Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

23.03.2018 Аналитика
О кирпичах в цифровой экономике

Техническая часть перехода к цифровой экономике уже решена. И, если бы только от нее все зависело, диджитализация давно бы уже произошла



У 70% населения есть смартфоны, и везде есть онлайн-сервисы. Даже в тайге можно пользоваться спутниковым телефоном с нормальной связью, чтобы обмениваться данными в большом объеме.

Для начала дадим определения понятиям, о которых будем говорить далее, чтобы в умных словах не утонул смысл сказанного. Суть цифровой экономики заключается в том, чтобы все участники рынка, а также все материальные и нематериальные объекты, права и услуги одновременно подчинялись трем условиям.

Во-первых, они должны быть представлены в виде некоего оцифрованного образа. Во-вторых, вся история движения любого объекта должна оставлять цифровой след. В-третьих, необходимо, чтобы всеми этими объектами можно было управлять, используя лишь их цифровой образ, что позволит совершать сделки точно так же, как с традиционными материальным вещами или физическими услугами.

Понятно, что на данном этапе в выигрыше находятся те индустрии, где объект естественным образом «слипается» со своим цифровым образом. Поэтому видео и музыка легко ушли «в цифру», а программное обеспечение было цифровым изначально. Различные билеты — авиа-, железнодорожные, проездные, на развлекательные мероприятия — также легко оцифровываются. Они не несут в себе ничего материального, ведь это виртуальная экономика. Гораздо хуже в экономике реальной, где существуют реальные кирпичи, стада овец, морские суда или здания. Здесь возникает необходимость связать вещь в материальном мире с ее цифровым образом, e-паспортом и т.д. Но как это ни назови, оно должно быть неразрывно связано с объектом в материальном мире и однозначно соотносить его с соответствующим образом в нематериальном.

Именно поэтому сейчас наблюдается всплеск интереса по отношению к технологиям, обеспечивающим эту связь. Недвижимость, например, идентифицировать можно по местоположению. А как быть с каким-то грузом или автомобилем? Очевидно, нужны некие мобильные решения. Поэтому технологии, связанные с геопоиском или геолокацией, становятся неотъемлемым атрибутом для перехода экономики в цифровую эру. Еще одним таким атрибутом является реестр уникальных идентификаторов. Он должен однозначно проецировать физическую вещь в цифровой мир. А для того чтобы вся экономика перешла в него, нужно создать большую технологическую обвязку для объектов материального мира, чтобы ими можно было управлять и отслеживать их в цифровом мире.

Если представить, что вся экономика по щелчку стала цифровой, то банкинг мгновенно станет цифровым без всяких директив сверху

Поэтому все наши разговоры о первоочередной диджитализации банковского бизнеса на самом деле вторичны, потому что банки — это неотъемлемая часть экономики, и невозможно построить никакой цифровой банк, если он обслуживает нецифровую экономику. Если мы не сможем в цифровом мире совершать юридически значимые сделки с объектами, то так и будем иметь дело с бумагами с синими печатями, бланками с подписями нотариусов и операционистами в отделениях банков.

При этом банки отлично подходят для быстрого перехода в цифровую эру. Если из них убрать наличные деньги и бумажные документы с физическими подписями, то банкиры моментально уйдут «в цифру», и это произойдет само собой.

Допустим, я — банк, и я решил, что у меня будет пять депозитов и пять кредитов с какими-то параметрами. Поскольку это мои собственные продукты, оцифровать их изначально и продавать клиентам я предполагаю без необходимости ими посещать мой банк. А если учесть перспективы, открываемые изменением законодательства об удаленной биометрической идентификации, то ничего этому не мешает, скорее наоборот, есть стимулы для ухода из офисов, из вещественного мира.

Если представить, что вся экономика по щелчку стала цифровой, а именно оцифровали объекты, выстроили юридическую базу для взаимодействия с ними без физических подписей, в нужных местах разместили космические спутники, которые отслеживают по уникальным идентификаторам все объекты материального мира, а также что не стало наличных, зато появилась удаленная идентификация, то банкинг мгновенно станет цифровым без всяких директив сверху.

Банкирам уже не нужны офисы. Для функционала, который им необходимо выполнять, они им ни к чему. Нет сейфа, где требуется хранить деньги. Нет бумаг, которые нужно подписывать. Есть только эмоциональная сфера, связанная с работой с клиентами, например вопрос: как упаковать свой продукт? В зависимости от этого будет осуществляться продвижение в медиапространстве. Про буклеты в почтовом ящике в подъезде тоже можно забыть, до человека можно достучаться другими способами.



Читайте также

Сейчас на главной