Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Интеграция интернет-банка с бухгалтерской системой освобождает предпринимателя и бухгалтера от ежедневной рутины, избавляет от ошибок и экономит время. Рассмотрим особенности и практику настройки интеграции на практическом опыте Азиатско-Тихоокеанского Банка (АТБ)
Движение денег по расчетному счету необходимо отражать в бухучете с разной периодичностью — кто-то это делает ежедневно, кто-то — раз в месяц, все зависит от специфики бизнеса. Без настройки интеграции процесс отнимает немало времени: предприниматель авторизуется в клиент-банке и выгружает файл с выпиской, пересылает его бухгалтеру, а тот разносит выписку в учете.
Другая часть рутины связана с платежками. Часть платежных поручений легко заполнить в клиент-банке: например, по зарплате или для контрагентов. Сложнее создать платежки для ФНС или фондов: в них заполняют не только стандартные поля, но и КБК, вид налога, код периода. Эти реквизиты периодически меняются, и, если допустить ошибку, деньги не попадут по назначению, налоговая может оштрафовать, начислить пени и начать процесс взыскания. Поэтому платежки лучше заполнять компетентному бухгалтеру в учетном сервисе, а не предпринимателю в клиент-банке.
Интеграция клиент-банка и бухгалтерской системы автоматизирует эти процессы и помогает избавиться от двойной работы:
Благодаря этому снижается риск ошибок, которые случаются при «ручной» обработке выписки.
Малый и средний бизнес становится все более привлекательным клиентом для крупных и региональных банков. Основная причина — число потенциальных клиентов. Оборот у малых и средних предприятий меньше, чем у крупного бизнеса, но они с лихвой берут количеством.
Один из аргументов при привлечении клиентов — интеграция системы дистанционного банковского обслуживания и бухгалтерского сервиса. Предприниматели, которые открывают расчетный счет и только начинают бизнес, часто нуждаются в удобной бухгалтерской системе. Банк может предложить им такой вариант или даже несколько сервисов на выбор.
Плюс настройки интеграции для банков заключается еще и в том, что обычно это не требует от банка вложения существенных ресурсов. Большую часть работы берет на себя команда разработки бухгалтерского сервиса.
В июле 2020 года Азиатско-Тихоокеанский Банк интегрировал в систему ДБО веб-сервис для малого и среднего бизнеса «Контур.Бухгалтерия».
Онлайн-банкинг АТБ работает на платформе Faktura, а у «Контур.Бухгалтерии» имеется готовый алгоритм для интеграции онлайн-банкинга на этой платформе. Поэтому, когда АТБ решил наладить интеграцию с сервисом, это не заняло много времени. В работу включились разработчики, аналитики и тестировщики на стороне банка и платформы Faktura. Банк протестировал процесс с помощью нескольких клиентов, и разработчики СКБ Контур в течение трех дней подключили интеграцию на своей стороне.
Важное условие для интеграции бухгалтерии с банком — безопасность данных. Пользователь соединяет свой клиент-банк и аккаунт в бухгалтерском сервисе только после того, как команды разработки наладят взаимодействие между системами.
Шаг 1. В бухгалтерском сервисе пользователь указывает реквизиты расчетного счета, и сервис перенаправляет клиента на страницу авторизации в клиент-банке. После успешной идентификации онлайн-банк АТБ понимает, что клиент зашел в систему через сервис, которому можно доверять.
Шаг 2. «Контур.Бухгалтерия» получает от банка токены — специальные ключи, которые дают сервису право запрашивать выписку и отправлять платежные поручения в банк.
Шаг 3. С периодичностью два часа бухгалтерский сервис связывается с клиент-банком АТБ и проверяет, были ли за это время движения по счету. Если да — пользователь видит в бухгалтерском сервисе предложение скачать банковскую выписку и загружает ее при необходимости.
Все поступившие из банка документы отмечены статусом «Получен из банка». В таких документах нельзя редактировать:
Система присваивает проводки операциям в выписке, бухгалтер принимает предложенный вариант или вручную вносит правки перед тем, как отразить проводку в учете.
После интеграции с «Контур.Бухгалтерией» клиенты АТБ могут создавать и отправлять платежки из бухгалтерского сервиса в клиент-банк нажатием одной кнопки. Формировать платежки прямо в сервисе удобнее: реквизиты заполняются в автоматическом режиме, что исключает ошибки при заполнении. Поручение моментально поступает в клиент-банк, где его остается подписать.
Изначально платежка не отражается в бухгалтерской системе. Но после того как банк примет и исполнит платежное поручение, информация обновится и платежка будет проведена в учете.
Простота и скорость настройки обмена между бухгалтерским сервисом и банком во многом зависит от программного обеспечения, которое использует банк. Также скорость процесса прямо связана с ресурсами разработчиков, аналитиков и тестировщиков, которые стороны готовы выделить.
Плюс настройки интеграции для банков заключается еще и в том, что обычно это не требует от банка вложения существенных ресурсов
У «Контур.Бухгалтерии» настроена интеграция с 17 банками, среди них есть крупные федеральные организации, такие как Сбербанк и Альфа-Банк, и региональные — например, УБРиР или «Кольцо Урала».
Если банк пользуется популярным решением для онлайн-банкинга, таким как Faktura или BSS, настройка интеграции может занять от трех дней, так как у разработчиков уже есть нужные алгоритмы. Если же банк работает на платформе дистанционного обслуживания собственной разработки, интеграция может занять больше времени, потребуется совместная работа команд разработки банка и СКБ Контур.