Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Субсидирование — важнейший инструмент для лизинговых компаний
19.11.2021 FinCorpАналитика

Субсидирование — важнейший инструмент для лизинговых компаний

«СберЛизинг», одна из крупнейших лизинговых компаний на российском рынке, находится в процессе трансформации, параллельно развивая партнерскую сеть, новые продукты и электронные сервисы. Своим видением настоящего и будущего лизинговой отрасли с «Б.О» поделилась член правления, директор департамента корпоративного бизнеса «СберЛизинга» Ольга Кириллова


Ольга Кириллова, Член правления, директор департамента корпоративного бизнеса «СберЛизинга»— Ольга Игоревна, вы недавно вошли в состав правления компании. Как это повлияло на ваш функционал, поставленные задачи? 

— Включение в состав правления компании предполагает не столько изменение функционала, сколько более широкий взгляд на управление бизнесом. Как руководитель корпоративного блока я отвечаю за выполнение бизнес-целей подразделения, а как член правления — за эффективность работы компании в целом, рост и развитие нашего бизнеса.   

— «СберЛизинг» регулярно занимает высокие позиции в рейтингах «Эксперт РА» по объемам нового бизнеса. Как выглядят показатели в динамике на растущем и консолидирующемся рынке? Какие категории товаров являются лидерами в структуре сделок вашей компании?

— Компания динамично развивается в реализации всех типов предметов лизинга. При этом максимальный прирост показали сельскохозяйственная техника (+79%), городской транспорт (+72%), дорожно-строительная техника (+58%) и автотранспорт (+36%). Исторически мы сильны в реализации специальной и грузовой техники, доля этих направлений совокупно составляет около 60%.

В следующем году мы намерены продолжить развитие, наша амбиция — вырасти более чем на 50% относительно 2021 года. 

— В этом году отмечается дефицит легковых автомобилей на рынке и рост цен на них. Как трансформируются спрос и соответственно предложение со стороны участников рынка? Насколько сильно это сказалось на вашем бизнесе?

— Действительно, спрос на рынке значительно опережает предложение, проблемы с комплектующими отразились на дефиците всего автомобильного рынка, нов большей степени — на рынке легковых автомобилей. Сейчас важнейшую роль играет скорость в работе с поставщиком и клиентом, данную задачу мы решаем за счет возможности работы через электронный документооборот. Сегодня с помощью электронного документооборота мы подписываем более 90% договоров. Для наших клиентов доступно финансирование автомобилей с пробегом и автомобилей в поставке. Спрос на технику с пробегом растет кратно, мы расширяем продуктовое предложение в этом сегменте и с 1 ноября запустили обновление линейки. 

— В вашем ведении региональная сеть компании. «Эксперт РА» отмечает, что «СберЛизинг» лидирует в Северо-Кавказском, Уральском и Сибирском федеральных округах. Как получилось, что в этом списке нет столичных регионов и конгломераций? На развитии каких территорий делается акцент сегодня?

— Наша региональная сеть растет ежегодно. Мы увеличиваем численность клиентских менеджеров в регионах, наращиваем свои компетенции и отраслевую экспертизу. По итогам девяти месяцев текущего года доля нового бизнеса региональной сети в компании составляет более 80%.  

Акцент в развитии региональной сети делаем на всю страну, не выделяя отдельные регионы. Наша задача — создавать одинаково востребованный и удобный для клиента продукт от Калининграда до Владивостока. Что касается столичных регионов, то, безусловно, это самые емкие с точки зрения потенциала рынки. При этом сейчас мы планомерно наращиваем долю присутствия на них и рассчитываем расти и далее. 

— В чем задача расширения сети компании, когда 90% договоров подписывается дистанционно? 

— Сделать удобный сервис для клиента. Мы видим потребность в личных встречах, консультациях и работе с менеджером. Сеть присутствия позволяет коммуницировать с клиентом, помогать ему с выбором. Но без перехода в электронные каналы сделать сервисы быстрыми, удобными и технологичными невозможно. Важно, чтобы пакет документов был минимальным или в принципе не запрашивался, и чтобы сделку можно было заверять электронной цифровой подписью.   

Сейчас наша территориальная сеть состоит из 11 региональных филиалов и более 70 городов физического присутствия менеджеров компании «СберЛизинг». При этом мы готовы обслуживать клиентов из любого региона нашей страны. Если в городе нет нашего офиса, можно оставить заявку на сайте либо обратиться к менеджеру Сбербанка. Сеть Сбера — крупнейшая в стране, ее банковские отделения есть в каждом уголке России, соответственно в любой точке доступны и услуги «СберЛизинга». 

— Есть ли у вас намерения самостоятельно или совместно со Сбербанком создавать маркетплейсы, дилерские центры в регионах?

