Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
На периферии банковского бизнеса разворачиваются увлекательные драматические истории о том, как коллекторы возвращают банкам долги по просроченным потребительским кредитам. Есть в этих историях и трагическое, и комическое, и поучительное. «Банковское обозрение» открывает цикл рассказов, почерпнутых из самой гущи трудовых будней коллектора.
Страховые компании готовык созданию комплексной финансовой услуги, к интеграции продаж и даже бэк-офисов с партнерскими банками. Но они отдают себе отчет, что подобные проекты затратны, требуют длительного времени на согласование и притирку бизнес-процессов и вызывают неоднозначную реакцию у антимонопольных органов. В связи с этим перспективы финансового супермаркета как массового явленияна розничном рынке туманны.
Полтора месяца, до середины ноября, банки и небанковские организации активно делили рынок платежей за услуги связи. Пирог, что и говорить, чрезвычайно аппетитный — более13 млрд долларов по итогам прошлого года, более 16 млрд —по прогнозам на конец года текущего. Конечно, платежной системе, будь то банковской или небанковской, достанутся лишь проценты, комиссионные с оборота, но 3–6% от полутора десятков миллиардов долларов — это очень достойные суммы. И потому в качестве «арбитров» лоббисты привлеклии Генпрокуратуру, и Госдуму, и Центробанк, и Минфин…
Когда банки предоставляют кредит на развитие новых программ лизинговых компаний, они получают повышенную прибыль, но сталкиваютсяс серьезными рисками. Поэтому далеко не все кредитные организации готовы заниматься таким бизнесом. Лизингодателям трудно найти финансирование под новые продукты, а чтобы привлечь банки, они готовы пойти на серьезные уступки.
«Текучкой» на российском банковском рынке никогоне удивишь. Но одно дело — уход операциониста, зарабатывающего 300–500 у.е. в месяц, и совсем другое — уход топ-менеджера, возглавляющего ключевое направление бизнеса, а то и банк в целом. Для того чтобы увести из банка сотрудника низшего или даже среднего звена достаточно предложить ему повышение зарплаты в 1,5–2 раза. А чем переманивают людей, которые зарабатывают в год сотни тысяч или даже один-два миллиона евро, имеют «золотые парашюты» и «золотые ботинки», а зачастую даже принимают участие в капитале банков?
Борьба американского надзорас отмыванием преступных денеги финансированием терроризма может поспособствовать дедолларизации мировой экономики.
Как поставить на поток оценку рисков при кредитовании малого бизнеса? Как сократить время, требующееся на принятие решения о кредитовании, но не допустить ухудшения качества портфеля? Этими вопросами задаются многие банки, активно осваивающие сегмент малого и среднего бизнеса. Анатолий Хвостиков, директор департамента малого бизнеса Росбанка, предлагает свой «рецепт» — три базовые программы, которые позволят любому банку выстроить оптимальную продуктовую линейку для малых и средних предпринимателей.
Кризис ликвидности заставил банки искать оперативные решения для корректировки бизнеса. Однако дело аналитиков — заглянуть чуть дальше и попытаться спрогнозировать более отдаленные последствия происходящих на мировых финансовых рынках волнений.
Можно ли построить финансовый супермаркет на базе сложившегося формата сети банковских отделений — или обязательно нужны банковские офисы самообслуживания клиентов? Какой глубины должна достигать интеграция бизнес-процессов? Можно ли в принципе интегрировать страховой бизнес со всей его спецификой? Пока одни участники рынка называют финансовым супермаркетом страхование залогов и перекрестные продажи, другие готовятся соответствовать сложно достижимому идеалу.
Международный Московский банк переживает сейчас эпоху перемен:в сентябре его покинул Юрий Тверской, занимавший в течение девяти месяцев должность председателя правления ММБ. Кадровые перестановки протекают на фоне не менее сложного процесса — перехода банкана брэнд материнской структуры в лице UniCredit Group. О том, насколько это влияет на деятельность ММБ, и о том, кто может возглавить банк после Юрия Тверского и Илкки Салонена, в интервью «БО» рассказал исполняющий обязанности председателя правления Международного Московского банка Хельмут Бернкопф.
После небольшого перерыва «БО» снова возобновляет свой эксклюзивный проект по оценке банковских рекламных «кейсов». На этот раз выбор редакции пал на ипотечные продукты.
Расходы банков на рекламу растут не по дням, а по часам. Поговорка «скупой платит дважды» все чаще становится для финансово-кредитных структур горькой истиной: сэкономишь на количестве и качестве рекламы —не досчитаешься новых клиентов или лишишься уже имеющихся. Однако чем больше денег тратят банки на рекламу, тем более острыми становятся вопросы: не уходят ли выделенные средства в песок и не работает ли банк-рекламодатель в лучшем случае на повышение финансовой грамотности населения, а в худшем — на своих непосредственных конкурентов? От такой «филантропии поневоле» не застрахован никто,но заниматься ею в ситуации, когда «неподеленных» клиентов остается все меньше, не только невыгодно, но и опасно.
Казалось бы, для рынка потребкредитования 2007 год должен был бы войти в историю как время сплошных проблем и неприятных сюрпризов. Тут и июльская инструкция ЦБ, обязавшая банки «вскрывать эффективные ставки», и кризис доверия на межбанковском рынке, и сохраняющаяся тенденция к росту доли «просрочек» и «невозвратов» в кредитных портфелях банков.Тем не менее, как утверждают банкиры, никто всерьез даже не помышляет о «замораживании» этого направления деятельности: напротив, все больше банков предлагают новые программы потребкредитования и новые продукты, призванные удовлетворить самые прихотливые запросы клиентов.
Банки форсируют развитие сети региональных отделений —по сравнению с прошлым годом темпы прироста сетевой инфраструктуры выросли в четыре-пять раз. Банки планируют наращивать отделения в таком режиме еще четыре-пять лет. Лидерам по масштабу сети брошен серьезный вызов — и со стороны ближайших конкурентов, крупных универсальных банков, и от средних по активам кредитных организаций, сделавших ставку на розницу и малый бизнес.
Опрос, проведенный «Банковским обозрением», показал, что банкиры какв личных, так и в деловых целях путешествуют,как правило, на самолетах. Причем в основном используют рейсы регулярных авиалиний. В особых же случаях банковскиетоп-менеджеры прибегаютк услугам частной авиации, несомненными преимуществами которой являются скорость и комфорт.