Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Новые реалии ВЭД
14.07.2023 FinCorpАналитика

Новые реалии ВЭД

За последние полтора года под влиянием геополитических факторов участники ВЭД пережили серьезную трансформацию. Сергей Норицин, вице-президент — директор департамента внешнеторговых операций банка «Санкт-Петербург» (БСПБ) рассказал «Б.О» о новых практиках работы с профильными клиентами


— Сергей, в декабре 2021 года БСПБ запустил в Санкт-Петербурге мультиформатную площадку ВЭД 360. Насколько проект показал себя востребованным за эти полтора года, на фоне геополитических катаклизмов 2022-го?

— Основная задача проекта ВЭД 360 — оказать бизнесу поддержку по всем вопросам ведения ВЭД. В 2022 году участники ВЭД оказались в новых реалиях: появились логистические барьеры, в связи с чем экспортерам и импортерам необходимо было оперативно перестраивать действующие транспортно-логистические цепочки, возникли сложности с международными расчетами, и компаниям пришлось искать новые пути для финансовой логистики, а также переориентироваться на новые рынки для сбыта и закупок. Мы смогли оперативно отреагировать на все изменения, быстро адаптироваться к ситуации и найти решения для наших клиентов по всем этим вопросам. Соответствующие решения были представлены в нашем центре ВЭД 360, поэтому мы можем с уверенностью говорить, что проект ВЭД 360 за год с небольшим стал не просто востребованным, но и очень успешным.

Сергей Норицин, вице-президент — директор департамента внешнеторговых операций банка «Санкт-Петербург» (БСПБ)

Сергей Норицин, вице-президент — директор департамента внешнеторговых операций банка «Санкт-Петербург» (БСПБ)

— С прошлого года приоритетной темой для всех участников ВЭД стали международные финансовые транзакции. Как обстоят дела сегодня? Какие основные тренды в расчетах вы фиксируете? 

— Поддержание стабильности международных финансовых транзакций остается приоритетной задачей для участников ВЭД и сегодня. Бизнес постепенно адаптируется к тому, что финансовая логистика уже не будет прежней.

Доллар и евро уходят в прошлое, их заменяют альтернативные валюты, в первую очередь китайский юань и российский рубль.

Появляются новые схемы для расчетов: взаимозачет, бартерные и клиринговые сделки, работа через платежных агентов. Компании важно подобрать для себя оптимальный вариант с учетом специфики работы. Банк «Санкт-Петербург», несомненно, в этом может помочь.

— Появились сложные схемы взаимодействия и расчетов: через платежных агентов в дружественных юрисдикциях, четырехсторонние взаимозачеты. Какова роль банка в их организации? Все процедуры отработаны или приходится их «докручивать» в ручном режиме под клиента?

— Мы очень серьезно подошли к вопросу проработки альтернативных схем расчетов. Для этого были задействованы различные банковские и небанковские структуры — юристы, валютный контроль, служба комплаенса, таможенные органы, партнеры. В каждой схеме есть свои нюансы: как будет происходить движение денежных средств и товаров, какие документы потребуется оформить. Все схемы построены с учетом действующего законодательства и имеющихся ограничений. Участники ВЭД обращаются с разными кейсами, чаще всего мы сразу можем предложить готовое и отработанное решение, но, конечно, иногда приходится прорабатывать схему под конкретный случай в ручном режиме.

— Расскажите, как менялись клиентские запросы в плане предоставления консалтинговых услуг за время существования площадки? Появились ли новые сервисы?

— С начала запуска проекта ВЭД 360 мы предлагаем бизнесу весь спектр услуг для ведения ВЭД: от регистрации компании до работы по внешнеторговому контракту и после нее. При этом мы постоянно расширяем свою партнерскую сеть, что позволяет нам предлагать клиентам новые возможности. В 2022 году у нас появилась новая услуга по регистрации и сопровождению компании за рубежом в самых разных юрисдикциях, по разработке международной структуры, предоставление полного комплекса услуг по брендингу. Если говорить о динамике клиентских запросов, то можно отметить, что всегда оставались актуальными услуги по логистике и таможенному оформлению, поиску и проверке партнеров за рубежом, юридические услуги. На сегодняшний день наибольшее количество запросов мы получаем по регистрации компаний в дружественных юрисдикциях.

