Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Не деньгами едиными жив МСБ
17.10.2016

Не деньгами едиными жив МСБ

В России в целом сформирована и развернута система господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В систему включены многие крупные банки. Однако эффективность мер находится на низком уровне — действующие программы не соответствуют потребностям бизнеса и не учитывают их особенности, уровень осведомленности о принимаемых мерах остается невысоким, а объем господдержки продолжает снижаться. При этом существует потенциал для повышения эффективности мер государственной политики, но выйти на новый качественный уровень можно будет только при разработке и применении новых подходов к системе поддержки


Количество в качество

В Российской Федерации сформирована многоуровневая система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включающая в себя широкий круг инструментов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки. Банковского сектора непосредственно касаются программа Корпорации МСП и регуляторные нормы ЦБ по стимулированию выдачи кредитов МСП.

С участием банков или самостоятельно власти успели опробовать формы поддержки, широко применяемые за рубежом. Это гранты на начало собственного дела, создание бизнес-инкубаторов и технопарков, предоставление микрозаймов и гарантий по кредитам, инструменты информационно-консультационной поддержки предпринимателей. На реализацию этих мероприятий в 2013-2014 годы из средств федерального бюджета было выделено около 200 млрд рублей. Однако объем выделяемых на поддержку предпринимательства средств сокращается: в 2013 году он уменьшился на 7%, а в 2014-м — уже на 28%.

На фоне сокращения финансирования на первый план вышли вопросы эффективности. Сами предприниматели в ходе опросов указывают несколько основных проблем:

• бизнес слабо осведомлен о программах поддержки;

• программы слабо диверсифицированы — большинство направлено на финансовую, имущественную и юридическую помощь, при этом не охватывают вопросы, связанные с продажами, продвижением и стратегическим планированием;

• при разработке мер государственной поддержки не всегда учитываются особенности и специфика субъектов МСП.

Причина неэффективности

Будет ли программа успешна, зависит от многих факторов.

Во-первых, показателем эффективности служит уровень осведомленности о ней субъектов МСП. Согласно замерам Аналитического центра НАФИ, 64% предпринимателей не знают ни об одной мере государственной поддержки. О каких-либо программах информирован каждый четвертый предприниматель (24%). Опыт использования мер поддержки находится на еще более низком уровне (программами поддержки пользовались не более 10% всех опрошенных).

Во-вторых, эффективность зависит от соответствия программы реальным потребностям предпринимательского сообщества. В последних опросах 28% представителей МСП заявили, что нуждаются в знаниях в сфере продвижения товаров и услуг, а также в части PR и маркетинга. Еще 14% заявили, что хотели бы получить дополнительные знания и информацию в сфере стратегического и финансового планирования. При этом на сегодняшний день большинство действующих программ направлено только на финансовую и имущественную поддержку.

В-третьих, при разработке программ и инструментов поддержки не всегда учитываются особенности малого и среднего бизнеса как самостоятельного экономического агента. Ввиду небольших размеров каждое пятое предприятие (20%) не может позволить себе иметь в штате юриста или бухгалтера, еще 19% вынуждены привлекать внешних консультантов. На фоне сложных бюрократических процедур при отсутствии соответствующих специалистов самостоятельно получить ту или иную меру поддержки достаточно сложно.

Усложняется ситуация невысоким уровнем финансовой грамотности предпринимателей и незнанием ими своих прав. Например, частью системы поддержки предпринимателей выступает институт по защите прав субъектов МСП. Однако по результатам опроса только 12% бизнесменов знают, куда обращаться в случае нарушения. При этом лишь половина из них смогли указать название конкретных организаций. Реальная ситуация: предприниматель зарегистрировал ИП, однако при регистрации была допущена ошибка, и бизнесмену открыли не одно, а два ИП. Спустя некоторое время банк, в котором предприниматель открыл счет для своего бизнеса, обратил внимание на ошибку и блокировал счет как подозрительный. В том же банке у предпринимателя была ипотека, оплачивать которую он не смог из-за блокировки текущего счета. В течение трех месяцев предприниматель пытался сам разобраться, по какой причине ему были открыты два ИП, но безуспешно. Обратиться за поддержкой в общественные организации, к Уполномоченному по правам предпринимателя ему не пришло в голову. И только после получения соответствующей информации (случайно) и беседы с работниками общественной организации проблему удалось решить.

Данная ситуация демонстрирует простую истину. С одной стороны, предприниматели не всегда сами проактивны в поисках информации, с другой стороны, в отсутствие свободного времени на первый план выходит потребность получать всю необходимую информацию в систематизированном виде, по принципу «единого окна»; более того, по мнению предпринимателей, данная инициатива должна исходить от государства.

При этом речь идет не столько об отсутствии информационной поддержки предпринимательства, сколько об отсутствии скоординированной политики по отношению к информированию малого и среднего предпринимательства в целом.

Социальная сеть для предпринимателей

Принцип «единого окна» может быть реализован в виде портала для субъектов МСП, интегрирующего информацию по всем вопросам ведения предпринимательской деятельности, а также содержащего информацию для различных групп, например для начинающих предпринимателей, для женщин-предпринимателей, для предприятий сектора АПК и т.д.

Подобный принцип уже реализуется в России как составная часть общего проекта «Бизнес-навигатор» от Корпорации МСП. Но опыт развитых стран показывает, что процессы систематизации информации и ее дальнейшее обновление могут быть неоперативными и, следовательно, мало полезными предпринимателям. Кроме того, такой портал исключает неформальный канал общения, информация по которому, как правило, протекает быстрее.

Инициативы некоторых стран обошли эту проблему за счет сетевого принципа. В Сингапуре (ресурс Spring), в США (ресурс Small Business Administration) и в странах — участницах ЕС (The European Small Business Portal) системы, подобные Бизнес-навигатору, работают как соцсеть. Как правило, им присущи оперативность регистрации (не более часа), наличие актуальной информации по всем важным направлениям ведения бизнеса, а также специальных инструментов для взаимопомощи — то, что не предусматривает Бизнес-навигатор.

Так, сингапурская система Spring оказывает кадровую поддержку своим членам: организация покрывает 90% расходов на обучение кадров, имеет работающих за счет госсредств выездных специалистов, которые занимаются обучением и переподготовкой кадров на территории организации. Кроме того, в рамках данной платформы можно воспользоваться услугами специалистов в сфере маркетинга, бренда, бухгалтерии и др. Европейская система предлагает специальные программы подготовки кадров для предприятий среднего и малого бизнеса. Любой субъект МСП может оставить на платформе заявку на подбор кадров на бесплатной основе. Кроме того, платформа объединяет более 600 партнеров в лице различных компаний в разных странах, готовых сотрудничать с МСП. Также на базе платформы проводятся тендеры для МСП на госзаказы, осуществляется мониторинг безопасности использования ресурсов на предприятии, организуются профессиональные мероприятия и вебинары.

Данные платформы выступают крупной сетью, объединяющей малый бизнес и большие предприятия, что позволяет оперативно находить интересующую информацию, расширять сеть партнеров и клиентов, а также всегда иметь под рукой «скорую предпринимательскую помощь». Безусловно, участие банков в предпринимательских соцсетях крайне важно как минимум в формате информационной поддержки. Уже сейчас в Бизнес-навигаторе Корпорации МСП доступные банки и список их услуг показаны в виде карты с геопозиционированием, что довольно удобно. Тем не менее рынок ждет эффективного канала не только для информирования, но и для консультирования в вопросах господдержки. Со стороны банков — в том числе.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