— «СберЛизинг» уже является частью большой экосистемы Сбера, цель которой — создавать для клиентов ценностное предложение в коллаборации, участвовать в развитии широкой линейки востребованных продуктов, в том числе продвигая их через дочерние компании. Например, у нас есть совместный с «Ситимобил» продукт для партнеров таксопарков.

Создавать собственные дилерские центры мы не планируем. Выбрать новый автомобиль можно в дилерском центре в любом городе, а затем через все доступные каналы подать заявку на оформление сделки. 

— Как в количественном и финансовом отношениях распределены объемы в компании между крупными, средними клиентами и МСБ? 

— Если говорить про объемы, то 2020 год мы закрыли с небольшим перевесом в пользу крупных клиентов, на долю клиентов сегмента малого и среднего бизнеса пришлось 44%, или 60 млрд нового бизнеса. При этом за первое полугодие 2021 года доля клиентов МСБ выросла и составила уже 49% общего объема нового бизнеса.

В целом, мы видим положительную динамику в финансировании субъектов МСБ, и до конца года этот тренд сохранится. 

— Малый и средний бизнес в кризис оказался в сложном положении и нуждался в поддержке. Как обстоят дела сейчас (в том числе с просрочкой)? Какие прогнозы по сегменту? 

— Все верно, мы активно шли навстречу клиентам и поддерживали их в непростой период пандемии. Самой востребованной мерой была отсрочка по платежам. За счет этого уровень просрочки компании не превысил плановый, при этом многим компаниям эти меры поддержки помогли пережить кризис. 

— Какие последствия кризиса вы до сих пор ощущаете? Толчок каким направлениям развития он дал?

— На фоне прошлого года в первом полугодии 2021-го рынок показал существенный рост, который произошел прежде всего за счет сегмента автолизинга. При этом события прошлого года сформировали дефицит автомобилей на рынке. Сейчас ожидание поставки авто доходит до полугода, что значительно сдерживает дальнейшее развитие рынка. Больше всего от кризиса пострадали крупные корпоративные сегменты, такие как авиа и железнодорожные перевозки. 

— Насколько важна господдержка для развития лизинга, в том числе в плане внедрения новых услуг и сервисов? 

— Субсидирование — важнейший инструмент как для лизинговых компаний, так и для конечных пользователей. Господдержка всегда стимулирует лизингополучателей обновлять свой парк, приобретать технику на наилучших условиях. Каждый год мы видим, что появление господдержки приводит к существенному росту спроса, клиенты спешат воспользоваться этим окном возможностей. Большим спросом пользуются программы Министерства промышленности и торговли РФ с субсидированием части авансового платежа. Мы рассчитываем, что и в следующем году государство выделит средства на поддержку, поскольку серьезный рост цен оказывает существенное влияние на бизнес. 

— Статистика на середину октября показывает, что в ЕС резко упал спрос на автомобили: в зависимости от страны — на 15% и даже 30%, и прогнозы негативные. Может ли это позитивно повлиять на динамику цен на российском авторынке? 

— У нас нет таких ожиданий: как правило, меняющиеся обстоятельства не ведут к снижению цен. Тем более что дефицит автомобилей на рынке сохранится как минимум до середины следующего года. 

— Готовитесь ли вы к массовому спросу на электромобили в России?  

— Наша компания уделяет большое внимание ESG-повестке, одной из составляющих которой является экологический транспорт, включая электромобили.

Популярность данного вида транспорта в мире c каждым годом набирает обороты. На 1 января 2021 года в РФ было зарегистрировано более 10 тыс. электромобилей, что на 71% больше, чем в аналогичный период прошлого года. 

— ESG-тренд в развитии автотранспорта означает создание масштабной инфраструктуры с постепенным ее распространением на всю территорию страны, что будет способствовать созданию спроса на электромобили. Обсуждаются ли внутри группы Сбера проекты, направленные на финансирование инфраструктуры?

— Мы, безусловно, ведем работу с производителями оборудования для альтернативной энергетики в целях создания коробочных продуктов лизингового финансирования. Этот вопрос обсуждался представителями Сбера в рамках Российской энергетической недели.

— Как вы оцениваете динамику изменения моделей потребления — переход с владения на шеринг в автосегменте? 

— Нельзя не отметить, что каршеринг плотно вошел в жизнь всех крупных российских городов относительно недавно, но уже обрел свою аудиторию. Пока данный рынок находится в стадии становления, однако с учетом спроса имеет потенциал для дальнейшего развития. 

— «СберЛизинг» активно развивает и рекламирует сервис подписки. Как устроен этот сервис?

— Мы предлагаем подписку для всех категорий клиентов: юридических лиц, ИП, физических лиц. Подписка — новая для нашего рынка услуга, которая стремительно развивается. Для клиента она привлекательна доступным порогом входа: например, платеж за авто эконом-класса обойдется пользователю примерно в 20 тыс. в месяц с полным пакетом обслуживания в период эксплуатации. «СберАвтоподписку» мы запустили в мае этого года, и за это время уже выдала более 1000 автомобилей. 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