Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Почта Банк подвел финансовые результаты работы за 2019 год на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Итоговая прибыль Банка по итогам года составила 6,8 млрд рублей, что на 39% выше показателей 2018 года.
Согласно отчетности Почта Банка, за 12 месяцев прошедшего года операционные доходы достигли 48,7 млрд рублей, прибавив 19% по отношению к 2018 году. Совокупный процентный доход составил 66,1 млрд рублей — на 29,7% больше, чем в предыдущем году. Комиссионные доходы тоже выросли — до 34,7 млрд рублей (на 27,3% выше, чем годом ранее). Административные расходы составили 40,3 млрд рублей, в том числе 19,7 млрд рублей — на персонал.
Всего в Почта Банке, по данным на конец 2019 года, работали 20,9 тыс. сотрудников. Кроме того, кредитная организация выплатила 720 млн рублей вознаграждения по агентским договорам сотрудниками ФГУП «Почта России», которые являются продавцами продуктов Банка. Банк также выплачивает Почте России ежеквартальный инфраструктурный платеж за присутствие в ее отделениях. За весь 2019 год такие платежи составили 5,2 млрд рублей — на 13% больше, чем в 2018-м (4,6 млрд рублей).
По данным на 31 декабря 2019 года, активы Банка насчитывают более 471,5 млрд рублей, что на 30,8% превышает результат 2018 года. Объем активов в виде денежных средств и их эквивалентов за год практически не изменился и составил более 27 млрд рублей (–0,07% к 2018 году). Зато кредитный портфель заметно вырос — до 355,7 млрд рублей (с учетом вычета резервов по МСФО), прибавив по сравнению с предыдущим годом 34,6%.
Почта Банк специализируется на необеспеченном кредитовании. Большая часть портфеля сформирована за счет кредитов наличными и кредитов в торговых точках (94,7%). Остальная часть приходится на кредитные карты. Объем продаж кредитных продуктов в 2019 году вырос в 1,3 раза и достиг 333 млрд рублей. Выдача кредитов наличными тоже увеличилась — на 22%, до 246 млрд рублей.
Качество кредитного портфеля обусловлено его спецификой. 87,9% кредитного портфеля и 85,4% портфеля кредитных карт обслуживаются вовремя, по остальному объему в той или иной степени допущены просроченные платежи. Задержки платежей от 1 до 90 дней зафиксированы по 2,7% кредитного портфеля и 0,4% портфеля кредитных карт. Просрочки свыше 90 дней допущены в отношении 9,3% объема кредитов и 1% объема кредитных карт. Объем передачи «плохих» долгов профессиональным взыскателям в 2019 году составил 8,6 млрд рублей.
Основной источник фондирования кредитного портфеля — средства физических лиц. Клиентские пассивы за 2019 год приросли на 24% и достигли 390 млрд рублей. Из них 250 млрд рублей — классические срочные депозиты, 140 млрд рублей — текущие счета (зарплатные, пенсионные и другие). За год Банк нарастил объем клиентских депозитов на 10%, в то время как рынок в целом вырос на 4%.
«Основные показатели бизнес-плана выполнены», — прокомментировала член правления, финансовый директор Почта Банка Наталия Строкун 23 марта во время конференц-связи с журналистами. — Мы росли быстрее рынка, который демонстрирует замедление темпов и снижение маржинальности».
По данным Frank RG, по итогам 2019 года Почта Банк занимает 2-е место в РФ по объему портфеля в сегменте POS-кредитования, 11-е место в сегменте кредитных карт и 9-е место по портфелю сберегательных и текущих счетов.
Аудиторскую проверку финансовой отчетности Почта Банка за 2019 год провела компания «Эрнст энд Янг».
Сеть отделений Почта Банка на конец 2019 года насчитывала 19 тыс. точек в 8 тыс. населенных пунктов. Около 80% точек размещаются в почтовых отделениях в небольших городах и сельской местности, в том числе более 2 тыс. точек открыты в населенных пунктах с количеством жителей менее 5 тыс.
Клиентская база за 2019 год увеличилась на 3,5 млн человек и достигла 13,4 млн клиентов, из которых 6,1 млн активных. Более 5 млн клиентов регулярно пользуются дистанционными каналами. Например, более 20% вкладов открыты через интернет-банк. Что касается кредитов, из них 35% оформлены через удаленные каналы.
Сеть самообслуживания Почта Банка насчитывает более 4,8 тыс. банкоматов и 56 тыс. платежных терминалов. Последние расположены преимущественно в отделениях Почты России.
«Начало 2020 года подтверждает актуальность нашей стратегии — присутствие в максимальном количестве отделений почтовой связи и одновременно тренд на ускоренную цифровизацию, чтобы клиенты могли обслуживать свои кредитные счета, делать платежи, переводы, получать зарплаты и пенсии, не выходя из дома», — прокомментировал первый заместитель президента — председателя правления Почта Банка Георгий Горшков.
По итогам 2019 года Почта Банк занимает 2-е место в РФ по объему портфеля в сегменте POS-кредитования, 11-е место в сегменте кредитных карт и 9-е место по портфелю сберегательных и текущих счетов
По словам Георгия Горшкова, в 2020 году Банк расширит предложение инвестиционных инструментов — ИСЖ, ОФЗ-н и ПИФов. В ближайшее время в линейке продуктов появится ПИФ на золото. Кроме того, Почта Банк задумывается о запуске НСЖ. Инвестиционные инструменты ориентированы в первую очередь на клиентов в крупных городах.
В 2020 году ожидается рост спроса на кредитные карты, отметил Георгий Горшков. Другие тренды на банковском рынке, в том числе общее снижение маржинальности, останутся неизменными.
На данный момент в Банке не видят практически никакого изменения спроса в связи с эпидемиологической обстановкой, сообщил 23 марта Георгий Горшков. «Продажи кредитов и кредитных карт растут, но в соответствии с планом. Изменений в платежном поведении тоже нет. Оттока с вкладов и текущих счетов не происходит, — заверил первый заместитель президента — председателя правления Почта Банка. — Можно лишь отметить, что в макрорегионе Москва мы увидели небольшой рост операций по оплате картами в продуктовых магазинах. Кроме того, в московских отделениях отмечается небольшое снижение клиентопотока».
В 2020 году планируется дополнительная эмиссия акций Почта Банка на сумму 9 млрд рублей.
Много говорилось о том, как использование микросервисных решений для банков увеличивает производительность, ускоряет вывод новых бизнес-продуктов на рынок и помогает банкам стать по-настоящему цифровыми. В сложившихся реалиях ЦБ уделяет повышенное внимание стабильности критической инфраструктуры, к которой относится и банковская. Поэтому возникает серьезный вопрос: как поведут себя «модные» микросервисы в случае серьезных сбоев? Сможет ли банк сохранить требуемую регулятором непрерывность предоставления услуг?
Основатель Международного онлайн-университета инвестиций, инвестиционный советник Юлия Кузнецова в интервью генеральному директору АЦ «БизнесДром» Павлу Самиеву рассказала о своих прогнозах развития финансового рынка, начавшемся буме первичных размещений, рисках и возможностях сегмента высокодоходных облигаций (ВДО) и инвестициях в недвижимость