Банковское обозрение

Финансовая сфера


30.04.2020 Аналитика
В эпоху однопроцентного эквайринга

Население поверило в цифру и в надежность цифровых каналов. Режим самоизоляции только укрепил эту веру. А что платежная индустрия?


Как написал Оскар Уайльд, «вся прелесть прошлого в том, что оно — прошлое». А вот о том, что будет, говорили на практической онлайн-конференции «Retail Pay: Актуальные технологии торгового и онлайн-эквайринга», проведенной «Б.О» 28 апреля 2020 года. Конференция состояла из трех сессий, о первой из которой пойдет речь ниже.

«Платежный рынок является основой финансового рынка в целом. Поэтому к нему регулятор демонстрирует самое пристальное внимание. Ничего удивительного в том, что ЦБ в это сложное время решил воспользоваться предоставленным законодательством правом и отрегулировать эквайринговую комиссию по отдельным видам товаров, установив ее на уровне 1%, нет», — начал дискуссию Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» (АФИ).

Но, по словам спикера, непонятно, кого эта новая комиссия будет стимулировать? Онлайн торговлю, которая и так продемонстрировала впечатляющие темпы роста и при этом ни на йоту не снизила цены на товары? А вот на инфраструктуру приема и проведения платежей все это оказало не самое позитивное влияние! Участники этого рынка уже готовятся к следующему удару: возможной отмене комиссий за проведение платежей за услуги ЖКХ.

«Поэтому такие регуляторные воздействия являются, прямо скажем, не самым положительным фактором для нашей с вами индустрии», — дипломатично добавил Роман Прохоров.

Миролюбивый тон предправления АФИ, как оказалось, не обрадовал модератора дискуссии Данила Поминова. Ясно было, что ответить Дмитрию Болотову, заместителю финансового директора компании «Ситилинк». Да и у остальных участников конференции было что сказать. Собственно, они для этого сюда и пришли.

Что касается модератора, то он ожидал «более яркой позиции» по отношению к регулятору и происходящему на рынке. Но, как выяснилось, Роман Прохоров, проявил талант опытного актера и приберег эмоции на финальные реплики, заставив других выложить карты на стол первыми.

Георгий Никонов, директор по продажам RBK.money, заметил: «Однопроцентный эквайринг от регулятора больше всего ударил по крупным банкам и эквайерам. Но при этом они достаточно быстро подобрали соответствующий времени инструментарий и механику действий, чтобы поддержать на плаву участников платежной бизнес-цепи участников своей экосистемы».

Что касается динамики по секторам, то спикер констатировал паралич платежей в туристическом бизнесе, у отельеров, а также в сегменте ресторанов и кафе. Зато в очередь на подключение выстроились интернет-магазины, не имеющие сайтов, а также блогеры, имеющие страницы в социальных сетях.

Дмитрий Болотов выделил два момента, которые вышли сейчас в «Ситилинке» на первый план: «Во-первых, обеспечение качества платежных сервисов и его поддержка со стороны провайдеров. Клиенты ретейлера стали довольно капризными, им требуется “безбарьерный” сервис оплаты, когда не надо задумываться о тонкостях совершения платежа. Во-вторых, это то, как поддерживается общение с клиентом после проведения им платежа. Например, требуется отменить платеж, что-то изменить в нем и т.д.».

Что касается изменения интерчейнджа, по мнению представителя «Ситилинка», практически вся экономия от снижения ставки уходит назад в платежную индустрию в форме развития бонусной программы.

Сергей Вельц, технический директор и сооснователь компании Cybertonica, поднял тему риск-менеджмента и фрод-мониторинга. Мошенники стараются воспользоваться сложившейся ситуацией с удвоенной силой. Изменяется профиль риска и шлюзов, и эквайеров. Самое тяжелое здесь то, что приходится все менять на лету, но далеко не все к этому готовы. Однако те, кто начал вплотную заниматься управлением рисками, окажутся в выигрыше. А тем, кто продолжают работать по старинке и лелеют свой старый добрый фрод-мониторинг на правилах, которые обновлялись раз в полгода, придется непросто.

