Банковское обозрение

Финансовая сфера

01.04.2019 Аналитика
Биометрия с преградами

Что мешает появлению цифрового профиля клиентов



Банк России в очередной раз призвал банки к более активному сбору биометрических данных клиентов. Почему этот процесс продвигается так медленно?

Не так давно зампред ЦБ Ольга Скоробогатова раскритиковала банки за недостаточное качество сбора биометрических данных, которое было подтверждено контрольной закупкой со стороны регулятора. «Многие банки отчитались формально, но при этом сама процедура и процесс на клиентской стороне не были отработаны. Мы увидели медленное взаимодействие систем банка с Единой биометрической системой (ЕБС) и Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА)», — заявила она. Критику регулятора вызвало и то, что банки медленно внедряют решения для выполнения требований ЦБ по информационной безопасности.

Действительно, путь биометрии в России труден и тернист: по данным, озвученным Ольгой Скоробогатовой, в настоящее время биометрию собирают 95 банков в 4 тыс. отделений. Но даже спустя семь месяцев с момента старта проекта в ЕБС собрано едва ли несколько тысяч слепков голоса и изображений. Даже после подключения в конце прошлого года к проекту Сбербанка нашлось лишь несколько десятков его клиентов, пожелавших сдать биометрические образцы.

Кстати, предыдущие контрольные закупки, проведенные регулятором, также обнаружили не только различные проблемы в сервисе, но и прямое нарушение законодательства со стороны банков. Происходит это, несмотря на то что к биометрической системе приковано повышенное внимание, поскольку она выступает первым этапом для создания полноценного цифрового профиля гражданина.

Спустя семь месяцев с момента старта проекта в ЕБС собрано едва ли несколько тысяч слепков голоса и изображений

Но можно понять и банки. Так, по экспертным оценкам, стоимость подключения одного банковского офиса к ЕБС составляет от 4 до 6,5 млн рублей. Для банков с базовой лицензией эти суммы оказались неподъемными, и они обратились к регулятору с просьбой сделать для них сбор биометрии не обязательным, а добровольным. В ЦБ эти просьбы услышали. По словам Эльвиры Набиуллиной, главы регулятора, сейчас готовится недорогое облачное решение, которое позволит небольшим региональным банкам подключаться к ЕБС.

Но при этом и крупные банки — из топ-20 — к настоящему времени оснастили биометрическим оборудованием не более двух-трех своих офисов. Бюджеты позволяют, но стимула нет никакого. Ведь, фактически, поощряя и организуя сбор биометрии, банк дает своим клиентам возможность воспользоваться услугами его конкурентов: удаленно открыть вклад или получить кредит в других банках. Поэтому даже те граждане, которые сдали биометрические данные, не всегда могут воспользоваться возможностью системы. В Банке России объясняют это тем, что банки «вводят клиентов в заблуждение»: биометрические слепки собирают, но передают их в свои внутренние системы, а не в ЕБС.

Не снят вопрос и с безопасностью сданной биометрии — основной причиной для беспокойства граждан. Так, в Аналитическом центре НАФИ отметили, что люди, во-первых, не понимают, почему должны делиться сведениями о себе, во-вторых, считают, что данные не защищены (так ответили 54% опрошенных НАФИ респондентов). Напомним, что через месяц после запуска ЕБС регулятор ужесточил требования к безопасности передаваемой информации. Согласно требованиям ЦБ, каждый банк должен установить два криптографических модуля, особое внимание уделено также защите внутренних каналов передачи информации.

Дополнительныю трудности вызывают опасения граждан мистического и конспирологического свойства. Помните, сколько было протестов, когда в России каждому налогоплательщику-физлицу присваивали ИНН? Со схожими проблемами финансовые институты сталкиваются и сегодня. По признаниям представителей Банка России, к ним поступают жалобы от граждан на «число зверя», «Антихриста», и «насаждение кода личности». Конечно, пока биометрия — дело добровольное, на эти жалобы можно и не обращать внимания, но, как только цифровой профиль гражданина станет обязательным, придется учитывать и этот фактор.

Снять основные вопросы с сохранностью данных, как и обеспечить достаточное наполнение базы данных ЕБС, банкам придется в течение этого года. Регулятор пока не пересматривал свои планы по подключению в 2020 году к системе страховых компаний и, возможно, нотариальных контор. К середине этого года регулятор поставил перед банками задачу внедрить биометрию в 60% офисов, а к концу года — в 100% офисов. Однако даже стопроцентное подключение банковских офисов не означает, что база данных будет синхронно наполняться биометрическими данными граждан. Чтобы убедить их сдавать биометрию, необходимо надежно обеспечить защищенность данных, а через ЕБС можно было бы получить доступ не только к финансовым, страховым или нотариальным, но и к государственным услугам, например к оформлению прав на вождение автомобиля. Согласно планам регулятора, это произойдет к 2021 году. Скорее всего, «биометрический прорыв» случится не ранее этого времени.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Присоединяйся к нам в телеграмм