Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Страховщикам нравится интеграция с банками
01.12.2007

Страховщикам нравится интеграция с банками

Страховые компании готовык созданию комплексной финансовой услуги, к интеграции продаж и даже бэк-офисов с партнерскими банками. Но они отдают себе отчет, что подобные проекты затратны, требуют длительного времени на согласование и притирку бизнес-процессов и вызывают неоднозначную реакцию у антимонопольных органов. В связи с этим перспективы финансового супермаркета как массового явленияна розничном рынке туманны.


Армен Саркисян, руководитель департамента банковского страхования Страхового Дома ВСК

Сегодня под термином «финансовый супермаркет» понимается прежде всего территориальное объединение компаний, предлагающих широкий спектр финансовых услуг. Анализ зарубежного и российского опыта предоставления розничных финансовых услуг показывает, что наиболее экономически оправдано создание финансового супермаркета на базе банка и страховой компании. Но нужно понимать, что финансовый супермаркет — это не дополнительный офис страховой компании, а сложная финансовая структура, постоянно пребывающая в движении, подстраивающаяся к меняющейся ситуации на финансовом рынке, требующая оперативного мониторинга и разработки новых продуктов, рассчитанных на различные группы потребителей.

Разработка и внедрение эффективной системы работы финансового супермаркета определяется наличием ассортимента банковских и страховых продуктов, разветвленной сети продаж, маркетинговой ниши для новых банковско-страховых продуктов, целесообразности ориентации на конкретную группу потребителей, достаточного объема инвестиций в проект финансового супермаркета и пр.

Сегодня банкиры и страховщики понимают, что партнерские отношения способны принести куда более ощутимый результат, чем «клиентская модель». Связка банка и страховой компании готова предложить клиенту цельный, единый продукт, включающий в себя как непосредственно банковскую услугу, так и встроенный в нее механизм страховой защиты. Подобный уровень сервиса удобен всем, поэтому Страховой Дом ВСК готов рассматривать предложения по сотрудничеству в рамках финансовых супермаркетов. Уже сегодня ведутся диалоги о реализации подобных проектов с крупнейшими банками на розничном рынке.

Однако о перспективах финансового супермаркета как розничного формата пока сложно судить. К сожалению, необходимые технологии в России еще не отработаны в нужной мере, так как подобные проекты сложны в организации и весьма затратны.

Максим Юркин, вице-президент страховой компании «ГУТА-Страхование»

В банковском словаре дается следующее определение: «Финансовый супермаркет — концепция роли коммерческих банков для частной клиентуры, согласно которой каждый клиент должен удовлетворять в банке не только потребности в банковском обслуживании, но и получать как можно более широкий спектр услуг, как то: страхование, финансовый консалтинг и другое». Это означает консолидацию в одном месте различного рода финансовых услуг (по видам и направлениям), направленных на удовлетворение интересов граждан и организаций.

Участниками таких проектов могут быть инвестиционные и лизинговые компании, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, брокеры, риэлторские, строительные, ипотечные компании и агентства недвижимости, финансовые консультанты и страховые компании, юридические и аудиторские компании, автосалоны, вузы и т.д. И такие проекты выстраиваются в банковскую «линейку» услуг, и чем больше эта линейка, тем привлекательней банк.

Говоря о сотрудничестве страховых компаний и банков, можно выделить одно самое развитое направление — это страхование предмета залога, будь то автомобиль, квартира, коттедж или же страхование активов под кредиты на развитие бизнеса. В последнее время все большее значение и развитие получает страхование финансовых и предпринимательских рисков.

Но рынок не стоит на месте, а постоянно подталкивает страховщиков и банкиров к поиску новых форматов взаимоотношений, результатом которого становятся новые совместные программы. В рамках таких программ страхование становится не только гарантией обязательств, но и подарком или бонусом для клиента.

Вместе с тем я не могу сказать, что идея финансового супермаркета развивается очень активно — говорить о каких-либо значительных изменениях за последние год-два не приходится. В ближайшей перспективе темпы роста финансовых супермаркетов будут сдерживаться многочисленными скрытыми препятствиями, тормозящими развитие данной бизнес-модели. Я говорю о несовершенстве законодательной базы, колебаниях финансовых рынков и др. Но развитие идет, некоторые новые продукты финансового супермаркета активно наполняют рынок, и тенденцию эту уже не остановить.

Елена Боронина, директор департамента инвестиций ГСК «Югория»

Основной целью создания финансового супермаркета является предоставление клиенту комплексной финансовой услуги, в которой совмещены банковские и страховые продукты. При предоставлении такой услуги зачастую происходит совмещение каналов их распространения и координация продаж, выход на одну и ту же корпоративную и розничную клиентскую базу. Страховая компания и банк выигрывают в конкурентной борьбе за клиента в случае предоставления ему такой квалифицированной финансовой услуги.

Есть, однако, проблемы в совмещении банковского и страхового бизнеса.

Ряд бизнес-процессов банков и страховых компаний интегрируется. Это организация совместного бэк-офиса, IT-персонал, бизнес-администрирование, финансы. Но некоторые бизнес-процессы страховой компании не могут быть интегрированы в банкинг ввиду своей специфики. Это андеррайтинг, урегулирование убытков, перестрахование. Так что построение финансового супермаркета — дело сложное и требующее высокого профессионализма.

Раньше организация финансовых супермаркетов, помимо координации бизнес-процессов, требовала пристального выбора партнера и единой тарифно-процентной политики. Однако со временем эта форма сотрудничества претерпела значительные изменения от простого подписания соглашения о сотрудничестве до интеграции и стандартизации бизнес-процессов и совместного бэк-офиса. В настоящее время при организации сотрудничества одной страховой компании и множества банков или одного банка и многих страховых компаний клиент получает весь комплекс банковских и страховых услуг. Особенно востребованными являются продукты по ритейлу: автокредитование, ипотека, продукты для малого бизнеса, а также накопительные полисы страхования жизни. Сейчас в результате усилий ФАС многочисленные связи и наработки между банками и страховыми компаниями разрушаются, и не остается места не только для недобросовестной, но и для добросовестной конкуренции, которая всегда играла движущую роль на рынке.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