Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Сервисы для автоматизации банка
20.02.2019 Best-practice
Сервисы для автоматизации банка

Вечная борьба лоскутной и комплексной автоматизации — в прошлом. Сервис-ориентированный подход позволяет оптимизировать ключевые бизнес-процессы поэтапно и в то же время комплексно



Банк (топ-5 в России), имеющий 44 филиала, 327 дополнительных офиса и более 6 млн клиентов — физических и юридических лиц, решил задачи повышения информационного и документационного обеспечения подразделений, а также автоматизации основных бизнес-процессов с помощью сервис-ориентированной ECM-платформы.

Использование модулей на базе единой технологической платформы позволило осуществить безболезненную интеграцию системы в существующую IT-инфраструктуру банка и обеспечить высокую производительность решения.

ECM-платформа позволила реализовать:

• автоматическую обработку и распознавание документов с их последующей загрузкой в электронный архив;

• автоматическое связывание проводок и документов для закрытия операционного дня;

• автоматизацию процессов согласования заявок на открытие банковских счетов юридических лиц различными подразделениями банка;

• единое электронное хранилище информации и документов по продуктам и клиентам банка;

• систему автоматизации архивного дела для управления жизненным циклом документов;

• комплексную интеграцию с IT-системами банка (АБС, СЭД, ERP) для обмена информацией и создания единого реестра мастер-данных;

• технологии обеспечения информационной безопасности;

• отказоустойчивую конфигурацию для хранения больших данных (ежегодный объем документов по восьми фондам оценивается в 17 Тб).

Автоматизация бухгалтерии

ECM-платформа обеспечивает потоковую обработку бумажных и электронных документов. Для подтверждения баланса дня документы поступают в единый центр обработки, где производятся их автоматическая классификация и распознавание с последующим связыванием документов с записями в автоматизированной банковской системе (АБС).

Комплекты документов загружаются в электронный архив ECM, что обеспечивает их надежное хранение и оперативный поиск при формировании необходимых подборок для контролирующих органов.

Интеллектуальный модуль обработки позволил в автоматическом режиме связывать данные АБС и документы в электронном архиве ECM

Решение позволило автоматизировать обработку более 90% документов основного сшива, внедрить технологии автоматической сверки контрольных сумм и шаблоны для реализации единого формата печати электронных документов (представление в XML семи форм ОКУД)

Дополнительно реализовано выполнение указания ЦБ № 2346-у в части создания резервных копий на отчуждаемых носителях.

Интеллектуальный модуль обработки позволил в автоматическом режиме связывать данные АБС и документы в электронном архиве ECM: около 200 тыс. записей в АБС связываются с отсканированными бухгалтерскими документами общим объемом 10–15 тыс. листов в день по операциям в рублях, валюте/драгоценных металлах, доверительного управления и по разделу производных финансовых инструментов

Автоматизация обслуживания клиентов

Решение позволяет формировать клиентские досье, контролировать в режиме реального времени и автоматизировать процессы открытия первого и последующих счетов юридических лиц.

В дополнительном офисе банка оформляется заявка, которая загружается в ECM-систему, где она автоматически распознается и формирует досье потенциального клиента. Затем запускается процесс согласования открытия счета между юридическим и финансовым департаментами, а также службой безопасности. После согласования заявки в систему вводятся оставшиеся документы, которые пополняют клиентское досье. Статус клиента обновляется на «реальный». Бумажные документы штрихкодируются и передаются в архив. Номер штрихкода и топографическая карта хранения бумажного оригинала в архиве заносятся в электронную карточку документа, что позволяет связать копии документов с местоположением их бумажных экземпляров.

ECM-платформа обеспечила автоматизацию бизнес-процесса рассмотрения заявок, централизованное хранение клиентских досье и быстрый сквозной поиск любой информации по клиенту, в том числе по лицам, имеющим право подписи с возможностью установления актуальности подписи на определенную дату

Управление мастер-данными

В системе ведется несколько типов справочной информации по клиентам — физическим и юридическим лицам и услугам банка. Всего насчитывается около 36 справочников — локальных и основных.

Мастер-данные описывают ключевые области бизнеса: клиентов, продукты, проекты, сотрудников и т.д. Ввиду того что вся информация хранилась в разрозненных IT-системах, это приводило к снижению эффективности работы сотрудников и провоцировало риски принятия неверных стратегических решений из-за неточности и отсутствия полного объема информации.

В ходе реализации проекта проводились «очистка», группировка и миграция данных в единую ECM-систему, которая стала центром хранения и управления мастер-данными

Например, клиент под номером 124, Иванов И.И., зарегистрирован как ИП, в другой системе указан владелец депозитного счета Иванов И.И. с номером 315 — это один и тот же клиент? ECM-система объединила разрозненную информацию и создала единую точку входа для доступа к данным. На сегодняшний день вся информация синхронизирована, и с помощью электронного досье можно посмотреть связи между различными категориями данных: найти клиента, просмотреть его личную карточку, оформленные на него продукты, счета и т.д.

В ходе реализации проекта проводились «очистка», группировка и миграция данных в единую ECM-систему, которая стала центром хранения и управления мастер-данными. Система обеспечивает синхронизацию и распространение всех актуальных справочных данных между другими IT-приложениями банка на основании регламента распределения прав. Также она отслеживает обращения пользователей, запрещает несанкционированное редактирование, ведет историю изменений и предоставляет возможность восстановления удаленной или архивной информации.

Информационная безопасность

В проекте реализовано более 180 требований по 11 разделам информационной безопасности. Задействованы средства платформы по контролю и аудиту действий, осуществляется контроль на уровне ОС и СУБД, реализованы отдельное автоматизированное рабочее место (АРМ) и средства выгрузки данных в банковскую систему защиты информации (СЗИ).

Надежность решения обеспечивается кластерной конфигурацией ECM-платформы и СУБД, а также общебанковской системой резервного копирования.

Система автоматизация архивного дела

В системе используется модуль для автоматизации архивной службы банка, который контролирует жизненный цикл документов, обеспечивая процедуры их передачи в ведомственный архив.

Функционал разработан с учетом требований ВНИИДАД и позволяет оптимизировать процессы комплектования, ведения НСИ, использования документов и дел и формирования отчетности. В системе работают сотрудники службы документационного обеспечения управления и архива организации.

Благодаря внедрению проекта реализованы единые принципы хранения для традиционных и электронных документов, запущено автоматическое отслеживание сроков хранения и выделение дел к уничтожению.

Преимущества использования ECM-платформы в банке

Использование сервис-ориентированной ECM-платформы позволило корпорации ЭЛАР как исполнителю проекта предоставить заказчику максимальную гибкость и скорость выполнения работ. Одновременно с этапами обследования шло проектирование решения, которое основывалось на наборе модулей, покрывающих весь спектр функциональных требований заказчика и в итоге позволивших успешно автоматизировать несколько ключевых направлений деятельности банка без перестроения существующих бизнес-процессов и трудоемкой разработки.

Подобное решение с успехом тиражируется и применяется в различных банках. С небольшими изменениями оно может быть использовано в других финансовых организациях — страховых и лизинговых компаниях.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной