Банковское обозрение

Финансовая сфера


16.09.2019 Аналитика
Не взлетела

Банки потратили десятки миллионов рублей на (пока?) неработающую биометрию


Спустя год после запуска Единой биометрической системы в Ростелекоме, операторе проекта, подсчитали, что Системой воспользовались около 1,5 тыс. раз. Между тем крупнейшие банки уже потратили на создание инфраструктуры для сбора биометрии сотни миллионов рублей. Власти в срочном порядке ищут новые направления для ее применения.

Эксперимент по созданию Единой биометрической системы (ЕБС) трещит по швам. А как иначе можно прокомментировать отчет Ростелекома, оператора системы, по итогам первого года работы? С момента запуска ЕБС в июле прошлого года в систему поступило около 10 тыс. слепков голоса и изображений, при этом банковские клиенты за год воспользовались системой лишь 1,5 тыс. раз. Отчет Ростелекома не стал, впрочем, неожиданностью — о том, что клиентам «это не нужно», эксперты и банкиры говорили на протяжении всего этого года, собирались конференции, делились мнениями, выступали с предложениями. Но что толку? В то же время Банк России дважды переносил сроки по обязательному подключению банков к ЕБС — «учитывая сложившуюся ситуацию».

К настоящему времени биометрические данные можно сдать только в отделениях крупнейших банков. Они серьезно потратились на подключение к системе. Недавно в Альфа-Банке, например, озвучили стоимость своего подключения: 1,5 млн долларов. Если взять первую десятку банков, подключенных к ЕБС, то суммарные затраты превысят уже 1 млрд рублей. А ведь подключение продолжается, значит, затраты будут расти. К слову, в том же Альфа-Банке заявили, что инвестиции себя не оправдали.

С одной стороны, рано делать выводы, ведь прошло не так много времени, с другой — в Банке были вынуждены перенести запуск новых сервисов на основе ЕБС. Добавим от себя, что сделанные инвестиции вошли в стоимость банковских продуктов и услуг, которыми мы с вами пользуемся, то есть как минимум они не подешевели. А ведь весь проект с ЕБС задумывался не только для клиентов из удаленных уголков страны и людей с ограниченными физическими возможностями, но и для того, чтобы кратно повысить эффективность банков — чтобы была закрыта часть дорогостоящих физических офисов, например.

Если взять первую десятку банков, подключенных к ЕБС, то суммарные затраты превысят уже 1 млрд рублей

Итак, наши граждане оказались не готовы воспользоваться новейшими технологиями завтрашнего дня. Да, можно, как обычно, во всем обвинять народ, а можно посмотреть и по-другому: организаторы проекта, включая Банк России, не смогли сформулировать четкого ценностного предложения, иными словами, убедить людей сдать биометрию. Зачем? Ведь если человек хочет воспользоваться услугами нового для него банка, ему проще в этот банк прийти ногами. Посмотреть, потрогать, что называется. И ведь речь идет не только о крупных городах, где хороший выбор банков, а об удаленных уголках страны.

Но раз убедить, простимулировать не удается, остается, как это принято в России, обязать. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который обяжет банки обслуживать клиентов в том числе с использованием удаленной биометрической идентификации. Иными словами, речь идет о том, что перед любой сделкой клиента обяжут сдать биометрические слепки. А ведь между тем пока не решен вопрос с безопасностью сданных образцов. Граждане не спешат сдавать биометрию еще и потому, что им никто пока не объяснил, кто будет отвечать в случае, если данные будут украдены или скомпрометированы. Как в случае кражи можно будет восстановить их? Как в случае, условно, с паролем и логином? Устойчивость ЕБС к взломам пока не доказана и не гарантирована, и, похоже, власти не торопятся продвигаться в этом направлении.

В то же время на осень намечен запуск системы для оплаты товаров и услуг с помощью распознавания лица клиента. Этот проект продвигает Ростелеком совместно с одним коммерческим банком. Проект интересный, неясными пока остаются вопросы тарифообразования, ведь для банков запрос в ЕБС платный и составляет немалую сумму — 200 рублей. Эксперты предлагают другие способы стимулировать граждан сдавать биометрию, например для того, чтобы дополнительно защитить свои счета. Посыл тут следующий: если у человека на счете много денег, то он не скупится на дополнительную защиту, тем более что для клиента это бесплатно. Идея неплохая, только сначала, как уже упоминалось выше, необходимо решить вопрос с безопасностью самих данных.

Наконец, постоянно ведутся разговоры, чтобы с помощью биометрии можно было получить доступ к государственным сервисам. К примеру, чтобы с помощью ЕБС граждане могли проходить таможенную проверку в аэропорту без очереди и без контакта с пограничником. Среди других направлений использования ЕБС — регистрация избирателей на избирательных участках. Такой проект разрабатывается в концерне «Автоматика» совместно с Центризбиркомом.

Есть и другие проекты. Жаль только, что теперь мы всем миром пытаемся спасти то, что изначально было мертворожденным. При этом никто не умаляет значения самой технологии идентификации по биометрическим данным. Напротив, технология вполне современная, многообещающая. Только вполне разумным было бы начать с государственных сервисов — там, где спрос на нее устойчивый и где отдача была бы почти мгновенной. А банки и другие финансовые организации подключились бы к ней сами — уже на рыночных условиях. Другими словами, стоило с самого начала идти от спроса.







Сейчас на главной