— Многим клиентам пришлось менять зарубежных контрагентов, перестраивать бизнес, уходить в другие ниши? Чем банк может помочь этой трансформации?

— Импортерам мы предлагаем услугу по поиску поставщиков в Китае и других странах под запрос клиента взамен поставкам от западных партнеров. Мы поможем найти поставщика, проверить его. Экспортерам предлагаем маркетинговые исследования для выбора новых рынков сбыта, поиск покупателей, оформление всей необходимой разрешительной документации. Всем участникам ВЭД мы помогаем с подготовкой контракта, выстраиванием оптимального логистического маршрута и обеспечением взаиморасчетов.

— Как реализованы поиск и проверка партнеров в иностранных юрисдикциях?

— Услуги по поиску и проверке контрагентов в иностранных юрисдикциях реализованы через наших проверенных и надежных партнеров. В партнерском пуле есть российские и иностранные компании, которые специализируются на определенных рынках. Если говорить о поиске контрагентов, то при поступлении запроса мы общаемся с клиентом, выясняем детали, помогаем сформировать техническое задание, после чего всю информацию передаем партнеру и далее сопровождаем клиента на всех этапах коммуникации с партнером до достижения успеха. Услуга по проверке контрагентов представлена в двух вариациях — это бизнес-справка, которая готовится на основании информационных и государственных баз данных, а также выездная инспекция на различных стадиях производства и отгрузки, аудит.

— В РФ увеличилось количество небольших компаний, в том числе в сфере ВЭД. Изменился ли портрет клиента? Много ли стало новых компаний и в чем сложности работы с клиентами, недавно вышедшими на международный рынок в текущих условиях?

— Большинство средних, крупных и крупнейших участников ВЭД сохранили это направление бизнеса и свои позиции, но при этом переориентировались на новые модели работы или новые рынки закупок и сбыта. Также появился ряд новых игроков, которые в основном пытаются заполнить освободившиеся ниши. Для таких компаний востребованы консалтинговые услуги по ВЭД со стороны банка и содействие по решению нефинансовых аспектов ведения внешнеторговой деятельности: поиск и проверка зарубежных контрагентов, юридическое сопровождение, таможенное оформление, выстраивание логистических цепочек и т.п.

— Какие форматы работы в других странах предлагает БСПБ? Расскажите подробнее о регистрации компаний за рубежом.

— Мы предлагаем услуги по подбору иностранной юрисдикции, созданию международных структур, услуги по регистрации компании и открытию банковских счетов за рубежом, а также дальнейшее комплексное сопровождение деятельности компании, которое включает в себя юридическое и бухгалтерское обслуживание, аренду юридического адреса.

Сергей Норицин, вице-президент — директор департамента внешнеторговых операций банка «Санкт-Петербург» (БСПБ)

Сергей Норицин, вице-президент — директор департамента внешнеторговых операций банка «Санкт-Петербург» (БСПБ)

Если говорить о наших ресурсах, то совместно с партнерами мы помогаем зарегистрировать компанию практически в любой точке мира, здесь все зависит от запроса клиента, его конечной цели.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются Китай, Гонконг и Киргизия.

— С какими необычными кейсами приходится сталкиваться? Отказываете ли вы клиентам, если запросы нестандартные и не слишком рентабельные для банка?

— С учетом изменений, которые произошли и продолжают происходить в сфере ВЭД, большинство кейсов, с которыми к нам обращаются, можно назвать нестандартными. Это и проработка сложных логистических маршрутов, и открытие нерезидентских счетов за рубежом для российских и иностранных компаний, и помощь в решении вопросов с таможенными органами. Детали, к сожалению, рассказать не могу, так как должен соблюдать конфиденциальность. Нестандартные кейсы позволяют нам развиваться, прокачивать свои знания, получать новый опыт, поэтому мы готовы помогать клиентам с любыми запросами.  

— Ведение бизнеса для участников ВЭД очень подорожало. Есть ли какие-то пакетные предложения, выгодные для клиентов?

