Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Банк был в свое время пионером во многих направлениях работы с физическими лицами, принес новые продукты и технологии, инвестировал в подготовку кадров и воспитал более 16 тыс. российских банковских сотрудников, во многом сформировавших банковский сектор и до сих пор занимающих достойные места в финансовой индустрии.
Пишу эту заметку как бывший сотрудник. Как часто говорят, бывших не бывает. «Выпускников» «Сити» объединяют общая история и корпоративные стандарты, ценности, связи, доверие. У нас есть общий активный чат в «телеге» как площадка для общения и решения вопросов. А в этой заметке я постараюсь выделить те моменты, которые мне и моим коллегам кажутся полезными для финансовой отрасли России.
Ситибанк уже уходил из страны, и история повторяется. Более века назад National City Bank* (NCB), как тогда назывался «Сити», накануне февральской революции открыл первое отделение в Петрограде, затем — в Москве и Владивостоке, а в марте 1920 года закрыл эти отделения.
«Второе пришествие» случилось после распада Советского Союза — 1 октября 1992 года банк открыл представительство в Москве. 1 ноября 1993-го была получена банковская лицензия — первая лицензия американского банка и одна из первых лицензий иностранных банков в России.
Под зонтиком Global Consumer Group, в которую входили кредитные карты и ретейл, розничный бизнес этого века был запущен с открытием первого (а сейчас последнего) отделения на Павелецкой в ноябре 2002 года. Сейчас на наших глазах 22-летняя история розницы Ситибанка в России заканчивается. Надеюсь, что это не навсегда и будет «третье пришествие».
Я получил предложение о работе в «Сити» в декабре 2005 года. До сентября 2008 года отвечал за московскую розничную сеть, поэтому в заметке касаюсь и моего личного опыта. Меня пригласили как специалиста по розничным продажам из FMCG–сектора — у меня был опыт руководства различными направлениями продаж в компаниях «Пепси», «Марс», ББХ. Ситибанку не нужны были сотрудники с опытом работы в российских банках, так как на тот момент большинство из них не занимались активными продажами физлицам.
Что Ситибанк дал нам?
На основе рыночного опыта работы в более чем 100 странах банк принес в Россию активный Wealth Management (управление капиталом клиентов), предлагая физлицам новые и порой сложные для понимания инвестиционные продукты, включая паевые фонды, структурированные ноты, накопительное страхование жизни. Банк обучал инвестициям в широчайший спектр продуктов за рубежом, предложил первую в России премиальную программу лояльности для банковских клиентов — Citigold — с впечатляющим списком выгод (бизнес-залы аэропортов, служба консьерж-сервиса, такси, клубные мероприятия и т.д.). «Сити» впервые на рынке запустил программу страхования кредитной карты от финансовых потерь «Защита вашей карты», страхование жизни держателей карт от несчастных случаев и потери трудоспособности, болезней. За короткое время банк стал крупнейшим агентом по продажам программ страхования жизни (детские и пенсионные программы от AIG Life, где доля собираемых «Сити» премий первого года достигала 50% рынка).
Технологические новинки 20 лет назад включали в себя Citibank Online — лидерский на тот момент инструмент управления счетом через интернет (смартфонов еще не было); инновационный инструмент управления счетом через СМС и e-mail — Citibank Alerting Service, пополнение счета через банкомат и, безусловно CitiPhone — интерактивный и передовой на тот момент сервис телефонной поддержки.
Отмечу, что в Ситибанке была группа качества обслуживания, практики которой разошлись по многим российским банкам. Все эти инновационные для рынка продукты, сервисы, технологии были хорошо встречены в нашей стране и стали настоящим акселератором развития банковской отрасли в целом.
Чем же еще замечателен был Ситибанк в первые годы? Кадрами. Банк мог себе позволить приглашать для развития бизнеса менеджеров с отличным международным опытом и пользоваться лучшими практиками из различных стран — похожих и непохожих. Среди моих первых руководителей и коллег были индиец, аргентинец и немец — в команде было очень много экспатов, как говорящих по-русски, так и не говорящих. Кто-то подсчитал, что в 2007 году в московском ретейле было 55 гражданств — не знаю, так ли это, но похоже на то. Набирали лучших и отлично тренировали. Были суровый отбор и большая программа обучения. В банке был свой словарь, который надо было освоить, чтобы понимать, что тебе говорят коллеги.
Если попробовать перечислить истории успеха «выпускников» «Сити», то нужно будет создать многотомник. Пока это просто заметка. «Выпускники» Ситибанка работают в российских и международных банках. Это наши с вами друзья и коллеги — люди, которые прошли через профессиональное сито одного из крупнейших международных банков.
Российский мобильный банкинг сейчас даст фору банкингу любой страны. При этом я считаю, что надо быть благодарным пионерам, инвесторам, организациям и людям, которые дали и дают нам лучшие знания и технологии. Один из таких институтов — Ситибанк. Очень надеюсь, что розничный банк вернется в Россию и нам будет что предложить на отечественном рынке.
Перенасыщенная информационно-маркетинговая среда вынуждает банкиров использовать дофаминовые стимулы для вовлечения клиентов в регулярный контакт с банком и повышения покупательской активности. Попытаемся осмыслить, оправдана ли такая ставка — с точки зрения не только этики, но и бизнеса, нацеленного на выстраивание долгосрочных лояльных отношений с клиентами
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу