Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Представленное на форуме исследование агентства «Эксперт РА» «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2024: точка излома» подтвердило, что в условиях повышенных ставок лизинговый рынок вырос только номинально (+6%), за счет крупных сделок с недвижимостью и железнодорожным транспортом.
Руслан Коршунов (слева), управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА», и участники пленарной дискуссии. Фото: «Эксперт РА»
«Снижение на рынке лизинга по итогам всего года составит около 8%, а в 2025 году лизинг может упасть не менее чем на 20%», — сделал прогноз управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов.
Участники дискуссии назвали немало факторов, обуславливающих подобные негативные прогнозы. Однако есть и позитивные моменты, которые, как это обычно бывает, проявляются в периоды всеобщего уныния. И практически все они связаны с цифровизацией взаимодействия с регулярами и госсервисами, а также с запуском новых бизнес-моделей, основанных на достижениях в сфере высоких технологий.
Алексей Киркоров, первый вице-президент ОЛА, поделился деталями антикризисных проектов Ассоциации. В их числе — внедрение межлизинговой антифрод-платформы, созданной совместными усилиями ОЛА и ОКБ, методологическая поддержка по вопросам передачи отчетности в БКИ, а также работа со снятием ограничений ФССП.
Алексей Киркоров (слева), первый вице-президент ОЛА. Фото: «Эксперт РА»
Крайне важно, по мнению эксперта, завершить цифровизацию взаимодействия лизинговых компаний с государственными органами, а именно внедрить электронный документооборот для осуществления регистрационных действий в органах ГИБДД в отношении транспортных средств, находящихся в лизинге.
Для чего еще нужна цифровизация? Лизинговые компании и сегодня отчитываются перед ФНС, Росфинмониторингом и т.д. Тем не менее на рынке в целом есть мнение, что лизинговая отрасль недостаточно прозрачна с точки зрения оценки рисков потенциальными инвесторами. Казалось бы, имеется информация в бюро кредитных историй, а также в Программе обследований Банка России, нацеленной на оценку рисков лизингополучателей.
«Тем не менее инвесторы утверждают, что “посделочная” информация — это не совсем то, что нужно сегодня. Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Поэтому для современного управления нужно “протягивать” показатели от процессов до прибыли. Это даст понимание того, насколько конкретная лизинговая компания финансово устойчива. Внутри нее менеджмент видит эти показатели. А вот акционеры видят их далеко не всегда. Поэтому нам всем необходимо начинать раскрывать свою отчетность, чтобы компании смогли, например, полноценно сравнивать себя друг с другом», — считаетг Алексей Киркоров.
В ОЛА полагают, что рынок созрел для того, чтобы его участники и инвесторы могли инструментально измерять эффективность работы компаний: кто лучше работает с активами, кто — с залогами, у кого более устойчивые клиентские портфели. Почему это стало важно? В условиях, когда лизингополучатели массово отказываются выполнять договоры и возвращают предметы лизинга в виде автомобилей, оборудования и т.д., инвесторам и кредиторам важно знать, не кто сколько выдал самосвалов или автокранов, с которыми теперь нужно что-то делать, а качественные показатели бизнеса в виде прибыли, ROI и EBITDA.
Акценты на рынке смещаются в сторону держателей акций и облигаций, а в этом сегменте фондового рынка совсем другие терминология и «взгляды на мир». ОЛА в этой связи подготовила ряд рекомендаций по учету и отчетности. А одной из финальных точек это управленческой трансформации должно стать получение рейтинга на базе комплексной оценки компании.
Характерной чертой антикризисного лизинга стало, в отличие от большинства коллег по финансовому рынку, отсутствие проблем с квалифицированными кадрами. Наоборот, как пошутили топ-менеджеры одной компании, санкции и снижение финансовых показателей некоторых структур крупнейших экспортеров энергоресурсов сделали эти подразделения «кузницей кадров» для всей отрасли, и даже тех людей, которые ушли из бизнеса довольно давно, можно сейчас встретить в офисах лизингодателей, и не только.
«Не только» означает, что в структуре отрасли появились новые игроки, изменившие бизнес-модели многих ее участников, сократив расходы на рекламу и маркетинг, а также на собственные отделы продаж если не до нуля, то весьма существенно.
Речь идет о лизинговых брокерах, приступивших к активной работе примерно с 2020-х годов. По словам Александры Федотовой, генерального директора «ВЛИЗИНГ.РУ», кадровый состав этого брокера на 82% состоит из бывших сотрудников лизинговых компаний, квалификация которых порой позволяет вытеснять с рынка отделы продаж компаний. Банкиры, судя по их высказываниям на форуме, рассматривают брокеров как «свой кредитный отдел на аутсорсе».
Понятно, что инфраструктура для гораздо более эффективных бизнес-процессов обходится дороже классических схем. Но финансовый рынок в целом прошел этот этап, получивший название «цифровая трансформация». И вот дошла очередь и до трансформации лизинговой сферы Ее новички, а также наиболее технологически продвинутые компании-старожилы, начали активно перенимать опыт банкиров.
В частности, Дмитрий Курдомонов, генеральный директор IT-компании «АЛЬТЕО Софт», продолжил некоторые идеи Алексея Киркорова, связанные с выполнением требований регулятора — точнее сказать, с выстраиванием практически с нуля этого механизма, поскольку ранее данный бизнес-процесс был на периферии списков приоритетов.
Но сейчас, с появлением Указаний Банка России № 6776-У и № 6878-У, а также Положения № 758-П, стало понятно, что просто создать «какую-то IT-систему» для выполнения регуляторных требований мало. Нужна команда специалистов, готовая не только к выполнению работ по имплементации огромного числа требований ЦБ, но и к работе «задним числом». Банки уже прошли этапы отрицания и гнева в вопросах передачи этих функций на аутсорсинг, а лизинговые компании сама жизнь подталкивает к этому решению. Наиболее очевиден аутсорсинг при интеграции с НБКИ и ОКБ при помощи API и коннекторов сервис-провайдеров или вендоров.
Новые IT-решения нужны также для изменения и автоматизации бизнес-моделей взаимодействия с государственными структурами для контроля использования транспортных средств, находящихся в эксплуатации у лизингополучателей и порой используемых ими «в хвост и в гриву».
Помочь в этом может Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.02.2024 № ВБ-64фс «Об утверждении Положения об Управлении развития дистанционного автоматизированного контроля в сфере транспорта». Согласно документу, на дорогах страны уже появляется система автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), необходимых государству для снижения расходов на эксплуатацию дорожной инфраструктуры и для перераспределения бюджета на развитие транспортного сообщения.
Это проект открыт для получения данных заинтересованными организациями, в частности лизинговыми компаниями, что позволяет снизить риски при эксплуатации транспортных средств, находящихся у них на балансе.
По словам Александра Соломенцева, директора департамента по работе с инвесторами компании «РЕД СОФТ», как и в случае с бюро кредитных историй, благодаря API и другим механизмам интеграции с ГИС вендоры, обладающие соответствующими компетенциями, могут радикально повысить эффективность механизмов контроля лизинговыми компаниями своих активов, находящихся в лизинге.
9 января первый вице-президент Союза машиностроителей России, глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев и глава Самарской области, член Бюро Союза машиностроителей России Вячеслав Федорищев передали квадрокоптеры военнослужащим 15-го казачьего добровольческого отряда «Ермак»