Первым из спикеров, кто обратился к роли СБП, стал Виталий Копысов, директор дизайн-офиса СКБ-банка: «У нас сейчас выстроилась очередь из интеграций, она увеличивается ежедневно. Только что сделали проект в “Азбуке Вкуса”. Что касается борьбы за ставку интерчейнджа, то ощущения, что все закончится быстро, нет. Борьба только разворачивается, комиссии регулятором будут только понижаться. Таковы черты нового мира, в котором мы живем и который назад уже не вернется. Одна из причин — клиенты поверили в “цифру” и в надежность цифровых каналов. Ретейлеры лишь следуют за этим трендом».

Участники этого рынка уже готовятся к следующему удару: возможной отмене комиссий за проведение платежей за услуги ЖКХ

Но в вопросе с СБП, по словам Виталия Копысова, есть одно «но». Оператором СБП является Национальная система платежных карт (НСПК), которая активно вкладывается в маркетинговое продвижение карт «МИР» и отказывает в этом же своему второму дитю — Системе быстрых платежей. А ведь на сегодня у этой Системы гораздо более выгодные условия, нежели у традиционного карточного бизнеса. И хоть в том же НСПК не раз заявляли, что «пластик» рано или поздно отомрет, приближать собственными усилиями эту дату НСПК не хочет, чем сильно огорчает многих участников платежного рынка страны, постоянно оглядывающихся на достижения того же WeChat.

«Мир после COVID-19 никогда не будет прежним: лишившись офлайна, мы все приобрели отлайн уже навсегда», —  заявила Ольга Сергеенко, учредитель и президент благотворительного фонда «Огромное сердце». По ее словам, фонды сегодня должны быть на первом фланге технологического прогресса. Каждая сэкономленная на комиссиях и издержках копейка сейчас очень дорога тем, кто пострадал от пандемии и экономического кризиса.

Завершила данную дискуссию презентация Бориса Кривошапкина, начальника отдела развития электронной коммерции «МультиКарты», которую он охарактеризовал, как «взгляд со стороны банковского процессинга». Начал он с неотложных мер, предпринятых для упрощения проведения платежей плательщикам и мерчентам в условиях пандемии, а именно снятие ограничения по сроку действия карт и обработка большого количества возвратов по ранее совершённым покупкам клиентами в туриндустрии и в развлекательной сфере. При этом было отмечено, что при правильной организации процесса особых предпосылок для роста опротестований со стороны плательщиков нет. Последствия же снижения ставки банковской комиссии вряд ли будут замечены покупателем.

Что касается трендов, то спикер обозначил три основных: «Продолжение перехода торговых предприятий на обслуживание в топовые банки, как к наиболее приспособленным для работы в условиях кризиса. С СБП серьезных подвижек не будет, так как комиссии сравнялись со льготными категориями товаров, по которым банковская комиссия была снижена, при этом серьёзных пользовательских преимуществ нет. Принципиально новых инструментов платежей пока не появится, так как для их реализации нужно финансирование, которое, скорее всего, будет сокращаться. И, наконец, в русле изменения потребностей всех игроков рынка, топовые банки, пользуясь своим потенциалом, будут стремиться активно наращивать клиентскую базу».

И второй раз за сессию модератор, будучи апологетом малых инновационных компаний, огорчился, услышав мнение Бориса Кривошапкина, что «сейчас ориентир сместится больше в сторону технологий работы с клиентами — их сохранение, развитие, повышение лояльности, нежели на традиционный финтех».

Градус дискуссии резко поднялся. Было сказано много «за» и «против» по тезисам «Мультикарты» и другим вопросам первой сессии. Предлагаем всем желающим лично ознакомиться с мнениями участников, перейдя по ссылке на видеозапись.

 

Дмитрий Болотов, заместитель финансового директора компании «Ситилинк»Дмитрий Болотов, заместитель финансового директора компании «Ситилинк»

Сегодня в фокусе внимания игроков рынка e-commerce — качество проведения платежей. Удобные инструменты оплаты заказа способствуют повышению конверсии и, дополненные привлекательным ценовым предложением, удержанию клиентов. Поэтому представители сегмента активно работают над внедрением и развитием современных опций — онлайн-эквайринга и системы быстрых платежей (СБП).

