик” и, даже если они выпустили цифровую/виртуальную карту, все равно дополнительно заказывают физический носитель», — сообщила Наталья Тутова.
В Почта Банке клиенты охотнее выпускают виртуальные карты: «На данный момент Почта Банк выпустил около 200 тыс. карт Union Pay, более 80% из них — виртуальные. Стабильный спрос на них сохраняется, ежедневно мы выпускаем порядка 10 тыс. карт», — прокомментировали в пресс-службе банка. Также в банке поделились статисткой транзакций по выпущенным картам: «С марта по июнь 2022 года клиенты Почта Банка потратили с карт Union Pay около 4 млрд рублей, более 90% из них — за границей и в иностранных магазинах. 40% составили переводы и пополнение электронных кошельков (в том числе в иностранной валюте), 35% — покупки в иностранных магазинах, 17% — снятие наличных за рубежом. Наибольшее количество операций по карте Union Pay совершено в Италии, Турции, ОАЭ, Сингапуре и Нидерландах. В июне средний чек покупок по карте за границей составил 15 600 рублей, сумма снятия наличных — более 26 тыс. рублей». Карты банка также поддерживают NFC-оплату, и организация планирует до конца года запустить Huawei Pay для карт Union Pay.
Спрос на физические носители отмечают в банке «Приморье»: «В настоящее время банк “Приморье” выпускает карты Union Pay только на физическом носителе. Кары пользуются высоким спросом», — прокомментировали в пресс-службе банка. Карты банка поддерживают NFC-платежи, но пока только на территории России. За границей возможность NFC-оплаты будет реализована в ближайшее время, ответили на запрос «Б.О» в банке.
Перенасыщенная информационно-маркетинговая среда вынуждает банкиров использовать дофаминовые стимулы для вовлечения клиентов в регулярный контакт с банком и повышения покупательской активности. Попытаемся осмыслить, оправдана ли такая ставка — с точки зрения не только этики, но и бизнеса, нацеленного на выстраивание долгосрочных лояльных отношений с клиентами
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу