Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Участие государства к 2015 году должно быть минимальным
20.09.2011 Мнение
Участие государства к 2015 году должно быть минимальным

Хотелось бы видеть российский банковский рынок более конкурентоспособным и ориентированным на потребности клиентов


Юрий Петрущик
Начальник управления финансовых институтов и международного бизнеса московского филиала, член правления
Смоленский Банк (лицензия отозвана)

Главное изменение, которое произойдет на рынке, — увеличится капитализация российских банков. Уйдут те, чей капитал окажется меньше 300 млн рублей. Кроме того, произойдет некоторое естественное укрупнение игроков. Часть банков «отстрелит» регулятор по причине нарушения ими противоотмывочного законодательства и потери ликвидности. Думается, статус действующих будут иметь 650–700 кредитных организаций.

Cреднегодовой темп роста рынка в среднем не будет существенно (в пределах 4–5%) отличаться от показателей роста экономики. При этом отдельные банки — с учетом их рыночной ниши — могут показать и более выдающиеся результаты.

 

Банки по-прежнему будут зарабатывать прежде всего на кредитовании. Вместе с тем соотношение процентных и комиссионных доходов будет постепенно меняться в пользу увеличения последних. Будет также иметь место расширение сотрудничества с другими субъектами финансового рынка — страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами по так называемым коробочным и иным продуктам. Private banking еще также до конца не исчерпал себя как направление деятельности. Средства пенсионных фондов, разумеется, будут играть все возрастающую роль в качестве источника «длинных» денег. Однако этот процесс будет идти достаточно медленно, основным долгосрочным инвестором останется все же государство. В меньшей степени банки будут фондироваться путем выпуска акций и облигаций, да и путь этот доступен далеко не для всех.

 

Закон о банкротстве физических лиц будет принят, но к существенному изменению рынка розничного кредитования это не приведет. Хочется надеяться, что с принятием соответствующего закона о взимании долгов станут также более цивилизованными отношения заемщиков с коллекторами. При условии улучшения инвестиционного климата в стране приток иностранных вложений также возрастет. Объем же внутренних «длинных» инвестиций вырастет в случае существенного снижения инфляции.

 

Может идти речь о законодательном ограничении доли государства в крупнейших банках. В этой связи не зря планируется продажа крупных пакетов их акций — по последним предложениям, государство должно полностью выйти из капитала ВТБ и Россельхозбанка к 2017 году. Иностранные и частные банки в целом сохранят свои позиции на рынке, хотя цифры их присутствия могут измениться. Вторая волна прихода иностранных банков маловероятна. Не исключена «точечная» покупка нерезидентами отечественных кредитных учреждений. Массовый же возврат возможен только при существенном росте доходности в тех или иных сегментах отечественного банковского рынка, то есть если повторится ситуация начала — середины 2000-х годов, когда бурно росла розница.

 

Ипотека и автокредитование — эти два нишевых сегмента будут иметь право на существование. Карточным бизнесом банковское сообщество к этому времени успеет «наесться». Однако сохранят свою нишу и универсальные банки из числа как крупнейших игроков, так и кредитные учреждения «второго эшелона». В 2015 году хотелось бы видеть российский банковский рынок более конкурентоспособным и ориентированным на потребности клиентов. Участие государства должно быть минимальным и необременительным с точки зрения массовости отчетных форм и вариативности применения банковского законодательства. Банки также не будут выполнять государственных функций (в частности, по противодействию легализации).

 




Присоединяйся к нам в телеграмм