Так, актуальная ситуация на рынке стала драйвером развития онлайн-эквайринга как инструмента. Мы видим, что доля оплат через сайт в апреле выросла более чем на 50% (по сравнению с предшествующим периодом). Если говорить о Системе быстрых платежей, она тоже имеет большие перспективы в отрасли. При корректном использовании позволяет повысить качество сервиса и увеличить маржинальность.

Положительный клиентский опыт, приобретенный в текущей ситуации, будет способствовать росту частоты применения современных инструментов, в том числе в регионах, где традиционно покупатели отдавали предпочтение оплате наличными при получении.

На маржинальность ретейла сегодня также влияет регулирование интерчейнджа. Корректировка межбанковской комиссии способствует удешевлению онлайн-платежей, помогает обеспечивать более выгодные условия для клиентов, перераспределять сохраненные денежные средства на развитие собственных сервисов и повышать привлекательность стоимостного предложения. Также корректировка может способствовать расширению условий программ лояльности. Хотя сегодня многие ретейлеры предпочитают работать над их развитием самостоятельно».

 

 

Борис Кривошапкин, начальник отдела развития электронной коммерции «МультиКарты»Борис Кривошапкин, начальник отдела развития электронной коммерции «МультиКарты»

В условиях пандемии «МультиКарта» (как представитель банковского процессинга) столкнулась с рядом вызовов, на которые необходимо было оперативно реагировать. В первую очередь таким вызовом стало решение технологических задач, которые упростили бы банкам, плательщикам и мерчантам работу по приему платежей, а также выполнение новых регуляторных требований, которые были своевременно отработаны. Важной составляющей в этот период стало поддержание текущей работы банков-клиентов — реализация всех запланированных инициатив, сохранение оборотов, мониторинг работоспособности, поддержание неизменно высокого уровня сервиса. Основным приоритетом для «МультиКарты» было и остается развитие партнерских отношений, несмотря на возможные изменения ландшафта платежной индустрии.

 

 

Георгий Никонов, директор по продажам, RBK.moneyГеоргий Никонов, директор по продажам, RBK.money

Мы наблюдаем прирост заявок на подключение к эквайрингу в диапазоне 15–20% по отношению к обычному трафику. Безусловно, самоизоляция стала дополнительным стимулом для переориентации собственного бизнеса в онлайн-среду для многих компаний. Есть большой спрос и со стороны аптек после внесения поправок в законодательство. Алкогольные компании тоже скоро смогут продавать в онлайне. Процесс подключения занимает от двух дней до полутора недель в зависимости от сложности реализуемого платежного продукта. Для тех, кто продает вне сайта, мы предлагаем самое быстрое решение: генерацию платежной ссылки через личный кабинет мерчанта. Этот инструмент вообще не требует интеграции и полезен, например, интернет-магазинам, не имеющим сайта, а также блогерам.

Значимое снижение оборотов мы наблюдаем только по двум категориям наших клиентов: travel-сегмент и такси. Причем последние сначала еще держались, но с ужесточением режима изоляции просели более чем на 40%. Остальные компании (ретейл, онлайн-сервисы, доставка, финансовые услуги и пр.) остались практически на том же уровне. Также раньше покупки распределялись более плавно по дням недели, а теперь все происходит скачкообразно. Думаю, что вернуться к прежним оборотам нам удастся только к концу года, когда ситуация стабилизируется и покупательская активность вернется на докризисный уровень.

У зарубежных клиентов тоже наблюдается снижение трафика. Но в целом, там ситуация стабильнее, так как эти клиенты изначально предоставляли только онлайн-продукты. А благодаря тому, что многие стали больше потреблять онлайн-контента и онлайн-услуг, удалось нивелировать общее падение платежей по этому направлению.

Запись трансляции практической онлайн-конференции «Retail Pay: актуальные технологии торгового и онлайн-эквайринга».

Презентации спикеров

Презентация Бориса Кривошапкина, «Мультикарта».

Презентация Сергея Вельца, Cybertonica.