Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Нет резолюции — нет и ответа
12.07.2018 Аналитика

Нет резолюции — нет и ответа

Положение Банка России № 440-П практически невозможно выполнить без автоматизации. Полезные подсказки для банков по организации электронного взаимодействия с ФНС приводят эксперты R-Style Softlab


Вот уже почти год как вступил в силу новый формат взаимодействия кредитных организаций с Федеральной налоговой службой (ФНС), введенный Положением Банка России № 440-П. Однако до сих пор многие банки испытывают трудности при работе с запросами от налоговиков в отношении счетов клиентов. В частности, им приходится практически вручную разбирать мотивировочную часть запроса, они сталкиваются с нехваткой данных для точной идентификации физического лица и т.д. Именно поэтому специалисты компании R-Style Softlab предлагают вернуться к данной теме и подготовили несколько подсказок для кредитных учреждений, которые помогут им посредством автоматизации в полной мере удовлетворить требования регулятора.

Автоматизируйте поиск резолюции в запросе

Как известно, с вводом Положения № 440-П ФНС смогла расширить спектр направляемых в банки запросов по счетам и операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и даже отдельных граждан. Но не на все эти запросы кредитные учреждения обязаны реагировать. Например, предоставлять информацию по физическим лицам финансовая организация должна только в том случае, если эти запросы подтверждены резолюцией руководителя вышестоящего налогового органа. Нет резолюции — смело отказываемся от исполнения запроса и ссылаемся на Письмо ФНС от 29.05.2014 № ЕД-4-2/10322, где подобная «вольность» регламентирована.

Чтобы не разбирать поступающие запросы вручную и таким образом избежать выделения дополнительных человеческих ресурсов и увеличения операционных расходов, кредитному учреждению предлагается воспользоваться первой подсказкой — сделать так, чтобы автоматизированная система для электронного взаимодействия с ФНС сама умела определять наличие резолюции в запросе. С этой целью в ней стоит предусмотреть функциональность для автоматического поиска в тексте запроса определенных ключевых слов. Это могут быть такие слова, как «согласие», «руководитель» и др. Наверняка за истекший год каждый банк получил немало реальных запросов по физическим лицам, поэтому определиться с ключевыми словами будет несложно. Наличие этих слов будет означать, что резолюция в документе есть.

Не нарушайте права граждан при идентификации

Нетрудно представить следующую ситуацию: от ФНС пришел запрос по физическому лицу. Вся необходимая информация о клиенте (имя, фамилия, паспортные данные, ИНН и т.д.) в запросе есть, однако в базе банка нет нужного ИНН или паспортные данные устарели, зато имеется сразу несколько человек, чьи полные имена совпадают. В этом случае банку следует отправить в ФНС ответ о невозможности идентифицировать человека по присланным реквизитам.

Если же проблема идентификации возникнет из-за расхождений в написании фамильно-именной группы в запросе и в базе банка, то, по-видимому, можно говорить об ошибке, допущенной в написании полного имени гражданина либо налоговой службой, либо операционистом самого банка. Но на деле чаще всего оказывается, что речь идет совсем о другом человеке.

Исполнив в отношении неверно идентифицированного клиента распоряжение органа власти, банк тем самым может стать причиной неправомерных действий, направленных, например, на однофамильцев. Подобные проблемы в банках известны и при выполнении других нормативов, например при проверке клиентов на терроризм согласно Закону № 115-ФЗ. Тут для поиска совпадения в банках уже давно используются различные алгоритмы. Но в случае с Положением № 440-П рекомендуется не полагаться на автоматизированные системы и при обнаружении малейших несовпадений ставить такие запросы на ручную обработку, а алгоритм поиска совпадений можно использовать как подсказку для сотрудников банка.

Получайте пользу от баз закрытых филиалов

Давно ли в последний раз банк получал запрос от ФНС на предоставление выписки по клиенту, который обслуживался в подразделении банка, прекратившем свою деятельность пару лет назад? Очевидно, что совсем недавно. А с появлением у налогового органа полномочий запрашивать информацию еще и по физическим лицам подобные случаи и вовсе участились. Вот и приходится банкирам постоянно обращаться к базам закрытых филиалов и искать там нужные сведения.

Вот уже почти год действует новый формат взаимодействия, введенный Положением Банка России № 440-П. Однако до сих пор многие банки испытывают трудности в работе с запросами от налоговиков в отношении счетов клиентов

Перенос информации из баз закрытых филиалов в базы функционирующих офисов — процесс достаточно трудоемкий, но неизбежный. Однако, перенеся однажды всю необходимую информацию или интегрировав путем доработки устаревшие базы в свои IT-процессы, кредитное учреждение навсегда забудет об этой проблеме и сможет получать необходимые сведения посредством АБС или специализированной системы для обмена данными с ФНС.

Поручите АБС процедуру исполнения инкассового поручения

Представим следующую ситуацию: ФНС прислала поручение на списание средств с депозитного счета клиента (юрлица или индивидуального предпринимателя). Предварительно банк получил от ФНС инкассовое поручение на списание средств со счета налогоплательщика, но в тот момент на данном счете не было денег.

Списать денежную сумму с депозитного счета клиента банк может только по окончании срока депозита (с учетом последней пролонгации). После закрытия депозитного счета клиент может перевести свои средства на другой счет. Каковы должны быть действия банка, чтобы он успел выполнить поручение ФНС и удержать необходимые средства в пользу налоговой службы?

Ему нужно сразу по истечении срока депозита перевести нужную сумму с депозитного счета на расчетный и уже с него произвести списание. Решить эту задачу позволяет реализация в АБС процедуры исполнения инкассового поручения, которая сама выполнит все необходимые действия: спишет депозит на расчетный счет, а затем переведет эти средства на исполнение инкассового поручения. Также в АБС необходимо предусмотреть возможность вести список требований к депозитам, осуществлять их учет и отслеживать исполнение.

Сообщайте о неисполнении требований

Следующий совет также касается исполнения инкассовых поручений, а именно необходимости информировать госорган в случае невозможности полностью и в срок исполнить пришедшее от ФНС поручение.

Справиться с этой «бумажной работой» может все та же АБС или решение для электронного взаимодействия с ФНС, если в АБС реализована функциональность для формирования и отправки в госорган сообщений о неисполнении поручений (или частичном исполнении) при их постановке в одну из картотек или в случае частичной оплаты.

Реклама






Новости Новости Релизы