— Да, конечно, мы всегда анализируем рынок и прорабатываем для клиентов лучшие предложения. У нас есть различные тарифные планы, которые будут выгодны для клиента в зависимости от «географии» работы, объемов, направления деятельности.

В поддержке ВЭД банк индивидуально подходит к потребностям каждого клиента, поэтому наши продукты максимально адаптированы к текущим геополитическим условиям. Пример — тарифный план «ВЭД. Китай», мы его запустили еще в 2020 году, у банка большой опыт работы в китайском направлении. В 2023 году мы сделали апгрейд этого популярного тарифа, согласно новым международным условиям. Сегодня в рамках тарифа «ВЭД. Китай» устанавливаются небольшая фиксированная стоимость переводов в Китай в юанях и льготная комиссия за валютный контроль по операциям в юанях, а также бесплатное открытие и ведение счета в юанях, возможности нескольких надежных банков-корреспондентов для расчетов с материковым Китаем, продленный операционный день — в целом, работа с Китаем «под ключ».

Также недавно появился тарифный план «ВЭД. Рубль» для участников ВЭД, ведущих бизнес с контрагентами из ближнего зарубежья с расчетами в рублях. По этому тарифному плану устанавливается специальная комиссия за валютный контроль в зависимости от оборотов клиента и бесплатно предоставляются уникальные сервисы в интернет-банке. Например, «ВЭД. Alert» — онлайн-сервис, который помогает предотвратить нарушения валютного законодательства и избежать штрафов. Также в сервисе реализована новая опция «Контракты к постановке на учет», она показывает контракты, по которым общая сумма исполненных обязательств приближается к пороговому значению для постановки контракта на учет, предзаполняет за клиента заявление о постановке на учет контракта.

Появился сервис «События ВЭД» — это уникальный онлайн-сервис своевременного и оперативного информирования о важных событиях ВЭД по СМС и электронной почте, который реализован в интернет-банке i2B. Новая технология позволяет предупреждать и информировать о статусе обработки документов валютного контроля и платежных документов в иностранной валюте, о получении нового сообщения от валютного контролера или о запросе дополнительных сведений по документам валютного контроля, о наступлении даты завершения обязательств по контракту и даты снятия контракта с учета банком и пр. События сгруппированы по тематическим пакетам в зависимости от решаемой задачи — таким образом, сервис позволяет выбрать наиболее важные для клиента вопросы и сфокусироваться на них.

Но главное, за каждым клиентом в рамках тарифа вне зависимости от размера бизнеса закреплены персональный менеджер по ВЭД и персональный валютный контролер, с которыми всегда можно связаться по телефону, в чате мобильного приложения или в интернет-банке i2B. Услуги валютного контролера предусматривают постановку контракта на учет за два часа, проведение платежа за полтора часа, помощь в заполнении документов валютного контроля и исправлении ошибок в них.

Таким образом, ВЭД с БСПБ — это не просто выгодно, это очень удобно, большую часть забот можно доверить банку. 

— Предполагалось, что Центр ВЭД 360 станет площадкой не только для проведения клиентских операций, но и для обучения, и общения. Какие форматы востребованы? Чему сейчас необходимо учить клиентов?

— Мы регулярно проводим мероприятия на площадке Центра ВЭД 360 в разных форматах: бизнес-завтраки, семинары, лекции, воркшопы, встречи с представителями государственных органов. Для клиентов это возможность узнать новую информацию от профессионалов, пообщаться с представителями бизнеса для обмена опытом, получить ответы на интересующие вопросы. Мы видим высокий спрос на подобные мероприятия и получаем только положительную обратную связь от клиентов.

С марта 2022 года наблюдается пик обращений новых клиентов в банк, Центр ВЭД 360 стал дополнительной точкой контакта. Это наш офлайн-формат для всесторонней поддержки участников ВЭД.

За полтора года работы сотрудники Центра приняли более 7 тыс. обращений клиентов по следующим вопросам:

  • открытие счетов;
  • проведение платежей;
  • валютный контроль;
  • логистика и таможенное оформление;
  • поиск и проверка контрагентов;
  • выход на новые рынки и т.д.

За это время клиентами ВЭД 360 стали около 600 компаний из более чем 30 регионов страны.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